– Олег Николаевич, каковы итоги за первое полугодие по оформлению судов?
– На Владивостокскую таможню приходится 67% всей продукции морского промысла, оформляемой в Дальневосточном регионе. В первом полугодии 2009 года Первомайским таможенным постом было оформлено 332 судна с рыбопродукцией, из них на приход – 209, на отход – 123.
Всего в первом полугодии 2009 года было оформлено 711,9 тыс. тонн продукции морского промысла, что почти в 7 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года, и более чем в 3 раза больше, чем за весь 2008 год.
Из общего количества оформленной биопродукции 310,8 тыс. тонн составил экспортный грузопоток, который не только увеличился по сравнению с 1 полугодием 2008 года в 17 раз, но и оказался в 5,6 раза больше, чем за 2008 год.
Импортная составляющая превысила прошлогодние значения в 4,5 раза и составила более 400 тыс. тонн.
К Владивостокскому берегу подходили суда с минтаем, рыбной мукой, крабом, черным и белым палтусом, лососем, креветками и другой морепродукцией.
На таможенной территории РФ осталось 90,3 тыс. тонн продукции морского промысла, что составляет 88 % от объема всего 2008 года.
– На Ваш взгляд, рыбаки были готовы к этим нововведениям?
– Специфика деятельности рыболовецких компаний заключается в том, где именно они ведут промысел – за пределами исключительной экономической зоны России или в пределах 12-тимильной зоны. Тех, кто вел лов в прибрежных акваториях, законодательные нововведения (в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» и направленные на его реализацию постановления правительства N 184 от 19 марта и N 990 от 24 декабря 2008 года), следовательно, и изменения в процессе оформления уловов, не коснулись.
Однако большинство рыбацких компаний ориентировано на добычу за пределами ИЭЗ РФ и поставку рыбы на экспорт. В основном они имеют малый и среднетоннажный флот и свои рыбоперерабатывающие предприятия. О том, что схема оформления уловов изменится с нового года, все знали заранее. Добросовестные квотодержатели и судовладельцы подготовились к работе по новым правилам. В структуре таких компаний были организованы отделы, специалисты которых занимаются оформлением рыбопродукции, составляют грузовые таможенные декларации (ГТД) и готовят в соответствии с международным и российским таможенным законодательством, а также требованиями заинтересованных контролирующих органов необходимый к ГТД пакет документов. У таких компаний проблем не было.
Трудности возникли у тех, кто доставлял добытый улов непосредственно из района промысла в иностранные порты. Перед ними встала проблема доставки продукции на берег. Те сотрудники, которые могли заниматься сбытом рыбопродукции остались, а тех, кто должен был готовить документы, следить за соблюдением таможенного законодательства, у них не оказалось. Поэтому пришлось и им учиться, и нам их учить, оказывать содействие.
К примеру, коммерческий директор одной из крупных компаний удивлялся тому, что никак не могут оформить таможенную декларацию. Их декларант в течение нескольких часов приносил в таможню пакет документов четыре(!) раза, пока инспектор карандашом не написал, что именно нужно исправить.
Самая распространенная ошибка – неграмотная подготовка документов. Существует определенный перечень документации, которую готовят таможенные органы, а более 90% тех документов, которые поступают в таможню, готовит декларант. То есть специально уполномоченные лица. В основном это таможенные брокеры. Но до недавнего времени большинство брокерских компаний занималось оформлением автомобилей, и быстро понять тонкости оформления рыбопродукции и работы с рыбаками смогли не все.
Еще одна проблема в том, что большинство рыбаков, прочитав новые постановления, решили, что таможня должна оформлять суда за 3 часа, а то, что они должны предоставлять нам сведения не позднее, чем за 24 часа, они не учли, соответственно, требуют от нас выполнения обязанностей в срок, забывая о своих.
– Каковы основные причины задержек в оформлении?
– Как я уже говорил, одна из основных причин – неготовность документов и некомпетентность работников компаний.
Еще одной причиной задержек выпуска деклараций являются спорные вопросы таможенной стоимости вывозимой рыбопродукции. Таможенные платежи рассчитываются исходя из таможенной стоимости товара, и таможня, как орган, который должен блюсти интересы государства, проводит аналитическую работу и проверяет достоверность заявляемой таможенной стоимости рыбопродукции. Дело в том, что исходя из специфики добычи, многие виды продукции на Дальний Восток достаточно долгое время не доставлялись. Поэтому возможность проверить достоверность заявляемых сведений на примере прошлых лет и результатах работы других компаний не всегда существует. Но сейчас идет активный обмен с другими таможнями и успешно нарабатывается и обновляется своя база.
Достаточно серьезные трудности возникали в период прохождения минтаевой путины в отношении определения таможенной стоимости вывозимой икры минтая. Большинство продуктов вывозится со строго определенной стоимостью, а для реализации икры минтая организовываются аукционы, на которых выставляются лоты, покупатели смотрят качество икры и только потом назначается цена. Причем цена может меняться даже в течение одного дня. Минтаевая икра делится на 12-14 сортов. Высшие сорта могут стоить до 12 долларов за килограмм, а низшие 3-3,7 доллара, то есть разница очень ощутима, и таможня должна тщательно оценивать качество продукции. Таможенные органы приняли решение выпускать данную продукцию под временный вывоз. Естественно, устанавливается определенный уровень цен, ниже которых продукция не уходит. А после торгов, когда цена уже известна, рыбаки доплачивают оставшуюся часть налога. Это помогает избежать задержек судов и минимизировать издержки грузоотправителей.
– Каковы ошибки и причины разногласия сторон в процессе оформления?
– В основном разногласия возникают по вопросам таможенной стоимости и иногда по представлению товаров к досмотру.
Одни компании работают «в белую», то есть их продукция всегда доступна к осмотру, они вовремя предоставляют необходимые документы. Но существуют и другие компании, которые уходят от налогов и нередко занимаются контрабандой. И таможня, как правоохранительный орган, работает по системе управления рисками, то есть нарабатывается база компаний и информация о том, кто склонен к нарушению законодательства, а кто – нет. Пока рыболовецких компаний, которые строят свою деятельность на нарушении законодательства, у нас нет. Сейчас ведутся только плановые проверки. Но мы делаем все возможное, чтобы минимизировать издержки судовладельцев и ускорить процесс проверок.
– Как вы оцениваете координацию контролирующих органов в процессе оформления рыбопромысловых и транспортных судов?
– До недавнего времени у нас были проблемы с ветеринарными службами, так как процесс получения ветеринарного свидетельства был очень затянут из-за нехватки сотрудников и необходимости проводить исследования продукции. Но сейчас приняты меры для того, чтобы большинство компаний, которые имеют большой опыт и хорошую репутацию, получали ветеринарное свидетельство еще до того, как судно пришло в порт.
Это стало возможным благодаря тому, что с недавнего времени производится разделение районов промысла российских судов. Постоянно проводятся исследования продукции из районов добычи и на основании этих исследований делается заключение о качестве рыбопродукции и ее безопасности. Это в значительной мере упростило процесс получения ветеринарных свидетельств.
Диана ТУТАЕВА, РИА Fishnews.ru
Июль 2009 г.