При этом за технологиями российские компании все чаще обращаются к опыту Японии – страны с традиционно технологичным подходом к рыбопереработке. Именно это объясняет растущую популярность оборудования японской компании Nikko.
Крупнейший в Японии производитель рыбоперерабатывающего оборудования работает на российском рынке уже 3 года. И если в первое время оборудование Nikko было встречено отраслью с настороженностью, то сейчас, после трех лет успешной работы на российских предприятиях, тенденция переоснащения рыбоперерабатывающих производств именно японским оборудованием стала очевидной – оборудование Nikko ежегодно выбирают десятки крупных дальневосточных предприятий.
Сегодня оборудование Nikko работает во всех рыбодобывающих регионах Дальнего Востока – это Сахалин, Курилы, Приморский, Хабаровский и Камчатский край, Магаданская область. Счет на поставленные единицы оборудования пошел уже на сотни. На российских предприятиях работают линии первичной и глубокой переработки лососевых, сортировочное оборудование, высокопроизводительные икорные цеха из Японии.
В интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» руководитель компании Nikko Ацуси САТО рассказал о том, каких успехов добились клиенты Nikko с новым оборудованием, а также о ближайших планах компании.
- В первую очередь хотелось бы поинтересоваться, как продвигаются дела компании Nikko в России?
- Мы очень довольны тем, как развивается наша компания на российском рынке. С каждым годом количество наших российских клиентов увеличивается на несколько десятков. Особенно приятно, что клиенты почти всегда остаются с нами: убедившись в качестве и эффективности наших технологий, они продолжают модернизацию именно оборудованием Nikko.
2011 год стал для нас особенным – начиная с этого года оборудование Nikko успешно работает во всех рыбодобывающих регионах Дальнего Востока.
Для нас это большое достижение, поскольку такую популярность и доверие мы заслужили за относительно короткий срок.
- С чем связан рост доверия к японскому оборудованию среди российских рыбопромышленников?
- Ежегодно мы анализируем результаты наших клиентов по итогам сезона и видим, что наши обещания сбываются: качество продукции на предприятиях растет, снижаются производственные издержки, увеличивается производительность, а самое главное – сокращается количество персонала, задействованного в ручном труде.
Наши клиенты становятся менее зависимыми от непредсказуемой урожайности путины, существенно облегчают себе задачу по поиску и содержанию персонала в сезон, быстро справляются с большими объемами пойманной рыбы. Эти предприятия все чаще получают золотые награды на отраслевых выставках за качество готовой продукции. Такие результаты, показанные клиентами компании Nikko, не могут оставаться незамеченными для других участников отрасли. Благодаря известности и рекомендациям российские рыбопромышленники все чаще делают выбор в пользу нашего оборудования.
- Насколько нам известно, линейка рыбоперерабатывающего оборудования Nikko весьма широка. Какое из производимого вами оборудования пользуется наибольшей популярностью в России?
- Наибольшей популярностью традиционно пользуется линия непрерывной переработки лососевых NAG-501. Можно без преувеличения сказать, что именно благодаря этой линии российские рыбопромышленники узнали о нашем оборудовании и прониклись уважением к марке Nikko. Линия NAG-501 уникальная в своем роде. Она обеспечивает весь цикл первичной переработки лососевых – обработка происходит быстро, аккуратно и с максимальным выходом готовой продукции. При этом линия полностью непрерывная, обслуживается всего двумя сотрудниками и обеспечивает высокую деликатность при извлечении ястыка. За два последних года на российские предприятия было поставлено более 50 таких линий, и с каждым годом интерес продолжает расти. Специально для российских клиентов мы разработали различные варианты исполнения этой линии для простого внедрения не только в существующие береговые цеха, но и на судовые перерабатывающие комплексы. Кроме стандартного варианта доступны варианты NAG-501 под противоположным углом или в прямом исполнении.
Это оборудование успело неоднократно себя проявить в условиях путины и получило самые лестные отзывы от руководителей и технологов предприятий.
Большим успехом в России пользуются икорные цеха Nikko. В нашей линейке машины для пробивки, промывки, засолки и подсушки лососевой икры. Также в этом году икорный цех Nikko пополнился установкой для дополнительной очистки пробитой икры. Наши инженеры обнаружили, что на Сахалине, из-за специфических свойств местной горбушевой икры, персонал икорных цехов был вынужден после сепаратора производить дополнительную очистку пробитой икры для устранения эффекта «винограда». Эта проблема наблюдалась на многих сахалинских предприятиях после работы сепараторов разных производителей. С помощью небольшой дополнительной приставки инженерам Nikko удалось эту проблему полностью решить.
Стоит отметить, что в росте популярности икорного оборудования нам на руку сыграли растущие требования к санитарным условиям на производстве и качеству продукции. Процесс обработки икры на оборудовании Nikko полностью соответствует высоким санитарным требованиям ХАССП. А это, в свою очередь, позволяет с успехом выходить на международные рынки.
На ряд российских предприятий были поставлены линии автоматического взвешивания и сортировки. Внедрение такого комплекса полностью исключает влияние человеческого фактора на процесс сортировки – перевес или недовес готовой продукции полностью исключены. Важно отметить, что специально для России при тесном сотрудничестве с местными технологами для этих линий было разработано особое программное обеспечение.
Вместе с общим развитием рыбоперерабатывающей отрасли растет интерес и к оборудованию для глубокой переработки – это филетировочные машины, инъекторы, слайсеры. Очевидно, что береговые предприятия заинтересованы в реализации более глубокой переработки, поэтому мы ожидаем значительного увеличения спроса на это оборудование в ближайшие годы.
- Вам наверняка приходилось сталкиваться с опасениями, что из Японии вам будет тяжело оперативно реагировать на экстренные нужды российских предприятий?
- На этот счет наши клиенты могут не беспокоиться. Мы прекрасно понимаем важность оперативной работы и знаем, как дорого могут обойтись простои производства во время путины. Поэтому, как только компания Nikko начала осуществлять серьезные поставки оборудования в Россию, мы открыли два сервисных центра: на Сахалине и во Владивостоке. Эти центры занимаются сервисным обслуживанием и поставкой запасных частей не только в свои, но и в соседние регионы. Сегодня это позволяет нам оперативно реагировать на обращения клиентов. Как только у клиента возникает какая-то проблема – специалист Nikko уже в пути.
При вводе оборудования в эксплуатацию сотрудники российских представительств Nikko не только производят монтажные работы и обучение сотрудников, но и лично контролируют работу запущенных цехов, помогая персоналу в кратчайшие сроки адаптироваться к работе с новым оборудованием.
В ближайших планах компании открытие сервисных центров еще в нескольких регионах.
- Вернемся к разговору об уникальности. В последнее время на рынке все чаще начали появляться линии комплексной переработки лососевых от других (как зарубежных, так и отечественных) производителей. Функции у оборудования фактически те же. В чем же преимущество линий Nikko? Беспокоит ли вас столь быстро растущая конкуренция среди производителей оборудования?
- Это естественная тенденция. Сейчас, когда даже самые консервативные рыбопромышленники полностью приняли идею автоматизированной механической рыбопереработки, на рынке будет появляться все больше соответствующих предложений. Функции и скорость обработки у всех комплексных рыбоперерабатывающих машин примерно одинаковые. Поэтому, в качестве конкурентных преимуществ, на первый план выходят уже совершенно другие достоинства – качество готовой продукции, надежность оборудования, простота в эксплуатации и другие показатели, влияющие на итоговый результат. Например, все линии обработки лососевых, представленные на рынке, существенно сокращают количество задействованного персонала, но при этом только наша линия NAG-501 является полностью непрерывной и обслуживается всего двумя сотрудниками. Все рыбоперерабатывающие линии осуществляют извлечение внутренностей и икорных ястыков, но только наша линия делает это так деликатно, что по выходу неповрежденных ястыков превосходит оборудование других производителей. Это было неоднократно доказано сравнительными тестами на предприятиях наших клиентов. Для достижения этих и других преимуществ наша инженерная служба трудится годами.
Качество оборудования Nikko – это не просто металл, пластик и провода. Оборудование Nikko – это более чем тридцатилетний опыт крупнейшей на этом рынке компании в Японии, это доверие рыбопромышленных компаний по всему миру. Это уникальные технологии, защищенные международными патентами. Это опыт наших конструкторов и инженеров, годы и десятилетия, потраченные на постоянное совершенствование оборудования. Только для того чтобы адаптировать наше оборудование к российскому сырью, нам потребовалось больше года испытаний на Южно-Курильском рыбокомбинате в 2008 году. Сейчас мы тесно работаем с технологами каждого из предприятий, чтобы максимально приспособить оборудование к местным условиям и особенностям сырья.
Наши клиенты точно знают, что оборудование продумано до мелочей, испытано и проверено годами. За то, что, несмотря на появление многочисленных аналогов, наши клиенты продолжают уверенно выбирать оборудование компании Nikko, я бы хотел выразить им свою глубочайшую признательность.
Мы уверены, что, пока мы будем оставаться верны своему качеству, а наши клиенты будут добиваться таких же высоких результатов, у нас на российском рынке все будет складываться хорошо.
- Каковы дальнейшие планы развития компании Nikko в России?
- Если подытожить результаты трехлетней работы на российском рынке, то я считаю, что мы достигли очень хороших результатов. Тем не менее мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В первую очередь мы будем продолжать внимательно изучать меняющиеся потребности российских рыбопромышленников. Как и прежде, мы будем учитывать их предложения по улучшению и модернизации оборудования.
Также в планах компании в ближайшие годы активно развивать созданную сеть представительств в России.
По предварительным результатам летней путины 2011 года наше оборудование вновь оказалось на высоте, а наши клиенты достигли хороших результатов. Это дает нам все основания надеяться, что в следующем году мы сможем рассчитывать не только на новых клиентов, но и на повторные обращения клиентов с которыми работали в последние годы.
Мы искренне надеемся, что наши отношения с российской рыбопромышленной отраслью будут продолжать крепнуть. А наши клиенты смогут добиваться самих высоких показателей в качестве продукции и эффективности производства.
Журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Август 2011 г.