– В 2012 году Владивосток примет Международный конгресс рыбаков вот уже в седьмой раз. Какова, на ваш взгляд, роль этого форума для рыбохозяйственного комплекса страны? Что это – эффективная площадка для того, чтобы представители предприятий и органов власти из разных регионов России могли обсудить актуальные проблемы рыбной отрасли? Мероприятие, которое позволяет делегатам из других стран оценить ее развитие?
– В последние годы вопросы развития российского рыбного хозяйства стали предметом пристального внимания со стороны высшего руководства страны. Текущее состояние дел, планы по развитию отрасли, упрочение роли России в мировом рыбном хозяйстве – темы, которые регулярно рассматриваются Правительством, подчиненными ему структурами, а также руководством регионов, в которых рыбная отрасль является ведущей.
Организованный во Владивостоке Международный конгресс рыбаков послужил началом формирования принципиально новых взаимоотношений между всеми участниками рыбохозяйственной деятельности в России. Сегодня это эффективная площадка проведения постоянных встреч для решения проблем, обмена опытом, обсуждения перспектив сотрудничества и инвестиционных возможностей в области рыболовства и переработки рыбного сырья.
Поэтому созданная у нас в крае коммуникационная система для профессионалов рыбного бизнеса является одним из наиболее значимых ежегодных мероприятий для рыбной отрасли. Эта система объединяет интересы представителей государственных структур, общественных объединений рыбаков, ведущих отраслевых предприятий и научных учреждений.
К решениям конгресса прислушиваются все органы власти, практически 70% резолютивных решений находит отражение в тех или иных нормативных актах органов государственной власти.
– Темой предстоящего конгресса, как известно, станет работа российского рыбохозяйственного комплекса в условиях ВТО. Ранее уже отмечалось, что опытом в этой сфере должны поделиться зарубежные эксперты. Представители каких стран на сегодняшний день уже подтвердили участие в конгрессе?
– Действительно, организационным комитетом конгресса в текущем году была предложена тема «Рыбное хозяйство России в условиях вступления в ВТО».
Присоединение нашей страны к Всемирной торговой организации с первого дня вызывает много вопросов, дебаты ведутся постоянно: к чему это приведет, какие изменения будут происходить и как это отразится на национальной экономике?
Общие выводы независимых экспертов показывают, что вступление в ВТО системных проблем в области рыболовства не вызовет. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас.
Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительное, часто не превышающее значения статистической погрешности. Другие факторы, такие как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность, будут влиять на российскую экономику гораздо больше.
Вместе с тем все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на ряд отраслей экономики, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.
Так или иначе, предстоящий конгресс позволит собрать мировое рыбацкое сообщество и обсудить, какие перемены предстоит пережить отрасли, как они отразятся на предприятиях, на международных контрактах, требованиях к качеству рыбо- и морепродукции, таможенных процедурах.
В настоящее время свое участие в работе конгресса подтвердили представители 14 стран, но процесс регистрации будет продолжаться до конца сентября.
Международный конгресс рыбаков традиционно отличается широким кругом участников. В текущем году для участия в форуме уже зарегистрировались представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Государственной Думы, Совета Федерации, а также представители ведущих предприятий отрасли более чем из 12 субъектов РФ.
Ожидаемое число участников – около 500 человек.
– В последнее время активно обсуждается защита интересов отечественного производителя в условиях членства России в ВТО. В связи с этим хотелось бы поговорить о государственной программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы», разработку которой недавно завершило краевое управление рыбного хозяйства. Чем была вызвана необходимость создания такого документа? Учитывалось ли при его подготовке мнение представителей рыбной промышленности?
– Состояние и тенденции развития мирового рыбохозяйственного комплекса в настоящее время характеризуются усилением соперничества между государствами за право пользования водными биологическими ресурсами, а также за рынки сбыта рыбо- и морепродукции.
Многие страны рассматривают рыбохозяйственный комплекс как компонент стратегического значения, обеспечивающий продовольственную безопасность, заселенность отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическое развитие.
В этой связи большинством государств с протяженной береговой линией проводится протекционистская политика по отношению к отрасли и созданию такого правового поля, которое бы позволяло национальному рыбохозяйственному комплексу эффективно функционировать и быть защищенным от внешней конкуренции.
Мы хотим, чтобы рыбное хозяйство Приморского края являлось комплексным сектором экономики, включающим в себя добычу водных биологических ресурсов, переработку, воспроизводство, товарное разведение гидробионтов, а также ряд смежных развивающихся вспомогательных и обслуживающих производств – судостроение, судоремонт, транспортировку, хранение, сетеснастное и тарное производство, портовые службы. Более значимое место в отрасли должна занять оптовая и розничная торговля.
Основными системными проблемами, сдерживающими развитие рыбохозяйственного комплекса, являются:
- значительный физический износ основных производственных фондов рыбоперерабатывающих предприятий и низкий уровень технологической и технической оснащенности добывающих и обрабатывающих производств;
- низкий уровень конкурентоспособности вырабатываемых приморскими рыбопромышленными предприятиями товаров и услуг, низкий уровень корпоративной культуры, слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования, отсутствие стимулов к повышению производительности труда, неразвитость сферы инновационных услуг, а также слабая взаимосвязь бизнеса с наукой и образованием;
- продолжающееся повышение расходов на транспортировку рыбного сырья и готовой продукции из мест ее массового производства к местам ее массового потребления;
- усиливающийся незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел водных биоресурсов, а также воздействие на среду их обитания;
- отсутствие системного подхода к развитию аква- и марикультуры;
- сырьевая направленность экспорта.
И, конечно, отсутствие рыбообрабатывающего кластера, способного реально повернуть рыбу на российский берег.
Вместе с тем Приморский край обладает значительными запасами (в особенности недоосвоенных и малоизученных) водных биоресурсов, что является естественным конкурентным преимуществом региона.
Отрасль располагает некоторой береговой материально-технической базой, осуществляющей переработку водных биоресурсов и реализацию рыбной продукции.
Определяющими для развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края являются рыночные предпосылки, которые обусловлены ростом спроса на рыбную продукцию.
Все эти проблемы объективно требуют решения программными методами, хотя мы четко понимаем, что ряд сложностей имеет «глубокие корни» и на краевом уровне их не решить.
Поэтому совместно с представителями рыбацкого сообщества мы приступили к разработке программы, основанной на наших правах и возможностях, способствующей поступательному развитию отрасли.
– Предполагалось, что данная программа станет в определенной мере «преемницей» краевой программы по развитию береговой рыбопереработки. Какие меры по поддержке береговых предприятий предусмотрены в новом документе?
– Преемственность новой программы заключается в том, что она направлена на государственную поддержку рыбной отрасли Приморского края. В остальном этот документ отличается от своего предшественника как по форме, так и по содержанию.
Основными целями новой программы являются:
- удовлетворение потребностей населения Приморского края и внутреннего рынка России в высококачественной рыбо- и морепродукции;
- увеличение выпуска, расширение ассортимента и повышение качества рыбо- и морепродукции.
При этом необходимо будет решить следующие задачи:
- увеличение объемов поставок рыбо- и морепродукции на внутренний рынок;
- развитие производства рыбо- и морепродукции с высокой долей добавленной стоимости;
- увеличение потребления рыбо- и морепродукции на одного жителя Приморского края;
- мотивация рыбоперерабатывающих предприятий и предприятий аквакультуры к созданию собственной сети шаговой доступности для реализации выпускаемой рыбо- и морепродукции;
- популяризация и повышение престижа рыбацкой профессии.
По мнению разработчиков, решение поставленных задач обеспечит устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса Приморского края для удовлетворения растущего спроса населения на рыбопродукцию и морепродукты отечественного производства, увеличение темпов структурно-технологической модернизации рыбоперерабатывающего комплекса и аквакультуры, прирост объема инвестиций в основной капитал рыбохозяйственного комплекса в размере 3,8%, увеличение производства товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы рыбные, в 2017 году по отношению к 2011 году на 25,9%, выпуска живой и охлажденной рыбы – на 40,4%, строительство 6 рыборазводных заводов, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение 5 береговых рыбоперерабатывающих комплексов, а также 5 предприятий аквакультуры. При этом налоговые поступления в бюджетную систему РФ возрастут на 73,3%.
Также в составе новой программы разработаны подпрограммы «Развитие аквакультуры в Приморском крае на 2013-2017 годы» и «Воспроизводство лососевых и ценных пресноводных видов рыб в Приморском крае на 2013-2017 годы».
Мерами государственной поддержки станет возмещение части затрат на строительство рыбоводных заводов, на создание инфраструктуры рыбоводных заводов, на уплату процентов по кредитам, привлеченным на строительство рыбоводных заводов и на приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию производств. Также предусматривается субсидирование части затрат на уплату лизинговых платежей, предусмотренных договором финансовой аренды (лизинга), направленных на приобретение рыбоперерабатывающего оборудования; на прирост производства продукции.
– Успехи рыбохозяйственного комплекса сложно представить без квалифицированных специалистов. Продолжит ли администрация участвовать в решении кадровых проблем отрасли? Каковы перспективные планы работы в этом направлении?
– Действительно, проблема кадрового обеспечения в рыбной отрасли с каждым годом все более и более обостряется.
По нашему мнению, новый вариант программы опосредованно приведет к улучшению положения в этой области, так как социальный аспект программы как раз и заключается в росте благосостояния работающих в отрасли, повышении уровня заработной платы, улучшении условий труда. Другими словами, повышение престижа рыбацкой профессии, популяризация рыбной отрасли в совокупности с работой с ведущими отраслевыми образовательными учреждениями - все это влияет на привлечение в отрасль квалифицированных специалистов.
Журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Сентябрь 2012 г.