- Сергей Викторович, можно ли сказать, что процесс оформления к концу года уже отработан до автоматизма, или по-прежнему существуют проблемы?
- Приоритетами направлениями деятельности контролирующих, в том числе таможенных органов, установленными Правительством Российской Федерации, являются облегчение и ускорение процедур таможенного оформления судов рыбопромыслового флота, а также оформление перемещаемой ими продукции морского промысла в пределах 3-часового регламента. И надо сказать, за эти временные пределы в 2009 году таможенные органы Дальневосточного региона без основания не выходили.
С начала 2009 года таможенными органами ДВТУ оформлено свыше 4 тыс. рыбопромысловых судов, из них менее 1%, а именно 30, были оформлены с превышением 3-х часов (Камчатская таможня – 18 судов, Владивостокская таможня – 7 судов, Находкинская таможня – 3 судна, Сахалинская таможня – 2 судна).
Но наш анализ показал, что задержки с оформлением судов происходят не по вине таможни. Причинами превышения 3-часового регламента чаще всего становились невыполнение перевозчиками (декларантами) требований таможенного законодательства либо его слабое знание, результатом которых стали возбуждение дел об административных правонарушениях. Также установленный временной регламент увеличивался в связи с превышением времени оформления сотрудниками иных контролирующих органов. Кроме того, одной из причин задержки оформления судов является несвоевременное представление перевозчиками документов в соответствии с требованиями ст.74 ТК РФ. Хотя во всех проблемах традиционно обвиняют таможню.
Болевой точкой помимо проблем с нормативной правовой базой явилась неэффективная работа агентских компаний в январе-феврале 2009 года. При этом ответственность государственных контрольных органов за возможные задержки четко определена Постановлениями Правительства РФ №№ 184 и 990, а ответственность и обязательства судовладельца за своевременное прибытие судна и предоставление необходимого для оформления пакета документов – нет. Здесь речь идет об организации работы в новом правовом поле, предусматривающем обязательную доставку уловов на таможенную территорию Российской Федерации.
Практика таможенного оформления и таможенного контроля рыбопромысловых судов в 2009 году показала, что необоснованных простоев судов в целом нам удалось избежать.
- Достаточно ли в регионе таможенных постов, специалистов с необходимой квалификацией для таможенного оформления рыбопродукции?
- Таможенные органы ДВ региона обладают достаточным количеством морских портов (пунктов пропуска), в которых осуществляется таможенное оформление и таможенный контроль морских биологических ресурсов. Должностные лица, уполномоченные на совершение таможенных операций с указанной категорией товаров, имеют необходимый уровень подготовки и опыт практической работы.
Во всех «морских» таможнях ДВТУ в начале 2009 года определены конкретные должностные лица таможенных постов, структурных подразделений таможни, ответственных за таможенное оформление и таможенный контроль морских биоресурсов и рыбопромысловых судов, к которым за необходимыми консультациями в любое время могут обращаться все заинтересованные лица. Таможенное оформление осуществляется в первоочередном порядке.
В течение 2009 года продукция морского промысла оформлялась в 11 таможнях региона. При этом лидирующая позиция в декларировании продукции морского промысла на экспорт принадлежит 3 таможням: Владивостокской – 63%, Камчатской – 17% и Сахалинской – 15%, которые оформили более 95% экспорта водных биологических ресурсов в ДВТУ.
Следует также отметить, что ДВТУ и таможнями региона непрерывно проводится работа по упрощению и ускорению процедур таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла и рыбопромысловых судов. Как пример можно привести организацию оформления продукции морского промысла в регионе деятельности пункта пропуска Северо-Курильский Камчатской таможни. В то время как указанный таможенный пост включен в перечень таможенных органов, правомочных принимать таможенные декларации, и обладает необходимым техническим оснащением, первая ГТД (грузовая таможенная декларация) была подана только в июле 2009 года. И главная причина – это отсутствие аттестованных специалистов по декларированию. На сегодняшний день самой острой остается проблема низкого развития инфраструктуры пункта пропуска Северо-Курильск. Отсутствуют причальные стенки, позволяющие производить оформление средне- и крупнотоннажного флота, складские помещения, оснащенные холодильным оборудованием, склады временного хранения (СВХ). Эта же проблема существует в регионе деятельности Сахалинской таможни. Решение вопросов развития инфраструктуры – в руках бизнеса.
- Что обычно является основанием для проведения таможенного досмотра продукции морского промысла, ввезенной на таможенную территорию России с целью ее последующего вывоза без выгрузки? Насколько часто инспекторам приходится прибегать к контролю такого вида? Приведите, пожалуйста, примеры, когда досмотр смог выявить серьезные нарушения. Каковы суммы ущерба государству, предотвращенного в результате досмотров? Какими таможнями региона были выявлены эти факты?
- Основанием для проведения таможенного досмотра товаров, в том числе продукции морского промысла, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее последующего вывоза без выгрузки, как правило, является реализация системы управления рисками, которая направлена на предотвращение нарушений таможенного законодательства.
Всего в 2009 году были проведены таможенные досмотры в отношении более 200 партий продукции морского промысла, вывозимой с таможенной территории Российской Федерации. По результатам проведенных таможенных досмотров в 13 случаях возбуждены дела об административных правонарушениях: 8 случаев – Сахалинская таможня, Камчатская таможня – 4 дела, в том числе 2 дела находятся в производстве, 1 дело – Находкинская таможня. Большинство административных дел (11) возбуждено по факту недекларирования продукции морского промысла, например, вывозимого ежа морского весом более 3 тонн (3 296 кг) стоимостью 118 тысяч рублей.
Два дела было возбуждено по факту заявления недостоверных сведений о вывозимых конечностях краба стригуна, при этом занижение таможенных платежей составило более 1 млн. рублей (1 040 тыс. руб.).
Хочу подчеркнуть, что реалии сегодняшней жизни таковы, что фактический таможенный контроль, выборочно проводимый в отношении продукции морского промысла, необходим и эффективен для предотвращения нарушений в области таможенного дела.
- Насколько часты случаи преднамеренного занижения рыбопромышленниками стоимости рыбопродукции?
- При контроле заявленной таможенной стоимости вывозимой рыбопродукции, влияющей на размер причитающихся к уплате таможенных платежей, таможенными органами за 11 месяцев 2009 года принято 901 решение о корректировке таможенной стоимости. Сумма довзысканных таможенных платежей в результате корректировок составила 165,5 млн. рублей.
- Можете ли Вы привести несколько конкретных примеров с наиболее крупными суммами ущерба?
- Например, «окунь морской «Щипощек». Заявленная участниками ВЭД таможенная стоимость составила 2,5-3,6 долларов США за 1 кг, а действительная стоимость такого товара составляет не менее 8 долларов США за 1 кг. В результате только по трем грузовым таможенным декларациям, по которым оформлен «окунь морской «Щипощек», недобор таможенных платежей составил более 19 тысяч долларов США.
- Какова практика разрешения споров по вопросам цены между таможней и рыбаками?
- Все споры по вопросам таможенной стоимости между таможней и рыбаками разрешаются в рамках действующего законодательства. Порядок определения и контроля таможенной стоимости вывозимых товаров установлен ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 500 (далее – Правила). В соответствии с Правилами определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за вывозимые товары. При проведении контроля заявленной декларантом таможенной стоимости таможенные органы осуществляют сравнение и анализ таможенной стоимости с имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информацией. Если таможенная стоимость не может быть определена по стоимости сделки с вывозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется на основе стоимости сделки с идентичными, однородными товарами, на основе расчетной стоимости или резервным методом. Конкретные требования к применению этих методов установлены Правилами. В соответствии с требованиями п. 38 Правил для определения таможенной стоимости вывозимых товаров не могут быть использованы минимальные таможенные стоимости.
- Как известно, у рыбы не может быть постоянной, фиксированной цены, она меняется в зависимости от объемов спроса и предложения. Успевает ли таможня следить за этими колебаниями, чтобы не брать с рыбаков лишнего и самим не понести убыток? Каково взаимодействие по этому вопросу с общественными организациями рыбаков?
- Действительно, цена на рыбопродукцию не может быть постоянной. Стоимость каждого вида рыбопродукции зависит от качественных характеристик, технических свойств обработки (сорта, размера, вида заморозки (обработки), вида разделки), условий поставки и меняется с учетом сезонности, спроса и многих других факторов. Существуют определенные проблемы, связанные с вопросами таможенной стоимости при экспорте продукции морского промысла. Со стороны таможенных органов в настоящее время проводится работа по данному направлению. Так, при Управлении рыбного хозяйства администрации Приморского края создана рабочая группа, в состав которой вошли представители государственных органов и деловых кругов. В рамках рабочей группы запланировано проведение обучения должностных лиц Владивостокской, Находкинской таможен с привлечением научных и учебных учреждений. Кроме того, в октябре 2009 года подписано Соглашение о взаимодействии Дальневосточного таможенного управления и Управления рыбного хозяйства Приморского края, предусматривающее двусторонний обмен информацией, в том числе и по предоставлению сведений о стоимости экспортируемой из Российской Федерации рыбопродукции.
Взаимодействие с рыбаками происходит в рамках заседаний Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении. Так, на последнем из них, состоявшемся 8 октября, в числе прочих обсуждались вопросы таможенного оформления и таможенного контроля морских биоресурсов. Проводятся круглые столы при Владивостокском филиале Российской таможенной академии, в рамках которых обсуждаются вопросы таможенного оформления и таможенного контроля морских биоресурсов, а также проблемные вопросы участников ВЭД, возникающие при декларировании морских биоресурсов.
- Насколько логично, на Ваш взгляд, считать биоресурсы, выловленные российскими рыбопромысловыми судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, импортной продукцией и взимать за нее таможенные платежи?
- Совершенно не логично. Продукция морского промысла, добытая (выловленная) и/или произведенная российскими судами при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и ввезенная на таможенную территорию Российской Федерации имеет статус российского товара. В соответствии с требованиями таможенного законодательства товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации (ст. 14, 123 Кодекса). В соответствии с п. 17 приказа ФТС России от 04.03.2009 № 378 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами», декларирование продукции морского промысла, добытой (выловленной) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, производится применительно к таможенному режиму выпуска товаров для внутреннего потребления. При этом взимаются только таможенные сборы за таможенное оформление товаров.
- В текущем году о таможенном оформлении биоресурсов в основном говорят в связи с вступившими в силу с 1 января 2009 года поправками к Федеральному Закону «О рыболовстве». Но ведь таможенные органы занимаются еще и оформлением импортной рыбопродукции, поступающей из стран дальнего зарубежья. Фиксируют ли таможенные органы сокращение импорта рыбопродукции?
- Таможенные органы ДВТУ традиционно оформляют также продукцию морского промысла и продукты ее переработки, импортируемые из стран дальнего зарубежья. Следует отметить, что в 2009 году объемы ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции морского промысла в целом сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%. Среди стран-импортеров традиционно лидирует КНР – 45%, почти столько же ввозится из Японии (44%). Кроме того, продукция морского промысла импортируется из Вьетнама, США, Чили и других стран. При таможенном оформлении указанной категории товаров особых проблем не возникало.
- В каком состоянии в ДВТУ сейчас находится введение системы электронного декларирования посредством сети Интернет? Какой эффект ожидается от этого нововведения?
- В настоящее время в рамках развертывания системы электронного декларирования через Интернет (СЭД-2) в ДВТУ получено и установлено аппаратное оборудование, на котором развернуто системное программное обеспечение. До конца декабря 2009 года планируем подключить к системе электронного декларирования через Интернет 8 таможенных постов. Это таможенные посты Владивостокской таможни: Первомайский таможенный пост и Морской порт Владивосток; таможенные посты Находкинской таможни: Ольгинский, Морской порт Находка, Морской порт Пластун, Морской порт Восточный, а также Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни и Хабаровский таможенный пост Хабаровской таможни. До конца 2010 года система электронного декларирования через Интернет будет внедрена в остальных таможнях ДВТУ.
Следует отметить, что в 2009 году декларантами не слишком активно использовалась электронная форма декларирования морских биологических ресурсов. Только немногим более 1% всех грузовых таможенных деклараций было оформлено в электронной форме. Выгоды применения электронного декларирования через Интернет для декларанта очевидны. Это, в первую очередь, ускорение таможенного оформления и снижение влияния субъективного фактора.
- Подводя итоги уходящего года, что вы можете сказать о работе вверенных Вам подразделений? Какие шаги планируются по совершенствованию таможенного контроля?
- Нет предела совершенству! В наступающем году усилия дальневосточных таможенников будут направлены на решение задач, поставленных перед таможенной службой России. Прежде всего, это пополнение федерального бюджета, поддержка российского товаропроизводителя, содействие внешнеэкономической деятельности, борьба с контрабандой. Эффективным механизмом их реализации является действенный таможенный контроль. Ставя перед собой задачу ускорения таможенного оформления и упрощения таможенных процедур, мы не вправе снижать качество таможенного контроля. В этом нам помогают современные технические средства, такие как инспекционно-досмотровые комплексы, новые информационные технологии, в том числе внедрение системы электронного декларирования через Интернет, о которой мы говорили выше, а также серьезная аналитическая работа, направленная на совершенствование процессов таможенного оформления товаров и транспортных средств.
Коллективу ДВТУ предстоит продолжить реализацию Концепции таможенного оформления товаров в местах, приближенных к государственной границе, цель которой обеспечить государственную безопасность, решить социально-экономические задачи приграничных территорий, снизить транспортные нагрузки на крупные города.
Успешное решение поставленных задач во многом зависит от профессионализма, психологического настроя и гражданской позиции каждого таможенника. Поэтому мне хотелось бы нацелить коллектив на плодотворную работу в новом году и пожелать здоровья, успехов в службе, оптимизма и реализации всех намеченных целей.
РИА Fishnews.ru
Декабрь 2009 г.