- Практически ежедневно управления Пограничной службы ФСБ России, дислоцированные на Дальнем Востоке, сообщают о случаях задержания браконьерских судов, принадлежащих как отечественным, так и зарубежным компаниям. Не свидетельствует ли это о том, что, несмотря на все усилия морских пограничников, браконьерский промысел не снижает своих масштабов, кроме того, нарушители изобретают все новые и новые способы противозаконной деятельности?
- Не могу Вам сказать за все пограничные управления Дальневосточного региона, но на участке нашего пограничного управления явного снижения интенсивности браконьерского промысла в последнее время мы не зафиксировали. Браконьеры действительно совершенствуют тактику своих действий, постоянно изобретая новые способы противоправной деятельности. Преступность в этой области носит организованный, зачастую трансграничный характер. Нарушители не жалеют средств, создавая условия для скрытого или явного противодействия пограничникам. Особенно заметно в последнее время усиление юридической поддержки нарушителей в судах при рассмотрении уголовных и административных дел, возбужденных за нарушение природоохранного законодательства.
Из всего количества осмотренных в этом году пограничными органами береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю промысловых судов, количество которых приближается к 600, привлечены к ответственности около 50 судов и 6 юридических лиц. За самые грубые нарушения задержано 26 судов. Общая сумма штрафных санкций составила более двух миллионов рублей.
Независимо от того, будут или не будут уменьшаться масштабы браконьерского промысла, мы не собираемся снижать интенсивность действий своих сил в морском пограничном пространстве.
- Может ли, по Вашему мнению, 5-летний запрет на вылов камчатского краба, инициируемый губернатором Приморья Сергеем Дарькиным, значительно сократить браконьерский промысел этого объекта лова?
- По моему мнению, этот запрет нужен для сохранения и восстановления популяции камчатского краба в естественной среде обитания. Он только облегчил бы силам береговой охраны несение службы. Просто любой обнаруженный на промысловом судне экземпляр краба считался бы незаконно добытым, и не пришлось бы разбираться с разрешениями, квотами и районами промысла.
С начала этого года силами береговой охраны за незаконный промысел, в основном – краба, задержано 21 судно. В естественную среду обитания выпущено более 29 тыс. экземпляров живого краба. Предотвращенный ущерб составил более 17 миллионов рублей. Возбуждено 9 уголовных дел: 4 – Приморской государственной морской инспекцией и 5 – Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой по материалам, представленным пограничным управлением.
- Насколько эффективно, на Ваш взгляд, может быть международное сотрудничество с контролирующими государственными структурами стран-импортеров этой браконьерской продукции – Японии, Кореи, Китая?
- Вопросы международного сотрудничества – одно из основных направлений нашей деятельности. Особое внимание уделяется взаимодействию с Управлением безопасности на море Японии, Национальным агентством морской полиции Республики Корея, пограничными органами КНР и КНДР по вопросам противодействия незаконному промыслу водных биологических ресурсов. В этом направлении достигнуты значительные успехи. Министерства иностранных дел России и Японии в текущем году обменялись нотами, в которых затронуты вопросы обмена информацией в рамках правового преследования.
Мы направляем свои усилия на создание информационной базы, которая позволит иметь общую картину о добыче, транспортировке и сдаче добытого во всех портах Азиатско-Тихоокеанского региона. С решением этой задачи нарушителям не будет покоя ни в море, ни в российских, ни в иностранных портах. Где бы ни было совершено правонарушение – ответственность за него станет неизбежной.
- Владимир Иванович, исходя из опыта работы Вашего управления, какие составляющие общего комплекса борьбы с браконьерством, помимо усиления пограничной службы, необходимы для искоренения этого явления?
- Кроме безусловно необходимого усиления силовой составляющей Пограничной службы, по нашему мнению, необходима целенаправленная работа по совершенствованию правового поля. Во многих вопросах в области промысла и охраны водных биологических ресурсов Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены наказания далеко не соответствующие ущербу, наносимому государству противоправной деятельностью. Речь идет, прежде всего, о размерах штрафных санкций, возмещении причиненного ущерба и таких санкциях, как конфискация орудий совершения правонарушений. Санкции, применяемые государством к нарушителям, должны быть если не больше, то хотя бы соизмеримы по размерам с той незаконной финансовой выгодой, которую получают браконьеры.
Ну и уж коль мы заговорили о финансовом аспекте этой проблемы, то хотелось бы отметить следующее: полностью искоренить эту проблему станет возможным только в том случае, когда доставка на территорию России и сдача добытой продукции в российских портах станет экономически выгоднее, чем их транспортировка – в том числе и незаконная – в иностранные порты.
Проблема общегосударственная, и решать ее нужно комплексно, во всех ветвях и на всех уровнях власти.
РИА Fishnews.ru