- Прошел почти год с того момента, как вступили в действия Постановления Правительства РФ № 184 и № 990, обязывающие всех рыбаков оформлять уловы на таможенной территории РФ. Каковы итоги работы пограничников, которые первыми встречают в портах суда, идущие с промысла?
- Согласно данных Дальневосточного таможенного управления ФТС России, по состоянию на сентябрь 2009 года за пределы таможенной территории РФ вывезено более 700 тыс. тонн гидробионтов на общую сумму свыше 1,2 млрд. долларов США, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года по легальному вывозу водных биоресурсов в 7 раз.
Основная нагрузка по оформлению судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах РФ легла на порты Приморского, Камчатской края и Сахалинской области, где на вывоз с таможенной территории Российской Федерации оформлено более 50% добытой продукции.
Основными объектами для вывоза за рубеж являются: минтай и продукция из него, практически 100-процентно вывозятся краб (живой и охлажденный), морской еж, креветка, моллюски, скаты. Согласно официальной статистике, основными странами – потребителями российских водных биоресурсов – являются Китай и Республика Корея, в которые вывезено 93% от общего количества оформленной таможней продукции. По сравнению с предыдущим годом, поставки в данные страны АТР выросли в 10 и 7 раз соответственно. В Японию вывезено всего лишь 5% от общего количества гидробионтов.
Нарушений временных показателей ожидания оформления и государственного контроля судов и продукции морского промысла по вине пограничных органов ФСБ России не допущено.
Вместе с тем в 2009 году должностными лицами пограничных органов за нарушение Порядка оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морские порты в Российской Федерации, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки в морские порты в Российской Федерации и осуществления государственного контроля в морских портах в Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № 184 составлено более 200 актов о нарушениях, связанных с превышением времени ожидания оформления, которые были допущены по вине судовладельцев, их представителей и агентирующих компаний, администраций рыбопромысловых судов, администраций морских портов и по другим причинам (штормовая погода, закрытие рейда ТОФ).
По нашему мнению, в целях устранения существующих на данном этапе нарушений Порядка оформления судов, необходимо, в первую очередь, решить вопрос о создании во всех портах специального органа (подразделения, службы и т.п.), на который, в соответствии с пунктом 7 Порядка оформления судов, возложить функции по приему заявок на оформление рыбопромысловых судов, определению времени и очередности оформления прибывших судов, определению необходимого количества плавсредств для доставки членов комиссии на борт судна. В настоящее время в большинстве своем приемом таких заявок и определением очередности оформления судов занимаются диспетчерские службы хозяйствующих в портах субъектов по согласованию с государственными контрольными органами. Сбор и доставку комиссии осуществляют представители судовладельца или уполномоченные им лица (судовые агенты).
Как положительный пример организации этой работы можно отметить порт Владивосток, где эти вопросы приближены к установленным требованиям.
- Что Вы можете сказать о взаимодействии пограничников с другими контролирующими органами в сфере охраны и защиты морских биологических ресурсов России?
- Противодействие незаконному вылову водных биологических ресурсов и вывозу их за границу – проблема, на сегодняшний день, одна из наиболее острых. Она требует комплексного, системного подхода, отлаженного взаимодействия всех государственных органов, контролирующих деятельность в сфере промысла и переработки гидробионтов.
Браконьеры наносят ощутимый ущерб экономике нашего государства. В целях повышения эффективности борьбы с браконьерством на морских и речных участках границы пограничные органы стали практиковать проведение пограничных операций в периоды путин с привлечением взаимодействующих территориальных органов – таможни, МВД, Росфинмониторинга, Федерального агентства по рыболовству и других организаций.
Перед проведением каждой такой операции мы уточняли и координировали вопросы взаимодействия по ее проведению. Кроме того, в качестве превентивных мер борьбы с нарушением природоохранного и пограничного законодательства проводились совещания с представителями рыбодобывающих компаний, в частности, Ассоциации добытчиков минтая, по вопросам, которые могли возникать в ходе путины.
И эффект от такой работы есть. К примеру, в 2007 году пограничными органами Дальневосточного региона предотвращенный экономический ущерб государству составил около 340 млн. рублей, а в 2009 году уже более 500 млн. рублей.
Другой действенный показатель эффективности нашей деятельности по борьбе с браконьерством – конфискация браконьерских судов. Если в период с 1999-го по 2004 год судебными решениями было конфисковано 7 судов, то в период с 2005 по 2009 год по представлениям пограничных органов судебными инстанциями конфисковано более 80 «промысловиков».
Немаловажным показателем борьбы с браконьерством является и рост цен на морепродукты в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона в течение последних двух лет. Рост цен на отдельные виды морских гидробионтов составил около 200%. А это говорит о том, что борьба пограничников с нелегальной добычей морских богатств России с каждым годом становится все эффективней.
- В прошлогоднюю Охотоморскую путину возникали трения между рыбаками и пограничными органами по поводу определения коэффициента выхода икры минтая – как прошла минтаевая путина в Охотском море этого года? Как Вы оцениваете ее с точки зрения соблюдений рыбаками Правил рыболовства? Что ждете от путины-2010?
- Главным пострадавшим в данной ситуации было государство. Ибо оно могло понести многомиллионный ущерб, если бы не контроль со стороны пограничников. Лавина обвинений – не более чем спланированная акция, инициированная отдельными лицами и организациями, вынашивающими цель пролоббировать свои корыстные интересы с использованием средств массовой информации и привлечением мнения общественности.
Ситуация, сложившаяся в период минтаевой путины 2008 года была достаточно сложна и многогранна. Разрешить возникший конфликт возможно лишь путем внесения изменений в существующее законодательство и принятия решений судебными инстанциями, а не путем создания дополнительной напряженности в отношениях и в обвинении друг друга.
В целях заблаговременного формирования благоприятных условий для повышения эффективности государственного контроля в сфере использования водных биологических ресурсов и обсуждения практических вопросов взаимодействия в ходе путины 2008 -2009 г.г. 25 октября 2008 года была проведена рабочая встреча c президентом Ассоциации добытчиков минтая Зверевым Г. С. По результатам встречи мы подписали протокол.
Путина 2009 года прошла без существенных осложнений, что прогнозируется и на следующий год.
Действительно значимым результатом деятельности пограничников в период минтаевых путин я считаю то, что показатели выхода икры минтая составили: в 2006 году – 6,26%, в 2007 году – 4,54%, в 2008 году – 4,11%, в 2009 году – 3,58%.
- Вступило в силу положение Закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которое предусматривает принудительное расторжение договоров с рыбаками, у которых неоднократно фиксируется причинение вреда биоресурсам в крупном размере. Их будут лишать права на вылов. Пограничные органы уже регистрируют такие случаи? Каков механизм реализации данного положения со стороны пограничников?
- Механизм достаточно прост. При неоднократном нарушении российского законодательства промысловым судном пограничные органы ходатайствуют перед органами Росрыболовства о лишении квот и приостановлении разрешения на право пользования водными биоресурсами у данного нарушителя. По принятию решения органами Росрыболовства нарушитель фиксируется в базах данных пограничных управлений.
Однако практики лишения квот и приостановления разрешений на право пользования водными биоресурсами нарушителей по ходатайству пограничных органов в ДФО пока нет. Дело в том, что нарушения, совершаемые недобросовестными рыбодобытчиками не в полном объеме подпадают под эту меру воздействия. К ним применяются административные наказания, а также уголовные – в соответствии с решениями судебных инстанций.
- Можно ли говорить о том, что в море становится меньше российских рыбаков, занимающихся браконьерством, о чем свидетельствует статистика пограничников? Кто из рыбаков сейчас составляет основное беспокойство для пограничников, под какими флагами они ходят? Меняют ли они стиль поведения?
- Проводимые нами мероприятия по противодействию незаконному вылову водных биологических ресурсов России и вывозу их за рубеж приносят свои положительные результаты. Наблюдается тенденция снижения общего количества судов, занимающихся браконьерским промыслом. Так, с 2006 по 2008 год этот показатель снизился на 41%. Вместе с тем количество иностранных судов-нарушителей, по отношению к российским, ежегодно увеличивается. Так, за этот период доля иностранных судов от общего количества задержанных увеличилась с 22% в 2006 до 44% в 2008 году. В 2009 году их процент составляет около 50. Наибольшее количество нарушений зафиксировано у судов, осуществляющих промысловую деятельность под флагом Камбоджи. Так, например, из 6 задержанных судов в период с 11 по 20 ноября текущего года 5 осуществляли добычу ВБР под флагом Камбоджи.
Беспокойство пограничников вызывают все суда, которые нарушают российское законодательство и неважно, под каким флагом они ходят. Со всеми нарушителями мы боремся вне зависимости от их принадлежности или стиля поведения.
- Чем сегодня пограничные органы могут противостоять браконьерам и нарушителям?
- Как и чем противостоят пограничники браконьерам – вопрос, который в первую очередь, наверное, интересует самих браконьеров и по понятным причинами раскрываться не будет.
Однако могу отметить, что обеспечение пограничных органов береговой охраны современными образцами корабельно-катерного состава в Дальневосточном федеральном округе требует пристального внимания со стороны руководства страны.
Как известно, рыбопромысловая сфера в значительной степени валютоемкая и бюджетообразующая как для государства в целом, так и для регионов Дальнего Востока. И из-за незаконного вылова гидробионтов и вывоза их за границу казна несет миллионные убытки.
Состояние корабельно-катерного состава пограничных органов в ДФО на сегодняшний день позволяет решать поставленные государством задачи, однако для более эффективного их выполнения необходимо оснащение пограничных органов современными образцами кораблей и катеров, отвечающими реалиям сегодняшнего времени. На что необходимо выделение очень значительных средств из федерального бюджета.
Елена Филатова, РИА Fishnews.ru
Декабрь 2009 г.