Интервью

14 января 2013 года
Сергей ИВАНОВ

Мы анализируем состояние бункеровочного рынка каждый день

Сергей ИВАНОВ, Директор Marine Bunker Exchange

О том, как сделать бункеровку более выгодной.

Бункеровка является одной из важных статей расходов для рыбодобывающих предприятий. Неслучайно среди мер поддержки, необходимых рыбной отрасли, ее представители часто называют субсидирование затрат на приобретение топлива. Однако уже сейчас существуют механизмы, позволяющие сделать бункеровку более выгодной. Сайт Marine Bunker Exchange (MABUX) предлагает пользователям эффективные инструменты, помогающие отслеживать ситуацию на рынке нефти и бункеровочных операций и выбирать оптимальные условия для заключения сделок. Подробнее о возможностях электронного ресурса в интервью РИА Fishnews.ru рассказывает директор Marine Bunker Exchange Сергей ИВАНОВ.

– Сергей Александрович, MABUX позиционируется как интернет-ресурс, на котором можно найти все данные, необходимые для успешной работы на рынке бункеровок. Какая информация на сегодняшний день представлена на вашем сайте?

– Наши пользователи получают все необходимые инструменты для оценки мирового рынка бункеровок. Во-первых, сайт предлагает информацию по ценам на различные виды бункеровочного топлива более чем в 350 портах мира.

Цены на мировом рынке бункеровок находятся в процессе постоянного обновления, индикация цен по портам может меняться несколько раз в день – все эти процессы можно проследить на MABUX. Вместе с тем в распоряжении наших клиентов находится база данных по истории цен на различные виды топлива в каждом из портов за последние 10 лет.

Во многих ведущих портах мира мы сотрудничаем с тремя-пятью различными корреспондентами – как поставщиками топлива, так и его покупателями. На основе полученной информации наши аналитики рассчитывают индикативные цены, которые затем публикуются на сайте MABUX. Таким образом, пользователи обеспечиваются объективными данными о ситуации на рынке.

Мы разработали собственный мировой индекс для судового топлива сортов 380 HSFO, 180 HSFO and MGO (газойль) – Мировой индекс MABUX. Порты для его создания выбирались на основе годового топливного оборота, а также степени учета изменений нефтяных фьючерсов в ценах на судовое топливо. Индекс сформирован начиная с 6 февраля 2004 года и обновляется ежедневно в конце торгового дня. Пользователь может выбрать любой временной интервал в промежутке с 6 февраля 2004 года до сегодняшнего дня.

Еще один ключевой раздел – по нефтяным фьючерсам. Информация с ведущих нефтяных бирж: лондонской ICE (торгуются нефть марки «Брент» и газойль) и нью-йоркской NYMEX (топочный мазут и легкая нефть WTI) – поступает к нам напрямую, обновление идет каждые десять секунд.

В перспективе, кстати, мы планируем публиковать информацию по нефтяным фьючерсам с Сингапурской биржи для наших клиентов в Азии, Австралии и Океании. Вполне возможно, что торговать нефтяными фьючерсами начнет и Китай – данные по этим контрактам мы также обязательно будем размещать на MABUX.

Правда, тот же Сингапур ориентируется на нью-йоркскую биржу, так что основная информация о ценах на нефтяные фьючерсы у нас есть и сейчас.

К слову, с января 2013 года цены на услуги по предоставлению данных по нефтяным фьючерсам от ведущих бирж выросли почти в два раза, однако для наших подписчиков мы сохранили доступ к этой информации на прежнем ценовом уровне.

Почему же так важны данные по фьючерсным контрактам? Дело в том, что нефтяной фьючерс – это основной инструмент, позволяющий получить представление о возможном движении цен на топливо на ближайшую перспективу. Сейчас заключаются контракты на поставку нефти марки «Брент» начиная с февраля 2013 года и заканчивая декабрем 2019 года. Представляете, какой временной промежуток охватывает фьючерс? Если сегодня цены на фьючерсные контракты по нефти «Брент» уходят в минус, в ближайшей перспективе дизельное топливо также несколько подешевеет. Для тех, кто собирается бункероваться, – это знак, что нужно подождать, пока цена пойдет вниз.

Также мы предлагаем графическое отображение цен на нефть – график нефтяного фьючерса. Он демонстрирует текущую цену на продукт, поставляемый в определенном месте в определенный момент в будущем. График строится из группы последовательных фьючерсных цен, отражающих сегодняшнюю оценку стоимости продукта с привязкой к определенным датам в будущем. Хотелось бы отметить, что график нефтяного фьючерса, будучи ключевым показателем текущего состояния рынка, не является прогнозом цены – это текущие цены на продукт, поставляемый в будущем.

Есть у нас и такой важный раздел, как котировки на момент закрытия бирж. Публикуемые значения дают представление о том, как закончился день торгов по тому или иному продукту и как это отразится на следующем дне.

– На сайте MABUX реализована идея сопряжения цен на нефтяные фьючерсы с физическими ценами на судовое топливо. Какую пользу из такой информации могут извлечь участники бункеровочного рынка?

– Как уже говорилось выше, изменения цены нефтяного фьючерса в дальнейшем сказываются на физической цене на судовое топливо, пусть и с небольшой задержкой – от 12 до 24 часов. И если сегодня фьючерс на газойль уйдет вверх, завтра то же самое с большой вероятностью произойдет с физическими ценами на дизельное топливо.

С помощью специальной формулы мы связываем цены на нефтяные фьючерсы с ценами на топливо, которые существуют в данный момент в том или ином порту мира, – получаются так называемые «цены на основе нефтяного фьючерса» (Oil Future Based Prices). Таким образом, наши пользователи по движению нефтяных котировок могут получить представление о том, куда будет двигаться цена на различные виды топлива в тех или иных портах. Причем обновление Oil Future Based Price идет так же, как и обновление цены самого нефтяного фьючерса. Представляете, физическая цена обычно фиксируется на один – пять дней, а индикация цены на основе нефтяного фьючерса происходит каждые 10 секунд.

Полученные данные позволяют клиенту понять, когда и где лучше заключать сделку. С помощью такого инструмента, как цены на основе нефтяного фьючерса, судовладелец может узнать, когда наиболее выгодно бункероваться, а бункеровщик – когда и по какой цене лучше предлагать топливо потенциальному покупателю.

Добавлю, что сопряжение цен на нефтяные фьючерсы с физическим ценами на судовое топливо предлагаем только мы – на других сайтах нашего профиля вы такой информации не найдете. У нас есть, во-первых, нефтяной фьючерс, который является базой для определения тенденций движения цены как на нефть, так и на продукты ее перегонки, а во-вторых, есть цены на основе нефтяного фьючерса, которые показывают конкретную динамику по конкретным портам мира.

– А как зародилась идея создания сайта MABUX? Наверняка это был отклик на потребности бизнеса?

– Сайт MABUX был создан 11 лет назад. Его штаб-квартира находится в Швеции. Идея создания специализированного сайта для участников мирового рынка бункеровок довольно давно витала в воздухе. Дело в том, что до определенного времени таких сайтов в мире не было, и судовладельцы были вынуждены собирать информацию о движении цен на топливо или привязывать эти цены к движению цен на нефтяные фьючерсы, используя несколько источников. Да и сейчас нередки случаи, когда в поисках необходимой информации по стоимости и условиям бункеровок судовладельцу приходится «перелопачивать» не один десяток сайтов. Причем все эти источники были и остаются платными.

Мы поставили перед собой задачу создать сайт, который бы вмещал все необходимые данные и инструменты для бункеровщиков и судовладельцев, – концепция «вся информация на одном сайте» (ONE-STOP Website). Важно учесть и то, что стоимость подписки у MABUX значительно ниже, чем у других сайтов такого профиля.

– Насколько я поняла, ваш сайт служит своеобразным мостиком, помогающим связать судовладельцев и компании, которые занимаются поставками топлива, бункеровкой?

– Совершенно верно. На MABUX в бесплатном доступе имеется директория, куда внесены данные о поставщиках, трейдерах и брокерах на рынке судового топлива по всему миру. Человек просто выбирает нужный ему порт и получает список бункеровщиков по этому порту с контактными данными. Как показывает статистика, открытая директория пользуется большой популярностью.

– А как компании, работающие на рынке бункеровок, попадают в эту директорию?

– Здесь есть два варианта. Первый вариант: компания сама выходит на директорию и регистрируется, заполняя специальную анкету. Второй вариант: если компания регистрируется непосредственно на сайте MABUX, данные о ней автоматически попадают в базу данных директории.

Отмечу, что прежде чем оформлять подписку на нашем сайте, потенциальный пользователь может в течение 14 дней пользоваться пробным, трайловым режимом. На это время можно получить бесплатный доступ ко всем ресурсам MABUX. Единственное, данные по нефтяным фьючерсам мы даем в двух форматах: в режиме реального времени или с задержкой 10 минут. Для тех, кто непосредственно торгует топливом или участвует в операциях хеджирования, цены на нефтяной фьючерс в режиме реального времени – это важный инструмент; для тех же, кто с помощью цены по фьючерсным контрактам отслеживает возможную динамику физических цен, задержка в 10 минут в принципе не играет большой роли. Так вот, в трайловой версии подписчик получает доступ к данным о фьючерсах с задержкой 10 минут.

- То есть 14 дней достаточно, чтобы принять решение о сотрудничестве с MABUX?

– Ситуации бывают разные, и мы всегда стремимся учесть интересы потенциального подписчика. Допустим, человек по какой-то причине не смог за две недели полностью изучить возможности нашего сайта. Однако когда срок действия тестового режима подходит к концу, мы связываемся с потенциальным клиентом и узнаем, удалось ли ему оценить наш ресурс. Часто по результатам этого общения трайловая подписка продляется.

Для того чтобы сделать знакомство с сайтом более удобным, мы демонстрируем его возможности для потенциального клиента онлайн.

Постоянная обратная связь с подписчиками – один из важных принципов работы MABUX. Любой клиент может позвонить или отправить письмо по электронной почте и получить необходимую информацию. Очень часто компании обращаются к нам за официальными комментариями: например, при возникновении споров между судовладельцем и бункеровщиком или судовладельцем и банком нас просят дать оценку сделки, ценовой ситуации в каком-либо порту, что мы с удовольствием и делаем. То есть у нас все время работает обратная связь – этим, на мой взгляд, не может похвастаться ни один из сайтов нашего профиля.

– Получается, MABUX не только интернет-ресурс, но и компания, которая занимается консультированием?

– Да, консалтинг является одним из важных направлений нашей деятельности. Мы постоянно общаемся с подписчиками, если есть какие-то вопросы – стараемся их разъяснить. В перспективе планируем проводить семинары, посвященные механизму формирования цен на бункеровочное топливо, – на английском и русском языках. Таким образом, мы хотим помочь нашим клиентам получить более четкое представление о процессах и тенденциях развития бункеровочного рынка, а также в полной мере использовать для этого предлагаемые нами инструменты.

– Такой индивидуальный подход работы с клиентами использовался сразу или вы пришли к этому постепенно?

– Дело в том, что диалог полезен не только подписчикам MABUX, но и нам самим. Многие наши клиенты – и судовладельцы, и бункеровщики – выступают также нашими корреспондентами и помогают собирать информацию по ценам в портах мира.

– А кто является основной аудиторией сайта MABUX?

–Среди пользователей нашего интернет-ресурса преобладают судовладельцы, однако определенную долю занимают также поставщики бункеровочного топлива. Среди последних большой популярностью пользуется размещение баннеров на MABUX, ведь бункеровщики заинтересованы в том, чтобы владелец флота мог легко и быстро найти информацию о них.

– Много ли среди ваших пользователей российских компаний, в том числе российских судовладельцев? Насколько вообще активно российский бизнес откликается на предложения информационно-консалтинговых услуг?

– Ранее на MABUX существовала русскоязычная страничка, но к сожалению, основные поисковые системы – «Гугл», «Яндекс» и т. д. – ее не «видели». В 2012 году мы создали полноценный сайт на русском языке – http://www.mabux.ru. Если сейчас русскоязычный пользователь (а у нас очень много подписчиков не только из России, но и из стран Балтии, СНГ) в том же «Гугле» кликает на ссылку MABUX, он автоматически попадает на русскоязычный сайт, что существенно облегчает работу.

По большому счету ресурс на русском языке идентичен англоязычной версии, но есть и некоторые различия. Аналитические материалы, комментарии готовятся для русскоязычного сайта отдельно.

Замечу, что из всех сайтов нашего профиля только MABUX имеет русскоязычную версию – остальные дают информацию только на английском языке.

Еще раз подчеркну, что все возникающие вопросы мы стараемся решать вместе с клиентами. Допустим, вопрос подписки тормозится при согласованиях внутри компании, которая является нашим возможным клиентом, – в этом случае мы готовы выйти на руководство организации и дать все необходимые разъяснения по работе с MABUX. Очень часто это значительно ускоряет процесс, и мы таким образом получаем нового подписчика.

Кроме того, не секрет, что платеж за рубеж у многих компаний сопряжен с подготовкой большого количества различных документов по валютному контролю. В этом случае мы также стараемся создать для клиента максимально удобные условия и быстро предоставить все необходимые бумаги.

– У MABUX, насколько я поняла, достаточно много эксклюзивных предложений для пользователей: это и цены на основе нефтяного фьючерса, и собственный мировой индекс для судового топлива, русскоязычная версия и т. д. Нельзя не отметить и подготовку аналитических материалов.

Да, мы ежедневно выкладываем на сайте аналитические прогнозы, а по четвергам публикуем прогнозы на неделю. В частности, освещаются перспективы спот-рынка бункеровки. Это еще одно отличие MABUX от других сайтов нашего профиля, дающих только информационные материалы.

Рынок нефти и нефтепродуктов очень волатилен, однако колебания происходят в определенных границах. Для того чтобы цены вышли за эти границы, необходимы особые факторы – обычно мы делим их на несколько типов. Допустим, факторы, характеризующие глобальную экономическую ситуацию. На сегодня это, прежде всего, ситуация в США и Китае – крупнейших в мире потребителях нефтепродуктов. Так, например, большинство инвесторов считает, что проблема так называемого «фискального обрыва» (угроза повышения налоговой нагрузки в США с начала 2013 года и уменьшения государственных расходов ради сокращения дефицита бюджета – прим. корр.) по-прежнему далека от окончательного разрешения. Соответственно, это обязательно скажется на уровне спроса на нефтепродукты в Штатах в краткосрочной перспективе. Ограниченный спрос будет сдерживать возможный рост цены на нефть. Однако ситуация в любой момент может измениться.

Кроме того, имеются еще и так называемые геополитические факторы. На сегодняшний день к ним, в частности, можно отнести обстановку на Ближнем Востоке. Пока в этом регионе существует напряженность, есть риск, что поставки нефти будут ограничены – цены пойдут вверх. Среди геополитических факторов, влияющих на нефтяной рынок, также можно назвать и кризис в Еврозоне.

Аналитики MABUX ежедневно выделяют факторы, влияющие на формирование цен на нефтепродукты, и на этой основе составляют прогнозы. Также на нашем сайте размещаются новости – бункеровки, логистики и судостроения, бизнеса в целом.

– Любой эффективный интернет-ресурс со временем совершенствуется. Какие планы в этом направлении у MABUX?

– Вы знаете, 2012 год я бы назвал революционным для нашего сайта: в этом году пришла целая команда молодых перспективных специалистов, которые уже привнесли в работу MABUX много нового.

Так, в 2012 году мы запустили функцию «разделение экрана»: одновременно можно вывести на экран два, три или четыре раздела нашего сайта и пользоваться ими. В одном окне можно открыть информацию о цене нефтяного фьючерса в режиме реального времени, в другом – цены на топливо в портах, в третьем – курсы валют онлайн (такая информация тоже есть на нашем сайте).

С этого года у нас появился график нефтяного фьючерса, позволяющий клиенту более подробно отслеживать ситуацию на рынке нефти. В 2012 году в полной мере заработал и русскоязычный сайт.

Не так давно мы перешли на более мощный сервер, что дает возможность повысить число подписчиков и, что очень важно, резко увеличить скорость работы сайта.

Наши специалисты постоянно работают над тем, чтобы сделать сайт более удобным для пользователей. Мы всегда находимся в поиске новых идей, которые позволят сделать механизм ценообразования на мировом рынке бункеровок еще более прозрачным для его участников. MABUX готов и в дальнейшем предлагать своим клиентам уникальные решения в этой области.

Marine Bunker Exchange (MABUX) AB
Box 1379
SE-251 13 Helsingborg
Sweden

Адрес для посетителей:
Kullagatan 6
Helsingborg
Sweden
Тел.: +46 42 14 04 30
Факс: +46 42 140830
Эл. адрес: info@mabux.com
Web: http://www.mabux.com
http://mabux.ru

Маргарита КРЮЧКОВА, РИА Fishnews.ru

Январь, 2013 г.


b
  • Сергей ИВАНОВ
  • Мировой индекс MABUX: позволяет отслеживать динамику цен на бункеровочное топливо в ведущих портах мира.
  • Индексы цен на бункеровочное топливо: более 350 портов мира – ежедневное обновление.
  • Цены с привязкой к нефтяному фьючерсу: движение нефтяных котировок позволяет получить представление о том, куда будет двигаться цена на различные виды топлива.
  • График нефтяного фьючерса отображает текущую цену на нефть, поставляемую в определенный момент в будущем.
  • Marine Bunker Exchange