Интервью

18 декабря 2009 года
Председатель Сахалинской областной организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства  Леонид ЧУРА

Несчастные случаи можно предотвратить

Леонид ЧУРА, Председатель Сахалинской областной организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства

Общеизвестно, что рыбацкий труд тяжел и опасен. Ежегодно на предприятиях отрасли фиксируются несчастные случаи, к сожалению, нередко и со смертельным исходом. Все они происходят в тех компаниях, чье руководство препятствует созданию у себя на производстве первичных профорганизаций. Об этом корреспонденту РИА Fishnews.ru рассказал председатель Сахалинской областной организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства Леонид ЧУРА.

- Леонид Павлович, как Вы оцениваете текущее состояние дел в области охраны труда и защиты прав работников отрасли?

- Специфика отраслевых производств такова, что на них практически все сопряжено с повышенной опасностью. Тем более на флоте. Там, начиная с матроса и кончая капитаном, все специалисты подвержены повышенной степени риска. Поэтому профсоюз работников рыбного хозяйства уделяет и будет уделять самое пристальное внимание вопросам охраны труда.

Еще в советские времена я работал техническим инспектором рыбацкого профсоюза по Сахалинской области. Тогда мы очень хотели, чтобы нам помогало государство. В тот период весь контроль и надзор осуществлял профсоюз, вопросы охраны труда и соответствующие полномочия были сосредоточены в руках технической инспекции профсоюзов. Мы выезжали в экспедиции, чтобы контролировать условия труда рыбаков. Работы у нас было много, ведь раньше объемы добычи были куда значительнее, и необходимо было выполнять план. Однако по сравнению с настоящим временем несчастных случаев на флоте происходило меньше.

Сейчас все эти функции государственная власть взяла на свои плечи, а профсоюзам оставила только общественный контроль. Но общественным контролем всего не охватишь. Конечно, мы тесно сотрудничаем с государственной инспекцией труда, расследуем каждый несчастный случай со смертельным и тяжелым исходом. Мы входим в состав комиссии и осуществляем методическую помощь. Но, на наш взгляд, государственная власть относится к проблеме недостаточно серьезно. В свое время профсоюзы добились, чтобы на опасных и вредных производствах работникам бесплатно выдавалось молоко. Многие годы молоком обеспечивались работавшие в особых условиях и в том числе рыбаки. Но 19 февраля 2009 года глава Минсоцразвития госпожа Голикова подписывает распоряжение о том, что молоко можно заменять денежными выплатами. Таким образом государством была дискредитирована сама идея защиты здоровья работающих на вредных производствах. Вот такое отношение со стороны власти к здоровью рабочего и обеспечению безопасных условий труда. Поэтому профсоюз не может самоустраниться от решения этих проблем, и мы по-прежнему держим вопросы охраны труда в центре внимания. У нас до сих пор функционирует соответствующая комиссия, работают уполномоченные по охране труда. Одним словом, там, где созданы первичные профсоюзные организации, трудовое законодательство соблюдается.

- Государственная инспекция по труду работает по своему утвержденному плану и графику проверок предприятий, а рыбацкий профсоюз каждый день присутствует на предприятии.

- В этом вся соль! Но беда в том, что у нас в Сахалинской области насчитывается более 600 предприятий, занимающихся добычей и переработкой рыбы, а первичные профсоюзные организации имеет только 31 предприятие. Там профсоюз работает, там имеется коллективный договор, разработаны номенклатурные мероприятия по охране труда и контролируется их выполнение. Федеральная Рострудинспекция, к сожалению, больше внимания уделяет именно этим компаниям и с удовольствием инспектирует их. Я понимаю, что легче всего придти с проверкой туда, где есть готовый колдоговор и проводятся все необходимые мероприятия. Гораздо труднее инспектировать предприятие, где ничего этого нет. А именно там происходит весь «букет» нарушений трудового законодательства, а не только охраны труда. Там нарушается график выплаты заработной платы, повышения зарплаты и т.п. Вот где точки приложения усилий!

- Чем Вы объясняете отсутствие первичных профорганизаций на большинстве предприятий отрасли?

- Я проработал 16 лет в море и 30 лет в профсоюзной организации и могу заявить открыто: потому что собственник не хочет, чтобы еще кто-то посторонний знал о его махинациях. А в таких компаниях, пусть мелкие, но махинации происходят. И с заработной платой, и с мероприятиями по охране труда. Собственник считает, что ему надзор не нужен.

- Это происходит на мелких предприятиях?

- Я бы так не сказал. У нас в области, например, есть ЗАО «Экарма». Это 4 парохода (один из них сгорел в этом году). В компании работает примерно 600 человек. Генеральный директор ЗАО «Экарма» – г-н Костин, бывший заведующий отделом рыбной промышленности обкома партии. Я встречался с ним несколько раз в Москве (он живет там) и сколько не убеждал в необходимости профсоюза на предприятии, он был категорически против. Кроме того, самое большое предприятие Сахалинской области ЗАО «Гидрострой» тоже не имеет профсоюзной организации. «Гидрострой» ведет производственную деятельность и на Сахалине, и на Курилах, и ЗАО «Пеленга» сейчас у него в управлении, и колхоз имени Кирова. Все вместе это несколько тысяч работающих.

Что в действительности происходит на таких предприятиях, узнаешь только тогда, когда члены их коллективов приходят к нам с жалобами. Например, к нам в профсоюз обратилась женщина, которая работала в «Экарме» на сгоревшем судне. Она была уволена под предлогом отсутствия рабочих мест, а выплаты ей была занижены. После того как я дал ей разъяснения, она обратилась в суд, и ее иск к работодателю был судом удовлетворен.

Работники заинтересованы в том, чтобы у них на предприятиях действовали профсоюзные организации, но очень боятся потерять свои рабочие места. А руководители хотя открыто и не выступают против «первичек», но на деле такие стремления работников не одобряют.

- А областная организация в этом вопросе занимает активную позицию?

- Мы, конечно, ведем организационную, разъяснительную работу среди рыбаков, консультируем людей, публикуем наши материалы в газете «Рыбак Сахалина», других средствах массовой информации.

Обращаясь к рыбакам, я говорю: у вас должно быть самоуважение, не позволяйте себя превратить в рабов. Ведь средняя заработная плата в рыбацкой отрасли Сахалина – около 28 тысяч рублей. Если вам дают 5-7 тысяч, то разве это достойная зарплата, когда вы круглыми сутками работаете по колено в воде? Рыбацкий труд и на берегу тяжелый. Но инертность мышления у людей велика. Поменять мышление – дело нелегкое и долгое.

Бывают случаи и иждивенческого отношения к профсоюзам. Считается, что если член профсоюза платит взносы, 1% от зарплаты, то профсоюз должен дать ему бесплатную путевку, его детям новогодние подарки и прочее. Однако надо учитывать, что деятельность по защите прав работников оплачивается именно из профсоюзных взносов – к примеру, работа грамотных юристов стоит недешево.

- Вы 30 лет работаете в профсоюзной организации рыбаков. За эти годы в отрасли многое изменилось. О каких тенденциях можно говорить сейчас, снижается ли количество случаев травматизма?

- Я считаю, что никакого снижения в области травматизма нет. Потому что раньше в области на предприятиях рыбного хозяйства работало 40 тысяч человек, а сейчас работает 12-14 тысяч. И ежегодно у нас происходят 7-8 несчастных случаев со смертельным исходом. То есть число работающих уменьшается, а число несчастных случаев остается на уровне прошлых лет. И это только случаи гибели людей, легким случаям травматизма уже никто не ведет статистику.

Только с начала этого года уже произошло 8 несчастных случаев со смертельным исходом. В компании «Гидрострой» допустили гибель двух человек, на Южно-Сахалинском рыбозаводе, на рыбокомбинате «Островной» погибли люди.

Я считаю недопустимым, когда расследование причин несчастного случая, произошедшего на предприятии, должно проводиться руководителем этого предприятия. Какое же это будет честное расследование! Вот поэтому мы расследуем каждый случай совместно с государственной инспекцией по труду. И принимаем меры. Но зачем ждать такие вопиющие случаи, когда можно их предотвратить!

- И ни на одном из этих предприятий, которые Вы перечислили, нет профсоюзных организаций?

- Где есть профсоюзы, там смертельных случаев уже три года нет. Потому что профсоюз – это общественная организация, это коллектив предприятия. То есть коллектив сам создает для себя безопасные условия труда. Он выявляет потенциально опасные участки, решает, что можно там сделать, как оборудовать и принимает предупредительные меры. Секрет прост! Коллектив сам для себя создает безопасные условия труда.

Например, есть у нас жестяно-баночная фабрика – это сложное травмоопасное производство. Но на фабрике действует первичная профсоюзная организация, которую уже 28 лет возглавляет Лидия Дмитриевна Тарасенко. Это прекрасный человек, которая защищает людей, бьется за их права на достойные условия труда, и люди отвечают ей огромным уважением. И поэтому все там у них благополучно.

Людмила Дементьева, РИА Fishnews.ru

Декабрь 2009 г.