Интервью

16 августа 2013 года
Виталий ХАНАШ

Современные решения модернизации флота

Виталий ХАНАШ, Глава регионального представительства «Альфа Лаваль» по Дальнему Востоку

Каждый судовладелец заинтересован в том, чтобы его флот работал бесперебойно и максимально эффективно. Современные рыболовные суда позволяют значительно сокращать расходы на единицу вылова, поднимая рентабельность предприятия на новый уровень, однако сегодня мало кто готов инвестировать огромные суммы в постройку нового флота. Для подавляющего большинства компаний единственным, но при этом весьма действенным решением является модернизация и переоборудование уже существующих судов: замена агрегатов, механизмов, установка дополнительных мощностей, повышение производительности.

Все чаще с подобными вопросами рыбопромышленники обращаются к специалистам международного промышленного концерна «Альфа Лаваль», который, помимо прочего, является одним из мировых лидеров по производству оригинального морского оборудования. Для самой компании работа в этом направлении с каждым годом также приобретает все большую актуальность, рассказал в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» глава регионального представительства «Альфа Лаваль» по Дальнему Востоку Виталий Ханаш:

- «Альфа Лаваль» является одной из старейших иностранных фирм на российском рынке. Оборудование шведского производства с логотипом Alfa Laval устанавливалось почти на всех судах Советского Союза и хорошо знакомо нашим морякам. Сотрудничество судовладельцев с проверенным иностранным партнером продолжилось в постперестроечную эпоху. В последние годы прослеживается новая волна интереса к нашей компании со стороны рыбопромышленников, все большую активность проявляют дальневосточные регионы.

За последние 5-6 лет компания реализовала немало проектов по модернизации судов рыболовного флота различных типов, годов постройки и принадлежащих разным сегментам отрасли. В частности, достаточно активно идет сотрудничество с сахалинскими, камчатскими компаниями, которые эксплуатируют крупнотоннажный флот, т.е. ориентированы на океанический промысел. Для работы в таких условиях очень важна надежность оборудования, его ремонтопригодность и простота в эксплуатации.

- Во что готовы вкладываться судовладельцы, какие агрегаты сейчас пользуются повышенным спросом?

- В основном модернизируются системы, которые влияют на надежность работы судового энергетического комплекса. Учитывая, что сейчас на судах в основном используются сорта топлива спорного качества, повышенные требования предъявляются к подготовке технических сред, например, системам сепарации и фильтрации топлива и масла.

В связи с этим большим спросом пользуется такое оборудование «Альфа Лаваль», как центробежные сепараторы топлива и масла; самоочищающиеся фильтры, которые не требуют обслуживания на протяжении достаточно длительного времени; и системы топливоподготовки – компактные модульные системы, которые облегчают эксплуатацию всего комплекса машинно-котельного оборудования. К примеру, такие агрегаты поставлялись для компаний «Океанрыбфлот», «Акрос», РК им. Ленина, НБАМР, ТУРНИФ, «Интрарос» и других.

Специфика океанического промысла требует от крупнотоннажных траулеров повышенной автономности. А для обеспечения жизнедеятельности и технического процесса на борту, в частности, требуется достаточно большое количество воды. Опреснительные установки, которые были смонтированы еще при постройке судов, т.е. больше 25 лет назад, уже достаточно изношены и весьма дороги в ремонте. Поэтому сейчас владельцы флота активно вкладываются в замену таких механизмов и за помощью часто обращаются именно в нашу компанию – в этом сегменте судового оборудования «Альфа Лаваль» удерживает лидирующие позиции. Наши фирменные технологии, которые используются в производстве опреснительных установок, позволяют сделать их максимально компактными и одновременно мощными настолько, чтобы обеспечить любые потребности судна в воде.

Таких проектов у нас реализуется достаточно много, так что наработана необходимая практика и опыт, которые подтверждают высокую надежность всех агрегатов от Alfa Laval.

- Alfa Laval – это бренд с мировым именем, заручившийся доверием не одного поколения. Всем понятно, что настоящее качество не может быть дешевым, между тем спрос на продукцию вашей компании на российском флоте все равно устойчиво высокий. Как удается сохранять интерес покупателей?

- Действительно, «Альфа Лаваль» использует высокотехнологичные, уникальные решения, которые, естественно, не могут быть совсем дешевыми. Но практический опыт показывает, что соотношение цены, качества и эксплуатационных возможностей таких технологий оптимально.

Вполне естественно, что понимание этого приходит не сразу. Сначала у заказчика может присутствовать некоторое недоверие, ведь на рынке встречается схожее (как правило, технологически устаревшее), а порой и вовсе внешне идентичное (не оригинальное) оборудование по более низкой цене. Но, опробовав на практике и получив результат, судовладелец уже сам делает выбор в пользу подтвержденного качества.

Довольно часто компании приобретают у нас оборудование для одного-двух судов и через год возвращаются с заказами уже на весь флот, получив положительные отзывы от своих судовых специалистов. Собственный опыт – все же лучший аргумент.

Учитывая, что «Альфа Лаваль» – достаточно глобальная структура, мы также способны предложить нашим клиентам объемную сервисную поддержку. Для рыбаков это важное условие. Клиент нашей компании может обратиться в любое структурное подразделение, где ему всегда помогут решить возникшую проблему. «Альфа Лаваль» оказывает серьезную послепродажную поддержку, которая включает в себя обеспечение запасными частями и соответствующий сервис, т.е. нет необходимости искать альтернативные решения – достаточно обратиться в наши сертифицированные сервисные, инжиниринговые центры либо напрямую в компанию. Такая поддержка может быть организована по всему миру: во всех портах, наиболее часто посещаемых российскими судами, присутствуют наши специалисты, способные оказать помощь.

Также круглосуточно работает сервисная служба «Альфа Лаваль», которая совершенно бесплатно готова оказать поддержку морякам. На такое онлайн сопровождение приходится порядка 30% послепродажного сервисного обслуживания, поскольку зачастую проблему удается решить в ходе телефонной консультации.

- Нередко судовладельцам, как и рыбопереработчикам, приходится сталкиваться с проблемой, когда современное оборудование оказывается слишком сложным в эксплуатации. Из-за этого происходят сбои в работе, непредвиденные поломки, страдает весь производственный процесс. Насколько оборудование Alfa Laval доступно в обслуживании самими рыбаками?

- Такая проблема действительно существует, и актуальна она для всего мирового флота, не только для России: одной из самых распространенных сложностей при эксплуатации высокотехнологичного оборудования является отсутствие достаточного опыта и квалификации у специалистов на судах или береговых предприятиях. В большинстве случаев именно поэтому возникают проблемы с работой агрегатов в послепродажный период.

Учитывая такую тенденцию, «Альфа Лаваль» старается унифицировать и по возможности упрощать свои инженерные решения, конечно, до определенной степени, ведь речь идет все-таки об автоматизации производства. В частности, мы оптимизировали электронные системы управления судовыми агрегатами под среднюю квалификацию обслуживающего персонала. Теперь при возникновении неисправности система управления самостоятельно распознает ошибку и показывает соответствующий код, который, как правило, указывает на необходимость замены той или иной запчасти.

Отмечу, что специалистам «Альфа Лаваль» при посещении рыболовных судов на Дальнем Востоке часто приходится слышать положительные отзывы от моряков о нашем оборудовании. Особенно полюбились на флоте самоочищающиеся фильтры Alfa Laval. Они позволяют полностью исключить участие экипажа в их обслуживании и в тоже время обеспечивают круглосуточную безаварийную работу судовой энергетической установки во время рейса.

Кроме того, мы всегда обучаем персонал компаний-заказчиков работе с новым оборудованием. Наш опыт показывает, что при наличии стабильного экипажа на судне и начальной подготовки обслуживающего персонала перебои в работе техники, вызванные человеческим фактором, удается сократить до минимума.

- Вы упоминали о проектах по модернизации флота, реализованных с рыболовными компаниями, которые осуществляют океанический промысел. Но у «Альфа Лаваль» есть предложения, подходящие для любых типов судов, любого тоннажа. Есть ли интерес к новому оборудованию со стороны судовладельцев-«прибрежников»?

- Да, и по среднетоннажному флоту есть определенная тенденция к увеличению числа обращений в последние годы. Здесь также модернизируем в основном топливные, масляные системы главных двигателей и вспомогательных дизель-генераторов. Поставляем небольшие опреснительные установки. Но подобные проекты, как правило, направлены лишь на замену крайне изношенного оборудования аналогичным новым. Т.е. основная задача – продлить срок эксплуатации судна, без изменения его технических параметров. Мы всегда с готовностью беремся и за такие заказы, так как помимо высокотехнологичных решений у «Альфа Лаваль» есть проверенные годами, классические технологии.

- Помимо различных агрегатов, которые необходимы для работы судна, компания «Альфа Лаваль» способна предложить и технологии по судовой переработке, в том числе рыбных отходов. Расскажите поподробнее об этом направлении.

- Начнем с того, что на судах, особенно океанического промысла, сырье всегда свежее, и современные технологии позволяют получать качественные и ликвидные продукты из всего улова без остатка. Сейчас активно обсуждается несколько проектов по модернизации траулеров именно в плане глубокой переработки. Здесь компания «Альфа Лаваль» может предложить несколько решений, ориентированных на получение таких продуктов, как рыбная мука высшего качества, пищевой рыбий жир и высокосортное сурими. Во всех случаях речь идет о компактном, биологически безопасном и хорошо зарекомендовавшем себя на практике оборудовании.

Возьмем для примера сурими (промытый рыбный фарш) – это весьма востребованный на современном рынке продукт, качество которого сильно зависит от свежести сырья. Сурими самого высокого сорта производится только из свежей, не подвергавшейся заморозке рыбы. Понятно, что такое можно получить лишь на борту судна. Фарш сортом ниже можно получать и из отходов рыбопереработки – такой продукт также имеет спрос на рынке и весьма большой. У «Альфа Лаваль» есть проверенные решения для обоих случаев. Самый большой плюс в том, что благодаря уникальным технологиям такое оборудование может быть размещено в ограниченных судовых условиях. Дополнительно положительную роль играет замкнутость систем, обслуживающих технологический процесс, что минимизирует расход и исключает потери технологических сред (воды и пара) – в классических установках этого не удается добиться.

Что касается установок по переработке рыбных отходов, то здесь при работе с сырьем у «Альфа Лаваль» также максимально сокращены потери полезных веществ, которые могут быть использованы в производстве конечных продуктов. В частности, жир, получаемый как из белой, так и из красной рыбы, может достигать пищевого качества – это подтверждено научными исследованиями и сертификатами. А рыбная мука по своему составу соответствует мировым стандартам высшего сорта. Такая «бережливость» установок переработки отходов по технологии «Альфа Лаваль» позволяет решать и экологические проблемы. Например, с утилизацией клеевой воды (бульона) – на наших установках она повторно используется в технологическом процессе в итоге сбросы по объемам и содержанию загрязняющих веществ будут в разы меньше, чем при использовании классических технологий, либо исключены совсем.

Наконец, получение востребованного на рынке, высоколиквидного продукта обеспечивает высокую окупаемость установкам от «Альфа Лаваль» по переработке рыбных отходов.

- В России уже есть примеры практического использования подобных технологий на судах?

- Все технологии, о которых мы сегодня говорим, на протяжении довольно длительного времени успешно используются на практике. Что касается переработки отходов, то такие проекты главным образом реализованы на зарубежных траулерах. На российском флоте примеры пока единичные, но результаты есть и весьма впечатляющие. А учитывая, что в настоящее время достаточно много запросов в «Альфа Лаваль» поступает именно по модернизации технологических линий на судах, мы полагаем, что понимание актуальности вопроса судовой переработки рыбных отходов у промышленников есть.

- Тенденция очевидна: если раньше говорилось лишь об утилизации отходов, сейчас в ходу понятие их переработки.

- Сегодня есть технологии, которые позволяют перерабатывать и зарабатывать! Причем весьма неплохо. Мы неоднократно совместно с рыбопромышленниками на основании ими же предоставленных цифр просчитывали, что, к примеру, на установке по переработке отходов белорыбицы производительностью 30-60 тонн/сутки по сырью на траулере, где применяются классические (устаревшие) технологии, потери от недоиспользования сырья могут составлять до 10 миллионов рублей в год. На более жирной рыбе эта цифра может доходить до 20 миллионов.

Спрос рождает предложение – уверен, что рыбаки это прекрасно понимают. А как технически и технологически обеспечить предложению лучшее качество и ликвидность на рынке – знают специалисты «Альфа Лаваль».

Наталья СЫЧЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Август 2013 г.