Интервью

15 июля 2009 года
Яна ЯШИНА

Кто зарабатывает во время кризиса?

Яна ЯШИНА, Генеральный директор ООО «Фишньюс»

Негативные кризисные явления продолжают быть темой обсуждения и озабоченности во всех слоях общества и областях экономики. Многочисленные эксперты рисуют прогнозы один другого мрачнее. В то же время в стране известен целый ряд бизнесменов, которые стали успешными именно во время кризиса 1998 года. В чем же секрет? Как разглядеть новые возможности? И как это применимо к рыбной отрасли? Об этом мы решили поговорить с генеральным директором ООО «Фишньюс» Яной ЯШИНОЙ.

- Яна Александровна, по роду деятельности Вы контактируете со многими компаниями рыбной и смежных отраслей. Есть ли какие-то примеры позитивных событий?

- На самом деле поток негативных новостей создает у нас иллюзию повсеместного бедствия практически во всех отраслях, но я бы не стала так сгущать краски. По крайней мере, в нашей отрасли все не так плохо. Судите сами: рыбопромышленники получили 10-летние квоты, то есть гарантию на ежегодный доход в долгосрочный период. Спрос на рыбопродукцию не падает, а по целому ряду позиций растет, поскольку цена на отечественную рыбу способствует не только импортозамещению, но и расширению рынка сбыта за счет дорожающих белковых продуктов животноводства. Благополучному положению в рыбной отрасли способствует и стабилизация цены на топливо – за последний год бункеровка подешевела почти вдвое. Стоит упомянуть также снижение ставок оплаты за биоресурсы.

- То есть Вы считаете, что бизнес стал даже более рентабельным?

- Однозначно сказать сложно, ведь при этом наложились и некоторые негативные факторы, но уж точно не все так плохо, как в других отраслях. Думаю, пока следует говорить не о рентабельности, а о резком росте вложений в бизнес.

Результаты этого очевидны. Предприятия рыбной промышленности начали активно перевооружаться. Конечно, до масштабного строительства флота дело еще не дошло, но переработка, снабжение и прочее перевооружение получили импульс к развитию.

- Значит ли это, что увеличились закупки оборудования и т.д.

- Однозначно! Об этом свидетельствует мгновенно возросшая загруженность компаний, производящих и устанавливающих оборудование. У некоторых поставщиков возникла очередь из клиентов.

Причем инвестирование наблюдается даже в условиях недостатка кредитных ассигнований. Когда же в качестве залога можно будет использовать квоты на вылов, инвестиции рыбаков увеличатся многократно.

- То есть можно сказать, что кризиса здесь совсем нет?

- Я бы так не сказала… Все-таки я сужу по тем компаниям, с которыми мы контактируем. А значит, эти компании занимаются активным продвижением собственных товаров и услуг, формированием позитивного имиджа в глазах потенциальных заказчиков. Думаю, что для малоизвестных компаний дела обстоят не так радужно.

- Вы думаете такие инструменты, как реклама и PR эффективны во время кризиса?

- Они даже более эффективны, чем в обычное время! В этом я абсолютно убеждена! Но я – заинтересованное лицо, поэтому постараюсь максимально объективно объяснить свою позицию.

Во время кризиса резко меняется отношение к рискам – все предпочитают рисковать меньше. А мы с вами сейчас говорим о сделках на миллионы и даже десятки миллионов рублей. В такой ситуации заказчики предпочитают работать с известными компаниями, даже если неизвестные дешевле.

- Логика ясна. Но при этом во время кризиса урезают как раз расходы на рекламу…

- Вот это своеобразная байка, которую рассказывают все кому не лень… Когда речь идет о потребительской рекламе соков, пива и подобных товаров, которая в себестоимости продукта может занимать до 15% и исчисляться суммами в миллионы долларов, конечно возникает необходимость резать эти расходы в числе всех остальных.

Но мы-то говорим о другой отрасли. Например, достаточно серьезные бюджеты на продвижение в наших изданиях и в интернет-ресурсах, входящих в медиа-холдинг Fishnews, исчисляется тысячами долларов. Это сотые доли процента в себестоимости продукции и услуг наших клиентов. Зачастую они отбивают ВСЕ ГОДОВЫЕ вложенния в рекламу всего ОДНОЙ сделкой!

- Да, но ведь для многих реклама и PR – эфемерные понятия, деньги за воздух.

- Про многих – я не соглашусь. Конечно, не все еще понимают, как работают инвестиции в продвижение, но уже много грамотных руководителей и специалистов, которые понимают и принимают эти инструменты. Сейчас скорее стоит вопрос о виртуозности владения ими. На самом деле наши ресурсы помогают не просто продавать товар: кто-то решает вопросы формирования имиджа надежного партнера, для кого-то открываются доселе закрытые двери, а самые изощренные строят эффективный диалог с властью.

- А как происходит этот «диалог»? И какова в нем ваша роль?

- На самом деле схема не нова – ею уже давно пользуются в цивилизованных странах. Более органично она вписывается в деятельность ассоциаций и других объединений, хотя есть и другие примеры. В наших СМИ представители ассоциации планомерно акцентируют внимание ощественности и власти к определенной проблеме. Актуальная проблема волнует общественность. Из наших ресурсов она перетекает во многие другие СМИ, вызывает широкий резонанс. Ее сложно игнорировать, она начинает занимать умы даже самых неповоротливых чиновников. Я думаю, что роль СМИ в этом процессе очевидна – это совсем другой масштаб.

- Так кто же зарабатывает во время кризиса?

- Зарабатывают те, кто думает своей головой, а не кивает на большинство. Зарабатывают те, кто умеет работать, кому есть, чем доказать это, и кто умеет об этом сказать. Зарабатывают те, кому доверяют.

Елена ФИЛАТОВА, РИА Fishnews.ru

Июль 2009 г.

Яна ЯШИНА, другие интервью.

11 января 2010 года
Яна ЯШИНА, генеральный директор ООО "Фишньюс"

Куда дуют ветры перемен

Яна ЯШИНА, Генеральный директор ООО "Фишньюс"

Времена, когда рыбаки топтались где-то на задворках Минсельхоза и всеми силами старались обратить на себя внимание власти, озабоченной совсем другими проблемами, – ушли в прошлое. В отрасли наступила эпоха перемен. Именно перемен, а не перманентной и безрезультативной смены руководства. Что несут с собой эти реформаторские ветры, – мы пытались выяснить вместе с генеральным директором ООО «Фишньюс» Яной ЯШИНОЙ.