
Треску Берингова моря нужно спасать радикальными мерами
Вячеслав БЫЧКОВ, Президент Межрегиональной ассоциации «Ярусный промысел»Ответственное, рачительное отношение к промысловому запасу — это норма для рыбопромысловых компаний, которые планируют свой бизнес на долгосрочную перспективу. Исходя из сугубо прагматических мотивов, предприятия Межрегиональной ассоциации «Ярусный промысел» (АЯП) инициируют жесткие ограничения по добыче беринговоморской трески — в расчете на дальнейшие стабильные показатели.
Нерестовый запрет
Треска и палтусы — это основные промысловые объекты предприятий ассоциации. В последние годы запасы трески в Беринговом море находятся на крайне низком уровне. По этой причине в 2023 году был издан приказ Минсельхоза о запрете специализированного промысла трески до 15 апреля 2024 года.
К сожалению, меры оказались не вполне эффективными, и на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета в апреле 2024 года мы подняли по этому поводу тревогу. Важной причиной недостаточной эффективности стало использование донных тралов на промысле камбалы, из-за чего дополнительному прессу подверглись нерестилища трески.
В 2024 году мы активно работали над коррекцией порядка регулирования промысла трески Берингова моря. Данный вопрос неоднократно рассматривался на совещаниях в Росрыболовстве, Совете по науке при руководителе Росрыболовства.
Отмечу, что для принятия взвешенного решения по мерам регулирования промысла трески в 2024 году по поручению руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова были проведены комплексные научные съемки в Беринговом море. Наука получила полную информацию о состоянии запасов трески и палтусов в Беринговом море.
В итоге мы вышли на осенний ДВНПС, организованный в ноября 2024 года, с основательно подготовленным вопросом об эффективных мерах регулирования промысла трески в северо-западной части Берингова моря, а также Карагинской подзоне. В результате было принято очень хорошее решение. Так, был издан приказ Минсельхоза от 21 января 2025 года (с 11 февраля он вступил в силу) о закрытии промысла в Западно-Беринговоморской зоне и Карагинской ярусными орудиями лова, донными тралами и снюрреводами, за исключением рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях. Для ярусоловов запрет заканчивается 31 марта, для донных тралов и снюрреводов — 15 апреля.
Нам удалось поменять подход к вопросам регулирования. Прошлый год показал наше полное взаимное понимание с наукой и с Росрыболовством по поводу необходимости радикальных ограничений. С момента введения запрета мы тщательно мониторим ситуацию. Знаем, что и пограничники также следят за соблюдением ограничений.
Мы с удовлетворением можем сказать, что нерест тихоокеанской трески в Западно-Беринговоморской зоне и Карагинской подзоне, наверное, впервые за многие годы прошел в очень спокойных условиях. Ни производители, ни икра, ни личинка не подвергались воздействию каких-либо орудий лова. И мы ожидаем тенденции к восстановлению запаса, формированию новых урожайных поколений.
На общем собрании нашей ассоциации в феврале текущего года мы обсудили стратегию на долгосрочную перспективу. Осознаем необходимость сохранения запрета на рыболовство в период нереста трески в Западно-Беринговоморской зоне и Карагинской подзоне для донных тралов, снюрреводов и ярусных орудий лова как минимум на ближайшие 2-3 года, по крайней мере до очередных ресурсных исследований, которые, насколько мы понимаем, для Берингова моря, включая Карагинскую подзону, запланированы на 2026 год.
Запрет на донный трал
Также мы предлагаем меры в отношении донного трала, предусмотренные приказом Минсельхоза от 21 января 2025 года, закрепить на долгосрочный период в правилах рыболовства.
Почему именно донный трал? Если ознакомиться с материалами общественных обсуждений, размещенных ТИНРО вместе с проектом ОДУ на 2026 год, то в разделе по треске Западно-Беринговоморской зоны в число негативных факторов, влияющих на состояние запасов трески, наряду с распространением холодных Лаврентийских водных масс, уменьшением запасов в восточной (американской) части Берингова моря, вошел также промысел донным тралом. Важно даже не количество промысловых операций донным тралом, а сам факт его использования, потому что он уничтожает и икру, и малька, отложившихся на дне.
Мы уже вышли с предложениями по внесению соответствующих изменений в правила рыболовства к рассмотрению на ближайшем заседании ДВНПС. Еще раз хочу подчеркнуть, что мы очень благодарны нашей науке — ГНЦ «ВНИРО», его Тихоокеанскому и Камчатскому филиалам — за их активную работу.
С палтусами все по-прежнему
Однозначно на весеннем заседании ДВНПС мы вернемся к тематике промысла черного палтуса в Беринговом море. Все, что мы делали в 2024 году, пытаясь ввести ограничения на промысел черного палтуса, результатов не принесло. По мнению науки, запас находится в хорошем состоянии и имеет тенденцию роста. Как нам объяснили, мы неправильно ловим: не в тех местах, не на тех глубинах.
Следуя рекомендациям отраслевой науки по районам промысла и глубинам, в 2024 году на ярусоловах компании «ЯМСы» мы вели промысел под наблюдением квалифицированных научных сотрудников, делали целевые постановки на черный палтус, и в результате все пришли к выводу, что в текущей ситуации из-за проблемы нахлебничества косаток промысел нерентабелен. Кроме объедков в виде челюстей палтусов на крючках, поднять на борт ничего не удается.
Вячеслав Бычков, президент Межрегиональной ассоциации «Ярусный промысел»
Fishnews, март 2025 г.