- Александр Егорович, как начался 2010 год для теруправления и для рыбаков Приморья? Что можно сказать о ходе основной, минтаевой путины?
- Для нас год начался еще 15 декабря, потому что именно в этот день мы получили из Москвы приказы Росрыболовства о распределении квот. Поэтому ряд ведущих отделов теруправления, особенно отдел организации рыболовства, приступил в этот же день к выдаче разрешений на вылов. Документы Росрыболовства, на мой взгляд, вышли исключительно своевременно, поэтому уже к 20 декабря с крупными предприятиями мы основную работу завершили, и выданные разрешения были доставлены на суда в море. Это позволило, в отличие от ряда прошлых лет, непосредственно 1 января в организованном порядке начать промысел.
Этот факт был подтвержден хорошими уловами на первом же селекторном совещании Росрыболовства, проведенном после праздников. За первую декаду января приморские рыбаки выловили в 4,2 раза больше, по сравнению с тем же периодом 2009 года. То есть хорошая организация работы с нашей стороны и со стороны пользователей позволила начать путину в срок.
По данным на 15 февраля, приморскими рыбаками в Охотоморской экспедиции освоено уже 129 тысяч тонн минтая. Если учесть, что в прошлом году к этому времени объемы добычи охотоморского минтая составляли 81 тысячу тонн, то рост значительный. При этом реальный вылов приморских рыбаков значительно выше, потому что ряд судов работает по освоению квот других субъектов Федерации. Я бы не сказал, что увеличению уловов способствует исключительно благоприятная промысловая обстановка или погодные условия – условия сопоставимы с прошлогодними. Серьезные позитивные результаты появляются благодаря согласованным действиям чиновников и рыбаков.
Об этом свидетельствуют не только цифры по минтаю. Немаловажным фактом является и то, что мы с прошлого года приступили к тщательной оценке всех уловов, доставляемых на российский берег. С начала путины по 15 февраля в порты Приморья – а это в основном Владивосток и Находка – прибыли 184 судна с грузом рыбопродукции около 207 тысяч тонн. Из них на экспорт ушло 140 тысяч тонн.
Сравнительный анализ статистических данных Приморского транспортного узла дает определенную пищу для размышления. Если в 2008 году у нас 63% всей рыбы ушло на экспорт, то по итогам 2009 года – 49,8%, то есть чуть меньше половины. С учетом того, что в путину 2009 года рыбаки поймали больше, реально внутрь страны, пусть даже и с последующим экспортом, поступило большее количество рыбопродукции. Таким образом мы стоим перед хорошим заделом, и в нынешнем году хотелось бы эту положительную тенденцию сохранить.
Я понимаю, что экономика живет по своим законам, что в приказном порядке ни традиции, ни культуру потребления, связанную с определенными видами ВБР, не изменишь. Нам предстоит доказать россиянам, что рыба у нас исключительно качественная, что она выловлена в экологически чистых районах и сама по себе является исключительно чистой, вкусной и полезной. А учитывая некий дисбаланс между стоимостью мясной и рыбной продукции при сопоставимости питательности белка для организма, кошелек потребителя в современных непростых условиях должен сделать выбор в сторону рыбы. Если раньше минтаем кормили кошек, то сейчас его распробовали наши соотечественники. Например, филе производства Находкинского БАМРа я сам с удовольствием ем и знаю, что это прекрасный продукт.
Если продолжить тему минтаевой путины, то я считаю, было принято знаковое решение рядом нормативно-правовых актов Росрыболовства объединить две промысловые подзоны – Западно-Камчатскую и Камчато-Курильскую. Сейчас рыбаки, работающие в Камчато-Курильской подзоне, где преобладает крупноразмерный половозрелый минтай, устанавливают рекорды по вылову и то, что они не могут освоить в Западно-Камчатской подзоне, они осваивают в Камчато-Курильской, потому что там есть ресурс. То есть налицо грамотная позиция Росрыболовства, которая объединяет интересы здравого смысла с экономическими расчетами и принимает исчерпывающие меры на пользу бизнесу. Я хочу отметить, что за последние два года Росрыболовство разработало и ввело в действие большое количество нормативно-правовых актов, реально снижающих административные барьеры, актов, которые по сути своей находят понимание и позитивный отклик у рыбацкой общественности.
- В какой стадии находится решение вопроса об утверждении сертификатов на экспорт рыбопродукции в страны ЕС? Постановление вышло, и вы уже приступили к выдаче?
- Пока нет. Постановление официально опубликовано, но если в документе не оговорена дата вступления его в силу, то он начинает действовать по истечении 10 дней. А это означает, что только 22 февраля я имею право начать визировать документы, поскольку Приказ Росрыболовства был опубликован в «Российской газете» 12 февраля.
- Будет ли распространяться действие сертификатов на ту продукцию, которая выпущена с начала года до момента принятия соответствующего Постановления?
- Суть проблемы в следующем. Россия по запросу Европейского сообщества должна была до начала этого года определить уполномоченный орган исполнительной власти, который отвечает за выдачу сертификатов и сообщить об этом в ЕС. Такой федеральный орган в России был определен изначально, это Росрыболовство. Но существуют другие министерства и ведомства, подчеркиваю – это не Росрыболовство, – которые длительное время решали вопрос по согласованию и наделению нас соответствующими полномочиями. И в результате получилось, что только 2 февраля Владимир Владимирович Путин подписал Постановление Правительства № 35. Но в Европейском сообществе тоже масса чиновников, масса бюрократов – у них есть свой взгляд на проблему: информация об уполномоченном органе должна была поступить к ним до конца 2009 года. К разрешению разногласий подключился МИД России, одно из самых мощных объединений в России – Ассоциации добытчиков минтая – подставила свое крепкое плечо Росрыболовству для решения этой правовой дилеммы.
Согласно здравому смыслу, 22 февраля я должен заверять сертификаты на продукцию, добытую в этом году. Однако на момент, когда рыбаки забросили трал, еще не существовало ни Постановления Правительства № 35, ни Приказа Росрыболовства № 58, зарегистрированного в Минюсте и опубликованного в «Российской газете». С тем чтобы мы не оказались заложниками этой ситуации, я направил соответствующий запрос в Росрыболовство, в котором выразил свою озабоченность проблемой, спрогнозировал пять вариантов возможного развития сценария, с учетом позиции ЕС, и предложил один проект ответа.
- Какой, если не секрет?
- Я однозначно считаю, что нужно выдавать сертификаты на выловленное с 1 января по разрешениям на 2010 год.
- Будем надеяться, что именно такое решение будет принято.
- Да. Хотя есть некоторый элемент сомнения, иначе я бы этот документ не направил, поскольку на сей момент не знаю позицию Евросоюза.
- Там могут не принять такой вариант.
- Конечно. Но я считаю, что наше государство – сильный игрок, в том числе и на чужом поле, и в Европе должны считаться с российскими интересами. Ассоциация добытчиков минтая, которая, по сути, является мировым лидером по количеству добычи именно этой рыбы, имеет серьезный общественный вес. Она – знаковое сообщество, ее слышат. В России прекрасно понимают, что это одно из немногих общественных объединений, которое на самом деле болеет не только за свой карман, оно болеет и за российские интересы. На мой взгляд, со стороны Евросоюза имеет место не какой-то демарш, связанный с отсутствием документов, скорее, это некий элемент завуалированной конкурентной борьбы.
- То есть, Вы ждете только разъяснений от Росрыболовства, а так к выдаче сертификатов уже все готово?
- Во-первых, мы разработали образец, как правильно заполнять документы, и опубликовали его на нашем сайте еще 10 февраля. Мы заказали все пять необходимых печатей. Изучили всю нормативную базу. В понедельник 15 февраля я уже получил указания Росрыболовства, трансформированные моим коллегам во все территориальные управления Дальневосточного бассейна, которые позволят нам в режиме on-line вести документооборот. Например, все изменения в разрешения по компьютерным сетям у меня должны быть через сутки. Это предельный срок, максимум. Все территориальные управления должны информацию направлять сюда в электронном виде, для того чтобы мы могли очень быстро разобраться в законности происхождения этой продукции. И уже сейчас мы можем принимать от рыбаков необходимые документы, для того чтобы не терять времени. Причем для ускорения процесса мы предложили рыбакам представить нам акты регистрации объемов, которые составляются в момент перегруза с добывающего судна на транспортный рефрижератор. Этого документа нет в перечне обязательных, но он может существенно сэкономить время, поскольку позволяет утверждать, что промысловая операция отражена и проверена контролирующими органами полностью.
Предельный срок на проверку и оформление документов нам определен в 15 дней, но мы для себя приняли кредо: документ или заявка от пользователя не должна лежать в управлении без реализации более суток, поэтому никто эти 15 дней всерьез не воспринимает – это предельный срок в наиболее сложных ситуациях. Я работал в судоходной компании и очень хорошо понимаю положение, когда пароход под парами, люди собрались идти в море зарабатывать деньги, а какой-то чиновник в это время доказывает свою значимость и занимается волокитой. Поэтому за сутки, максимум, документ изучают, проверяют, все недостающее запрашивается нами оперативно, в том числе и по телефону, поправки вносятся в рабочем режиме. Вот такой порядок я хочу внедрить. Мы направили в Росрыболовство наши предложения об увеличении численности специалистов, поскольку работа предстоит масштабная, особенно на первом этапе. Потому что Дальневосточный бассейн – это не только Приморский край, на самом деле речь идет о миллионах тонн, а из них огромное количество уходит за рубеж.
Кроме того, не секрет, что подписано Соглашение по ННН промыслу с Южной Кореей. Первое, знаковое, прорывное, – Российская сторона была инициатором этого Соглашения. Это означает, что наше теруправление будет полностью подтверждать вылов в нашей исключительной экономической зоне всего груза, который идет в Южную Корею. Тем не менее все должно быть направлено на снижение временных затрат, чтобы мы работали, как слаженный единый механизм, который не создает административных барьеров, а помогает рыбакам.
- В идеале, конечно, на все экспортные партии должны быть такие сертификаты. И не только в ЕС и в Южную Корею, к этому надо стремиться.
- Да, к этому надо стремиться. Люди, которые приобретают продукцию, должны быть защищены. И в моем понимании, мы должны нести полную ответственность за утверждение сертификатов. Мы ведь не будем заниматься их формальной выдачей. Если поставлена подпись, то мы гарантируем, что эта продукция выловлена законным пользователем, имеющим надежные государственные документы, это цивилизованное производство и, соответственно, то, что из этой продукции будет изготовлено в последующем, будет для людей безвредно. Одним словом, мы подтверждаем высокое качество.
- Перейдем к проблемам, которые требуют более длительного периода на решение. Всех волнуют вопросы кредитования. Насколько приморские рыбаки активно направляли вам информацию о своих потребностях на этот год? Может ли Росрыболовство и его теруправления каким-то образом (консультации, рекомендации) способствовать получению кредитов подведомственным компаниям?
- Во-первых, мне кажется, что рыбацкое сообщество важность этой работы и возможности теруправления в полной мере еще не оценило.
Во-вторых, среди приморских пользователей сейчас существуют два крупных предприятия, которые серьезно планируют свое будущее. Это Находкинская БАМР и ОАО Дальрыба. Ими руководят люди активные, очень крепкие хозяйственники, знаковые фигуры в рыбном хозяйстве. Например, все прекрасно знают, кто такой Юрий Иванович и Вячеслав Юрьевич Москальцовы, Петр Иванович Савчук. Они очень качественно и быстро просчитывают возможные варианты развития. В частности, из НБАМРа уже сообщили, что у них есть программа модернизации. То есть, это люди, которые не живут только сегодняшним днем, они проанализировали деятельность своей корпорации со всех сторон, оптимизировали свой функционал и приняли программу модернизации по 2014 год. Это развитие глубокой переработки путем внедрения нового оборудования и новых технологий. Такая программа должна быть у любого крупного предприятия.
Когда я еще служил в береговой охране, то однажды меня поразил следующий факт. Из одного офиса на Сахалине пришла отчетность по освоению лимитов от одного и того же руководителя и одного и того же главного бухгалтера по шести разным фирмам. Грубо говоря, весь свой флот они раздробили под мелкие компании. Могу сказать, что сейчас в Дальневосточном бассейне совершенно избыточное количество рыбодобывающих компаний – их несколько тысяч. Как следствие, руководители таких мелких фирм не способны вложить средства в развитие предприятия, они никогда не построят самое маленькое суденышко, они никогда под свою маленькую фирму не получат надежные кредиты. Только путем консолидации, укрупнения можно достичь значимых результатов.
Поэтому неудивительно, что только эти две крупные компании – Дальрыба и НБАМР – направили нам заявки на серьезное оборудование, заявки на развитие своей базы. В перспективе будут заявки на строительство флота – поэтому за ними будущее. И государство намного эффективнее ведет диалог с крупными игроками рыбного бизнеса.
- Есть ли претензии к российским кредитным организациям со стороны рыбаков?
- Претензии касаются того обстоятельства, что кредит без залога не дают, а суда и лимиты в качестве залога не принимают. Банкирам стоит понять одну простую вещь: никуда эти пароходы при существующем порядке не растворятся, не уйдут. Второе – рыбохозяйственный комплекс демонстрирует устойчивый рост в отличие от многих других отраслей. И мне этакая осторожность со стороны банков не вполне понятна. Вопрос о долях в качестве залога рассматривался не раз, но воз и ныне там. Хотя все прекрасно понимают, и пограничники об этом говорят: снизилось количество нарушений. Снизилось реально, в разы. Люди прекрасно понимают, что если на 10 лет вперед получили своеобразный карт-бланш от государства, то незачем шутить и терять возможность устойчивого получения прибыли, незачем рисковать такими серьезными вещами. Наделение долями на 10 лет – прорывное решение Росрыболовства.
- Приморье считается одним самых перспективных регионов для развития марикультуры и товарного рыбоводства. Об этом говорят уже много лет на всех уровнях, и вот, наконец, объявлен конкурс на участки.
- 11 марта мы проводим первый в России конкурс по распределению рыбопромысловых участков под товарное рыбоводство. Конкурсные документы напечатаны, на сайте размещены, и на первом этапе распределяются 64 участка.
Давно уже наше товарное рыбоводство существует полулегальным образом. Но в этом году лицензии на водопользование заканчиваются, и сейчас наша задача – тех людей, кто с опаской – подчеркиваю, с опаской – вкладывал деньги в развитие производства, потому что временами не было уверенности в дальнейшем, наделить правилами игры. Главным определяющим критерием конкурса является то, чего тебе удалось достичь. Какие за тобой стоят технологии, как ты это рыбоводство поднял. Это 40 процентов от возможных 100. Причем мы будем рассматривать документы, которые представят конкурсанты, внимательно и скрупулезно. Задача состоит в том, чтобы подтвердить реальность выращенной продукции. Есть у нас, например, ключевой игрок «Нереида», все знают, что там выращивается значительное количество объектов марикультуры. Но есть и мелкие хозяйства, которые теперь получают реальную возможность планировать свою деятельность на 20 лет.
- Есть и финансовый критерий конкурса.
- Речь не идет о прямой оплате прямо сейчас; свою заявленную сумму будет платить победитель конкурса. Этот критерий не очень большой – 25%. То есть не все определяют деньги. По этому критерию необходимые очки могут набрать даже те, которые располагают незначительными суммами, но имеют за плечами успешный опыт работы, который можно показать, и набрать таким образом определяющую сумму баллов по первому критерию.
Еще один критерий – проект использования и развития участка – 35%. Причем мы будем очень внимательно этот документ вычитывать. Потому что если человек напишет, что он собирается разводить осетра в морской воде, то на этого соискателя у нас есть коэффициент, который определяет достоверность проекта. И у него в этой графе будет ноль. Кроме того, по завершению конкурса победители должны будут заниматься на своих участках именно теми видами хозяйствования, о которых они заявляли.
Для тех конкурсантов, кто уже занимается марикультурой в Приморье, кто уже имеет опыт работы и может доказать полученные им объемы объектов марикультуры, представить свой проект развития на конкурс не составит большого труда, поскольку у каждого серьезного хозяйства и грамотного руководителя существует видение дальнейших перспектив и соответствующий план. Главное, чтобы все они внимательно отнеслись к подготовке документов и к тем требованиям, которые предъявляются к их составлению и оформлению.
Но этим конкурсом не закончится программа по товарному рыбоводству. Потому что на территории богатого Приморского края есть и другие участки. И одновременно идет работа над подготовкой следующего их перечня.
Следует отметить, что мы провели в 2009 году два конкурса по распределению участков для спортивного и любительского рыболовства. Что важно – по его результатам не заявлено ни одного судебного иска.
В минувшем году мы два раза объявляли конкурс на распределение рыбопромысловых участков для малочисленных и коренных народов Севера, но провести конкурсы нам так и не удалось. Общественные организации, представляющие интересы общин малочисленных и коренных народов, так и не смогли сформировать необходимый пакет документов в соответствии с требованиями и без ошибок, даже несмотря на нашу методическую помощь. Разумеется, разъяснительную работу мы будем продолжать, будем помогать им готовить необходимые документы с тем, чтобы рыбопромысловые участки были, наконец, распределены в соответствии с требованиями законодательства.
- Если продолжить разговор о развитии аквакультуры, то как Вы оцениваете потенциал Приморского края в этом направлении?
- Некоторые виды водных биоресурсов пользуются огромным спросом, в том числе в западных регионах. А реальной емкости рынка мы даже себе представить не можем, так что потенциал внушительный. Покупатели распробовали наши дальневосточные деликатесы и с удовольствием их приобретают.
- Так что на марикультуру возлагаем большие надежды. Им бы еще Закон…
- Конечно. В нашем теруправлении имеются уникальные специалисты по аквакультуре, которые обладают патентами на свои изобретения – эффективные технологии комплексного выращивания, позволяющие работать с большой отдачей и прибылью. Так что мы ожидаем хорошей динамики развития хозяйств в крае и уже сейчас надо начинать серьезно думать о расширении рынка сбыта, о грамотной логистике. И наравне с развитием хозяйств нужно заниматься привлечением своих потенциальных потребителей, дать россиянам возможность распробовать продукт, показать его привлекательность, полезные свойства, в том числе и с точки зрения геронтологии.
- Для этого Приморской ассоциации аквакультуры надо укрепляться и заниматься всеми этими вопросами.
- Безусловно. По моему мнению, это должна быть одна, но сильная, укрепленная с юридической точки зрения ассоциация хозяйств аквакультуры, работающая по принципу АДМ или АРПП. Чтобы в любой момент они смогли оперативно и юридически обоснованно дать свое экспертное заключение по тому или иному документу или проекту, предлагаемому правительством. Для того чтобы вести конструктивный диалог с властью, аргументировано отстаивать свою позицию и влиять на принятие решений.
Чиновнику, и мне в том числе, гораздо продуктивнее работать с ассоциациями, потому что они выражают консолидированное мнение, они могут расставить проблемы по степени значимости, выстроить стратегию и тактику.
- У хозяйств марикультуры существует еще одна немаловажная проблема – браконьерство. Кто должен охранять их от грабителей?
- Мы в настоящее время имеем полномочия контроля только на пресноводных водоемах. То есть контроль на соленой воде – не наша епархия. Охраной ВБР на морских акваториях занимается Пограничная служба ФСБ России. Кстати, 31 декабря подписан совместный приказ руководителем ФСБ и руководителем Росрыболовства, который позволяет нам взаимодействовать более эффективно.
Могу сказать, что наш проект взаимодействия с пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю признан самым успешным. Он был утвержден в Москве в качестве образцового типового плана взаимодействия и направлен в территориальные управления для того, чтобы на местах его подписали с каждым пограничным управлением. Главная его направленность – совершенствование государственного контроля в сфере охраны морских биоресурсов, повышение уровня взаимодействия и координации.
- Какие виды контроля вы еще осуществляете?
- За минувший год специалистами теруправления было проверено 250 предприятий, связанных с водопользованием. Считаю нашим успехом проведенную в кратчайшие сроки работу с документами по согласованию строительства объектов саммита АТЭС. Это колоссальный объем материалов, но я прекрасно осознаю, что мы – приморцы, поэтому пойти на сделку с совестью и дать необоснованное заключение – не наш стиль. Мы должны были посчитать каждую речку, ручеек, и тот ущерб, который наносится водным биологическим ресурсам при строительстве, чтобы эти деньги были получены бюджетом и направлены на компенсационные мероприятия.
Немало нарушений совершают так называемые горе-мелиораторы. Сейчас идет судебный процесс, в котором ответчиком выступает подобная строительная компания. К нам поступает масса жалоб от людей по поводу перерытой реки. На самом деле это не мелиоративные работы, а разработка песчано-гравийной смеси. В Хасанском районе такой же горе-мелиоратор ранее вычерпал песко-гравийную смесь в нерестовой речке в пятистах метрах от собственного дома, и вода ушла. Заводик поставили, везде брошенная техника, мусор, – ущерб в несколько миллионов рублей.
В проектную документацию хозяйствующего субъекта заложены объемы непредовращаемого ущерба. И на его компенсацию идут серьезные миллионы. Каждый проект должен быть согласован, ущерб рассчитан и взыскан. Это тоже часть нашей работы.
- Вышел совместный приказ Росрыболовства и Департамента экономической безопасности МВД о плане скоординированных действий на маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации водных биоресурсов. Это расширит ваши полномочия?
- Мы с начальником УВД Приморского края план совместных действий подписали, но в связи с документом из Москвы некие корректировки будем вносить обязательно.
По сравнению с 2008 годом, все наши показатели: по количеству выявленных нарушений, составленных протоколов, наложенных штрафов – возросли по меньшей мере в 2 раза. По результатам претензионно-исковой работы мы довели показатели взысканных штрафов с 40% до 80%. В этом плане мы занимаем очень жесткую, непримиримую позицию.
Увеличение нарушений на водоемах я объясняю сложным экономическим положением части населения. Мы эту ситуацию прогнозировали. Нас все больше беспокоит, что появились некие организованные сообщества браконьеров, которые, в частности, чтобы не дать нам эффективно работать, пишут жалобы в контрольное управление при Президенте РФ, Совет Федерации, генеральному прокурору, в аппарат полпреда, губернатору. Против наших инспекторов применяются изощренные методы с использованием постановочных видеороликов, фотоснимков с пояснениями к ним, на самом деле ничего общего не имеющими к происходящему. Обычно это или анонимные письма, или плод труда «творческого коллектива». Все эти фальсификации оборачиваются многократными выездами комиссий с проверками, и мы свое время и средства вынуждены тратить не на природоохранные цели, а на отписку и оправдание наших сотрудников. Эта клевета мешает работать. То есть у браконьеров появилась новая технология – замордовать нас проверками и подвергнуть сомнению порядочность инспекторов. Обозначена уже некая тенденция: откуда идут анонимки, там хорошо работают наши люди.
Еще одна тенденция – группы браконьеров сколачиваются в стаи по 15-20 человек. В связи с этим мы рассчитываем на взаимодействие с милицией, в том числе, для защиты наших инспекторов. Мы свое дело делаем, но существуют районы, где нет зоны покрытия, сотовой связи: сигнал о бедствии человек передать не может.
Также мы надеемся в перспективе выработать эффективный метод борьбы с этой стихийной несанкционированной торговлей биоресурсами. Ситуация печальная, потому что эффективного механизма пока нет. Например, есть ряд фирм на Курилах. Они ловят рыбу, имитируют заход на берег, и продукция уже в качестве товара поступает в порты Приморья каботажем. Эта продукция не является интересом пограничников, поскольку к берегу перемещается товар. Нас особенно в порту не ждут, а если мы начинаем проверять, то наши оппоненты начинают нас обвинять в превышении нами должностных полномочий. А в это время продукция сгружается на склад. Парадокс, но когда объемы продукции посчитаешь, переведешь в сырец, то оказывается, что фирма в несколько раз переловила квоты. Мы по одному такому делу 67 миллионов рублей ущерба выявили.
- А этот приказ дает право проверять совместно с МВД на маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации?
- Мы и так считаем, что есть у нас возможности для проверки, потому что есть несколько прецедентов – решений судов общей юрисдикции, вступивших в законную силу. Суды говорят: теруправление право, штрафы на фирму утверждены, продукцию обратить в доход государства. А параллельно существует вступившее в силу решение арбитражного суда: продукция нас не интересует, но у этого госинспектора не было основания проверять. На этом основании нашему специалисту уже третий год не дают нормально жить и работать. Наконец-то краевой суд вынес решение о том, что его действия были неправильно квалифицированы, соответственно, нельзя объявлять его государственным преступником за то что вскрыл это нарушение и изъял незаконную продукцию. Теперь здравый смысл победил, и дело возвращено на новое рассмотрение. И ведь не теруправлению иск предъявили, а конкретному человеку. Вы понимаете, каково это, когда такая ситуация?
Или другой вопрос: правильно ли мы сделали, что заключили соглашение с судебными приставами? Конечно, правильно, поскольку резко возросли объемы взысканных сумм, это подтверждается платежными поручениями.
Очень хорошо, что принято решение об уничтожении запрещенных орудий лова. Ведь мало кто знает, что при варварском лове острогой на одну пойманную рыбу приходится 11 поврежденных, которые неизбежно погибнут. А сколько погибает крабов в результате потери судами крабовых ловушек или сколько гибнет молоди при использовании взрывчатки, электроорудий! Я с пониманием отношусь к тем рыбакам, которые берут две-три рыбины для себя, но когда ведется истребление биоресурсов хорошо оснащенными браконьерскими группами, это вызывает у нас большую тревогу, и взаимодействие с милицией будем нам хорошим подспорьем.
- Еще один вопрос от наших дальневосточных читателей. По всему Владивостоку расклеены объявления: продается трепанг на меду. Какое ведомство должно заинтересоваться происхождением трепанга?
- Сейчас существует оперативно-разыскная часть УВД Приморского края. По сути своей, трепанг к изъятию запрещен, и это епархия милиции.
- Они обязаны реагировать на такие объявления?
- Этот вопрос лучше задать нашим коллегам. Я бы с радостью вмешался, но у меня нет на то полномочий. Хотя тема очень интересна мне, как бывшему пограничнику. Было бы очень хорошо, если бы нас привлекали к работе во внутренних морских водах и закрепили право проводить выборочный государственный контроль. Я считаю, что мы смогли бы серьезно помочь поправить ситуацию на дорогах, где люди непонятно чем торгуют. Наша работа – внутренние водоемы, и учитывая их количество, конечно легче «закрыть» места продаж; но там мы можем работать только в составе межведомственных групп.
- Все хорошо знают места незаконной торговли рыбопродукцией, особенно в период нереста.
- Абсолютно не наша компетенция.
- А совместно с МВД в соответствии с этим приказом?
- В любой момент готовы выехать, чтобы оценить ущерб, квалифицированно определить вид биоресурса, но не выходя за рамки наших утвержденных полномочий.
Нас законодатель пока не очень хорошо вооружил правами, и мы ограничены кругом своих полномочий. За два года Росрыболовством сделано много, но за годы накопилось столько проблем, что все сразу решить и прописать невозможно. Со временем вся нормативно-правовая база будет доведена до оптимального уровня. Самое главное, что направление движения выбрано правильно, и рыбохозяйственный комплекс адекватно ответил на усилия Росрыболовства своей работой.
Елена Филатова, РИА Fishnews.ru
Февраль 2010 г.