Интервью

26 октября 2008 года
Михаил  КУМАНЦОВ

В борьбе с браконьерством важна гласность

Михаил КУМАНЦОВ, Начальник Управления государственного контроля, надзора, охраны, воспроизводства водных биоресурсов и регулирования рыболовства Госкомрыболовства

В сентябре 2007 г. Президент России утвердил новую структуру федеральных органов исполнительной власти, в которую вошел Государственный комитет РФ по рыболовству. Воссоздание центрального органа управления отраслью, несомненно, повлекло за собой кардинальные подвижки и перемены не только в политике руководства, приоритетах деятельности, но и в самой структуре органа. Так, в конце минувшего года стало известно о появлении нового подразделение Госкомитета, среди функций которого значатся контроль и надзор в сфере охраны, воспроизводства и использования водных биоресурсов, ранее осуществлявшиеся Россельхознадзором. За комментарием РИА Fishnews.ru обратилось к начальнику Управления государственного контроля, надзора, охраны, воспроизводства водных биоресурсов и регулирования рыболовства Госкомрыболовства Михаилу КУМАНЦОВУ.

- Михаил Иванович, какова структура вашего управления, функции и направления деятельности?

- Произведены значительные изменения в структуре управления государственного контроля, надзора, охраны, воспроизводства водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства. Утверждено положение. В составе управления создано пять отделов: отдел регулирования рыболовства, охраны ВБР и среды их обитания, организации контроля, надзора в области рыболовства и сохранения ВБР, отдел по координации деятельности ТУ и ФГУ и отдел организации воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов.

На сегодняшний день организационная работа и координирование взаимодействия практически завершены. Мы приступили к практическому выполнению возложенных обязанностей.

- Какие функции в области рыбной отрасли остались за Россельхознадзором, Пограничным управлением и т.д.? Насколько в результате сократилось количество структур, принимающих непосредственное участие в функционировании отрасли и каждого ее субъекта, облегчит, упростит ли это деятельность рыбацких предприятий?

- У нас не было времени на переходный период, в том числе для подготовки всех необходимых нормативных актов. Поэтому критику, которая звучит в наш адрес в отношении сегодняшнего состояния рыбоохраны, можно считать вполне справедливой. Однако период реорганизации завершен. Осталось решить ряд административных вопросов. На это потребуется максимум неделя.

Управление государственного контроля, надзора, охраны, воспроизводства водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства сформировано на 95%. В него вошли сотрудники, которые прежде работали в Главрыбводе, – это достаточно опытные специалисты. Так же его штат пополнили специалисты Россельхознадзора, Департамента по рыболовству Минсельхоза. Я думаю, что по такому же принципу будут формироваться ТУ и на местах. Часть людей уйдет в ТУ, часть – в рыбводы. Те люди, которые положительно зарекомендовали себя на местах, будут призваны к дальнейшей работе.

- Можно ли сказать, что основной деятельностью вашего Управления станет борьба с браконьерством? Какие новые методы для своей работы вы возьмете на вооружение?

- Среди наших функций значатся мониторинг, выдача разрешительных билетов, определение ОДУ и т.д. Но, по моему мнению, функция контроля и надзора также должны перейти в ведение нашего Управления. Рыбоохраны без моря не бывает. Ни в одной стране мира такого нет. Мы можем контролировать и надзирать только на внутренних водоемах. Нашей важнейшей задачей является наведение порядка в области рыбоохраны и борьбы с браконьерством. Любой поднятый вопрос – будь то экономический, социальный, научный – везде приходится сталкиваться с браконьерством.

Наши методы рыбоохраны в море включают такие меры, как спутниковое слежение, регулирование начала и конца промысла, выдача разрешительных билетов и т.д. Чем своевременнее будут выдаваться разрешительные билеты, тем меньше будет предпосылок к браконьерству.

Если говорить о методах борьбы с браконьерством, которые будут применяться в нашей работе, то правильнее будет сказать не о новых, а о давно забытых старых. Прежде всего, не должно быть монопроверок – борьба с браконьерством требует больше гласности. Любой гражданин должен иметь четкое представление, что делается на море. А на данный момент, кроме спутникового мониторинга, эффективных систем проверки, к сожалению, нет: авиаразведка поставлена сегодня очень слабо.

Поэтому для начала нам необходимо выполнить то, что нам поручено напрямую, довести начатое до логического завершения. Это послужит прочной основой для дальнейшей работы. А вопросов и проблем у нас немало.

Олеся СПОДА, Вероника ГОРДИЕНКО, специально для РИА Fishnews.ru

Михаил КУМАНЦОВ, другие интервью.

06 октября 2008 года
Михаил КУМАНЦОВ

Опыт управления прибрежным рыболовством на Аляске для нас достаточно показателен

Михаил КУМАНЦОВ, Вице-губернатор КАО

С 26 по 30 марта в Анкоридже (Аляска, США) прошел Совет по управлению рыболовством в Северной Пацифике. Российскую делегацию представляли вице-губернатор КАО Михаил КУМАНЦОВ, президент Ассоциации прибрежных рыбопромышленных предприятий Коряки Александр ЛИТВИНЕНКО, президент ООО «Восточный берег» Андрей ГЕРМАШ, а также специалисты отраслевой науки и сотрудники Всемирного фонда дикой природы (WWF).

07 ноября 2008 года
Михаил  КУМАНЦОВ

Нехватка инспекторов вызвала резкий рост браконьерства

Михаил КУМАНЦОВ , Начальник Управления государственного контроля, надзора, охраны, воспроизводства водных биоресурсов и регулирования рыболовства ФАР

Многочисленные преобразования отрасли, зачастую непродуманные реформы загнали некогда мощное рыбное хозяйство страны в состояние системного кризиса, привели к тому, что в прошлом богатейший ресурсный потенциал российских водных угодий порядком обнищал. Журнал «Fishnews – Новости рыболовства» решил разобраться, что мешает осуществлению полноценного государственного контроля за рыболовством и воспроизводством биоресурсов, с какими проблемами столкнулись территориальные управления Федерального Агентства по рыболовству и что необходимо сделать, чтобы их разрешить. На эти и другие вопросы корреспонденту журнала ответил начальник Управления государственного контроля, надзора, охраны, воспроизводства водных биоресурсов и регулирования рыболовства ФАР Михаил Куманцов.