Интервью

03 ноября 2008 года
Ирина  АРХИПОВА

Российское предприятие – это звучит гордо!

Ирина АРХИПОВА, Генеральный директор ООО «Бриг-Стар»

Группа компаний «Бриг-Стар» была создана в 1998 году, и 1 сентября исполняется ровно 10 лет со дня ее основания. За этот период «Бриг-Стар» стала крупнейшим в России поставщиком свежемороженой рыбы, которая отправляется компанией во все регионы нашей страны. Об особенностях ведения отечественного оптового бизнеса РИА «Fishnews.ru» беседует с генеральным директором ООО «Бриг-Стар» Ириной Архиповой.

- Сегодня «Бриг-Стар» – это солидный и уважаемый брэнд, а, как известно, успех сопутствует только тем, кто, начав с малого, стремится реализовать и масштабные планы, и не пасует перед возникающими проблемами.

- Основой нашей структуры является трейдинговая компания. Начинали мы с закупок рыбы на Дальнем Востоке. Деликатесной продукцией – икрой и крабами – не занимались, осуществляли поставки наиболее востребованных и общедоступных морепродуктов. Крепли, развивались, росли, и теперь мы возим нашу «народную» сельдь и скумбрию кораблями со всего света.

Рыбный бизнес является точкой пересечения множества проблем – экологии, восполняемости природных ресурсов, межгосударственных отношений, внутренней и внешней политики государств, интеграции бизнеса и даже вопросами вступления в ВТО. Но я бы добавила к этому списку и все проблемы международной и российской банковских систем. А поскольку деятельность нашей торговой компании сопряжена с кредитным финансированием, нам приходится сталкиваться с этими проблемами постоянно.

Малейшие колебания банковского климата мы тут же чувствуем на себе. Фактически мы почти все 10 лет работаем на банки. Платить 25% годовых за кредит – значит, делить с банком прибыль 50 на 50. И я горжусь тем, что нам хватило ума и профессионализма и в тот период развивать компанию, хотя существующие правила кредитования тормозили наш рост. Мы могли лишь мечтать о банках, для которых рыба «не пахнет», о кредитах под товар в пути, о страховании сделок.

- То есть вам нужны были кредиты на увеличение оборотных средств, которые банки соглашались давать только под залог имущества, в вашем случае, под залог товара?

- Кредит под залог товара – это только звучит логично, но на практике противоречит здравому смыслу. То, что является высшим пилотажем в нашем бизнесе – умение продать товар, пока он в пути, до подхода корабля в порт назначения, и что избавляет компанию от дебиторских задолженностей – не вписывалось в банковскую схему кредитования. По логике банка, мы должны были значительную часть товара отправлять на склад (оплачивать его хранение, нагружать сделку дополнительными расходами) и держать его там, пока не расплатимся с банком. А в это время рынок насыщается, цена падает. Получается, что банковский кредит отягощен не только процентами, но и теряется маневренность, падает конкурентоспособность предприятия.

Однако мы с упорством маньяков продолжали поставлять на рынок сельдь, скумбрию и дальневосточную горбушу и кредитоваться в российских банках. И мы гордимся тем, что компания на 100% российская. Сейчас, когда мы лидируем в нашем бизнесе, можно говорить об этом с юмором. Но добиваться всего не благодаря, а вопреки – это сомнительное геройство.

- Сейчас в рыбной отрасли наметились перемены к лучшему, хотя кредитные организации по-прежнему с опаской относятся к клиентам из рыбацкой среды.

- Федеральная программа развития рыбной отрасли до 2020 года существует лишь на бумаге, хотя уже приняты новые законы, регулирующие деятельность всех предприятий отрасли, реорганизовано управление, к руководству пришли новые люди, наводится порядок на местах. Отношение «рыбников» к предпринимаемым мерам не однозначное, но мы склонны смотреть в будущее с оптимизмом.

Не меняется лишь схема отношений с банками. Приведу такой пример. Наша компания имеет тесные и долговременные связи с поставщиками из Норвегии. Эта страна – признанный лидер мирового рынка рыбы. Имея прямые контракты с ведущими норвежскими производителями, мы обратились за кредитами в их «Оргрэсбанк». Правда, это было до появления в руководстве банка г-на Теревайнена. Но мы со своими грандиозными планами поддержки норвежской экономики оказались им неинтересны. Требования те же – залоги и т.д.

На заседании Норвежско-российской торговой палаты, членом которой мы являемся, 24 января 2008 года г-н Теревайнен говорил о впечатляющих темпах роста российской экономики, о нашем золотовалютном запасе, уступающем лишь Китаю и Японии, о привлекательности нашего финансового рынка, о радужных перспективах развития российской банковской системы. Конечно, при участии иностранных банков, которые он причисляет к банкам 1 категории и которым не грозит кризис ликвидности. По его мнению, из 1 200 существующих на сегодня банков в 2008 году останется 700-800. «Оргрэсбанк» и другие иностранные «дочки» активно развивают свою региональную сеть. Но, если вслушаться в эти победные реляции, приходишь к неутешительному выводу. Им интересен наш сектор потребительского кредитования. И только.

Хотя представитель Банка 1 Осло г-н Торбьорн Вик на том же заседании говорил о том, что в Норвегии денег больше, чем проектов. Если раньше их привлекали новые члены ЕС – страны Балтии – то сейчас этот регион переинвестирован. Теперь растет инвестиционный рейтинг России. Но делать вывод о том, что «дочки» иностранных банков намерены поднимать нашу экономику, рано. Пока они скорее конкурируют с нашими отечественными банками за долю в секторе потребительского кредитования.

- Но компании «Бриг-Стар» удается сохранить вектор и темп развития?

- Сегодня мы достаточно крупная структура, ежегодно удваивающая обороты, и становимся интересными для солидных российских банков, таких как ВТБ или Сбербанк. Соответственно, изменились и объемы кредитования, и процентные ставки. В «БНП Париба Восток» мы даже кредитуемся под контракты, а норвежская страховая компания «Giek» страхует наши сделки. Нам бы хотелось иметь в российском банке мультивалютный счет, чтобы не тратить столько времени и денег на прохождение всей цепочки конвертации средств.

Но мне хочется подчеркнуть, что существующая система выдачи кредитов и отсутствие налоговых льгот сдерживают рост компаний и тормозят развитие бизнеса. Чтобы эффективно работать и динамично развиваться, приходится искать все новые и новые источники финансирования. Мы только что купили свое первое транспортное судно. Конечно, оно ходит под российским флагом и приписано к порту Находка. В этом году мы собираемся открыть комплекс по переработке рыбы. Но приблизились мы к воплощению наших планов только сейчас, когда компания получает кредиты под 12-14%.

Несмотря на кризис ликвидности, изменение ставки рефинансирования, я считаю, что «Бриг-Стар» идет вперед на всех парусах.

Елена ФИЛАТОВА, РИА Fishnews.ru