Интервью

30 июня 2009 года
Алексей СЁМКИН

Время инвестировать в качество и экономию

Алексей СЁМКИН, Директор подразделения «Запасные части и сервис» компании «Альфа Лаваль»

Отстоять нелегкую путинную вахту под силу рыбаку – опыт и чутье «морского волка» не отнять. Вот только планы на результат промысловой экспедиции слишком подвержены сегодня корректировке судовой техникой, возраст и качество которой играют решающую роль.

Понятно, что возможность сменить «коня», опираясь на помощь банков и государства, сегодня доступна лишь единицам. Да и основная часть флота еще способна выкладываться в море до следующего захода в порт на капитальную профилактику и ремонт. Единственное условие – чтобы главный двигатель – сердце любого судна – работал бесперебойно.

Как возможно переоборудовать рыбопромысловое судно, сэкономив при этом не на качестве, а на затратах судовладельца по его обслуживанию? С таким вопросом корреспондент РИА Fishnews.ru обратился к специалисту компании с мировым именем, которая на протяжении уже более 125 лет не останавливается в совершенствовании своей продукции: о возможностях технической модернизации с использованием оборудования от «Альфа Лаваль» рассказывает директор подразделения «Запасные части и сервис» компании Алексей Сёмкин.

- Алексей Владимирович, что играет решающую роль в поддержании нормальной и бесперебойной работы судна? Иными словами, на что в первую очередь необходимо обратить внимание судовладельцу, перед которым стоит вопрос ремонта или переоборудования флота своей компании?

- Надежность работы главного двигателя любого судна, который к тому же является и одним из самых дорогостоящих механизмов, обеспечивает система топливоподготовки и очистки масла.

Проблема переоборудования топливоподготовки на сегодняшний день очень актуальна по нескольким причинам. Первая и основная – изменилось качество топлива. Мы его называем «современное тяжелое топливо». После нефтяного кризиса 1972 г. производители топлива начали применять новые процессы для более глубокой переработки нефти. В частности, сегодня для дополнительного «извлечения» легких сортов топлива широко применяется так называемый каталитический крекинг.

Однако в ходе этого процесса в конечный продукт попутно попадает огромное количество частиц самого катализатора. Конечно, нефтяные компании стараются очищать полученное топливо и соблюдать принятые нормы содержания катализаторов в готовом продукте. Вот только норма эта по всем мировым стандартам на сегодняшний день составляет для них 80 ppm, в то время как любой производитель требует, чтобы в дизель поступало топливо с максимальным содержанием катализатора в 7-15 ppm.

Устранение этой разницы и должна взять на себя система топливоподготовки судна, предотвращая тем самым износ двигателя и максимально снижая риск возникновения сопутствующих неисправностей.

Вторая причина актуальности проблемы переоборудования заключается в том, что оборудование, поставлявшееся на суда бывшего СССР из стран-членов СЭВ, даже в момент постройки уже было морально устаревшим. Кстати, отмечу, что на тот момент сепараторы для советского рыбопромыслового флота производились по лицензии «Альфа Лаваль». Вот только лицензия эта была на оборудование, от производства которого сама компания отказалась еще в 1986 г. в пользу более современных технологий.

Так что на сегодняшний день сепараторы, сохранившиеся на судах с советских времен, – это просто анахронизм. И в том, что они не способны осуществлять качественную топливоподготовку, поскольку просто не предназначены для работы с современным топливом, можно не сомневаться.

Кроме того, на них отсутствует автоматика, необходимая сегодня для контроля качества очистки топлива, времени разгрузки сепараторов и т.д. К тому же устаревшее оборудование еще и экономически невыгодно, т.к. при «простреле» (очистке от скопившихся в сепараторе шлама) выкидывает очень большое количество нефтепродуктов, ведь прежде не ставилось задач экономии топлива. Для примера: на современных машинах объем выброса сокращен в 10 раз.

В довершение к указанным причинам приходится добавлять и довольно низкий уровень самого технического персонала. Правда, такая тенденция наблюдается сегодня во всем мире. Но при этом в большинстве стран плавсоставу приходится работать на современном оборудовании с максимальной степенью автоматизации, в то время как российским – справляться с современным топливом на устаревших машинах, затрачивая массу дополнительных сил, времени и средств.

А между тем важность такого контроля многие сегодня просто недооценивают. Ведь после сепаратора топливо поступает в главный двигатель и при недостаточной очистке сильно изнашивает этот важнейший механизм, увеличиваются расходы на запчасти. Видя большую стоимость расходной составляющей, судовладелец пытается найти замену запчастям среди более дешевых, которые в свою очередь еще быстрее выходят из строя, ухудшая состояние других механизмов. И в итоге уже невозможно найти причины, из-за чего произошла очередная серьезная поломка.

Покупка нового сепаратора – это инвестиционные расходы. Убедиться в необходимости таких вложений возможно лишь в результате серьезного анализа и расчета выгоды от переоборудования судна, либо уже на практике, но спустя определенное время. Ведь объем операционных текущих расходов куда понятнее: «они были в этом году, в прошлом, вырастут и в будущем – никуда от этого не денешься», – полагают многие и серьезно заблуждаются.

- Но если судовладелец все же решился на такое инвестиционное вложение, подойдет ли, к примеру, новый сепаратор на судно старой постройки, «уживется» ли он с остальным оборудованием?

- Подходят и притом полностью. К тому же современные сепараторы более компактные и при установке на судне занимают меньше места, при этом идеально вписываясь в систему. У нас уже имеется большой опыт установки оборудования на рыбопромысловых судах компаний, расположенных в западных регионах России и за рубежом. Здесь судовладельцы с готовностью и полным пониманием дела идут на переоборудование своих судов, так как осознают перспективность и необходимость подобных вложений в собственные производственные мощности.

Несколько медленнее идет процесс на Дальнем Востоке, однако и здесь «Альфа Лаваль» уже реализовала крупные проекты по технической модернизации судов ведущих рыбопромысловых компаний.

- А если говорить языком цифр, как судовладельцу подсчитать выгоду от переоборудования своего судна, чтобы убедиться в перспективности инвестиционных вложений?

- Довольно сложно провести полный экономический расчет подобной экономии, поскольку в каждом случае существует множество дополнительных, сопутствующих факторов, влияющих на конечный результат, которые заранее просто невозможно учесть. Но возьмем для примера самое распространенное рыбопромысловое среднетоннажное судно – БАТМ, на которое, к слову сказать, прекрасно подходит оборудование «Альфа Лаваль».

Для комплектации подобного судна мы можем предложить два варианта: полный и вариант-эконом, исходя из возможностей компании. К примеру, нам необходимо заменить сепаратор топлива, которых на БАТМ установлено три. В целях экономии вполне хватит замены хотя бы одного из них, чтобы обеспечить жизнеспособность судна на ближайшие 10 лет. Это наладит нормальное питание главного двигателя качественно очищенным топливом, максимально сократит затраты на обслуживание – простота в эксплуатации не потребует постоянного присутствия и контроля со стороны обслуживающего персонала, а также какой-то особой подготовки для работы с новым сепаратором.

Следующим важным условием для минимизации расходов по обслуживанию двигателя является обеспечение качественной очистки масла. На рыбопромысловых судах, как правило, установлены тронковые дизели, специфика которых заключается в том, что все продукты сгорания у них сразу попадают в картер. Это приводит к сильному загрязнению масла, износу подшипников, распределительного вала и других весьма дорогостоящих механизмов.

Установленные на большинстве судов сепараторы масла в принципе справляются с задачей хотя бы минимальной очистки масла. Но не способны регулировать время «прострела», из-за чего нет гарантии качества очистки, и требуют постоянного присутствия обслуживающего персонала. К тому же, как уже говорилось, устаревшие сепараторы имеют большой объем выброса масла (2,5 литра за «прострел»). По нашим подсчетам, установка на судне двух современных сепараторов масла, при среднем ходовом времени БАТМ в 7000 часов, позволяет только на этой статье расходов получить окупаемость нового оборудования за 1,5 года.

Это совпадает и с взятым за основу общемировым показателем, указывающим на то, что установка новой системы сепарации, получение 100-процентно качественной очистки топлива приводит к окупаемости системы через 1-1,5 года.

- Откуда берется эта цифра?

- Возьмем 2 стандартных дизеля. На каждом из них установлено по 6 цилиндров: 12 распылителей и 12 плунжерных пар. В среднем один распылитель стоит около 120 евро, плунжерная пара – в районе 600 евро, плюс повышенный износ цилиндро-поршневой группы. Установка новой системы сепарации позволяет, как минимум, в 2 раза продлить жизнь этого оборудования.

Это, конечно, грубый расчет, но довольно правильный. Тем более что частота, с которой судовладельцы в действительности вынуждены производить замену этих запчастей, создает еще более угрожающую картину.

Проблема заключается в другом – в понимании или непонимании судовладельцами всей серьезности ситуации. Каждый раз с большими трудностями компаниям удается находить деньги даже для оперативного «латания дыр». При этом мало кто подсчитывает, какие убытки приносит непрерывная замена выходящих из строя запчастей по возвращении после каждого рейса. Однако к минимизации этих расходов путем разового инвестирования в приобретение нового оборудования они оказываются не готовы.

- По какой схеме «Альфа Лаваль» работает со своими клиентами? Существуют ли индивидуальные схемы подбора оборудования и дальнейшей оплаты и т.д.?

- Прежде всего, мы всегда стараемся работать напрямую, без посредников. К тому же, кто лучше самого производителя сможет объяснить преимущества своего оборудования и разберется в тонкостях его подбора и установки.

Что касается стоимости оборудования, предлагаемого «Альфа Лаваль», именно в России наша компания старается держать наиболее приемлемую цену в сравнении другими зарубежными рынками, учитывая финансовые возможности местных судовладельцев, что, однако, никак не сказывается на его качестве.

Мы крупная компания, а поэтому всегда готовы рассмотреть различные кредитные условия индивидуально для каждого заказчика, но лишь в случае, когда судовладелец уже однозначно определился со своим выбором именно этого оборудования. Вместе с тем говорить о каких-то серьезных залоговых и кредитных схемах, как правило, не приходится, поскольку стоимость одной сепарационной системы составляет от 20 000 до 30 000 евро – это не столь уж большие деньги, чтобы привлекать серьезные банковские гарантии, которые в свою очередь также стоят определенных денег. Всегда легче договориться напрямую.

- А какую техническую поддержку способна обеспечить своим клиентам «Альфа Лаваль»?

- Мировая сеть «Альфа Лаваль» – одна из крупнейших, насчитывает порядка 50 сервисных центров по всему миру. Во всех основных морских портах есть сервисные инженеры, которые при необходимости могут выехать в ближайший порт.

В России у нас довольно хорошо закрыта европейская часть страны. Сервисную поддержку на Дальнем Востоке мы на сегодняшний день обеспечиваем силами специалистов компании «Плавающие ремонтные бригады» (ПРБ). В рамках заключенного договора сотрудники компании прошли специальное обучение и получили сертификаты на проведение сервисного обслуживания оборудования «Альфа Лаваль».

Стандартная гарантия на оборудование «Альфа Лаваль» составляет год с возможным продлением в случае выполнения заказчиком ряда эксплуатационных обязательств со своей стороны.

- Какое еще оборудование для технической модернизации судов предлагает ваша компания?

- Сепарационное оборудование действительно является основным с точки зрения решения целого комплекса наиболее серьезных проблем. Однако «Альфа Лаваль» предлагает своим заказчикам и целый ряд не менее необходимого оборудования для обеспечения жизнедеятельности и работоспособности судна.

Это бустерные модули, обеспечивающие подачу топлива к двигателям. Электронные системы контроля вязкости топлива (вискозиметры), способные наиболее точно определить этот показатель у современного топлива, представляющего собой довольно непредсказуемый химический элемент.

Также мы поставляем автоматические фильтры на топливо и масло. Они пользуются довольно большой популярностью среди владельцев судов типа БАТМ, поскольку идеально заменяют установленные на многих из них фильтры французской компании «Релюмикс», ныне прекратившей свое существование.

Отмечу, что довольно часто судовладельцы, приобретая у нас подобные фильтры, надеются кардинально решить проблему очистки топлива и масла без модернизации системы сепарации. Однако ожидаемого эффекта использование лишь одного, к тому же малого компонента целой системы топливоподготовки, принести не способно. В идеале, для решения комплексных проблем с топливом необходимо установление всего комплекса оборудования.

Еще один продукт «Альфа Лаваль», очень популярный на рыбопромысловом флоте, это опреснительные установки. Рыбаки с удовольствием устанавливают их на своих судах и уважают за простоту и надежность. Сегодня к традициям качества компания добавила и современные разработки, что позволило представить на рынок новую опреснительную установку – AQUA.

Что же касается сроков установки оборудования на суда, к сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда суперинтенданты компаний начинают думать о необходимом оборудовании за 2 месяца до ремонта, принимая окончательное решение непосредственно перед поставкой судна в док. Эта ошибка и приводит к тому, что в итоге приходится брать не то, что надо, а то, что есть в данный момент, лишь бы скорее снова выйти на промысел.

«Альфа Лаваль» всегда стремится к максимальному результату, в том числе и в работе оборудования. Единственным условиям для наших клиентов, которые хотят получить 100% отдачу от работы приобретаемой техники на своих судах, является предварительная совместная проработка заказа и подготовка индивидуального проекта. Результат такой работы в действительности способен превзойти все ожидания.

Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru

Июнь 2009 г.