Удобными площадками на территории России для наведения мостов стали отраслевые выставки, где рыбопромышленные компании Аргентины смогли представить свои возможности и лично пообщаться с потенциальными партнерами. Удачным опытом в этом году оказалось участие аргентинского бизнеса в формате национального стенда в Seafood Expo Russia в Санкт-Петербурге, а также World Food в Москве.
Важным и ожидаемым шагом в упрочении рыбных связей России и Аргентины станет подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве в рыбном хозяйстве и аквакультуре. Оно должно продлить нить взаимовыгодных отношений, прервавшуюся в 1992 году с окончанием действия предыдущего соглашения между нашими государствами.
О том, что значит рыба для аргентинцев и русских и что на самом деле объединяет наши страны, главный редактор журнала «Fishnews – Новости рыболовства» Эдуард Климов побеседовал с чрезвычайным и полномочным послом Аргентинской Республики в Российской Федерации Рикардо Эрнесто Лагорио.
– По вкладу в национальный ВВП российская рыбная отрасль занимает не первые места, но по социально-экономической значимости и вовлечению населения, особенно в удаленных регионах России, она является важнейшей. Поэтому хотелось бы поговорить именно об этой отрасли. Какие перспективы Аргентина связывает с российским рыбным рынком и насколько велик интерес к этой сфере со стороны аргентинских компаний?
Р. Лагорио: Позвольте, я начну с того, что не имеет отношения к рыболовству и торговле рыбой, но, считаю, это очень важно отметить. Последний чемпионат мира по танго, проходивший в Буэнос-Айресе, выиграла российская пара. Безусловно, из этого можно заключить, что наши народы, аргентинцы и россияне, имеют одну и ту же ДНК – это в первую очередь страсть и чувственность, ведь именно в этом и заключается танго.
Так что, возвращаясь к теме нашего разговора, дело даже не только в цифрах и выгодах, сколько в желании и страсти: у нас нет преград, если мы обладаем одними и теми же стремлениями и качествами. Поэтому я не вижу никаких препятствий для сотрудничества между нашими странами.
– Это очень приятно слышать. К танго в этом плане я бы еще добавил футбол.
Р. Лагорио: Я посетил четыре матча чемпионата мира по футболу, но национальная сборная не показала ту игру, которую мы все ожидали. Сегодня я за танго. К тому же танго более красивый вид спорта.
– В последние годы Россия и Аргентина действительно значительно сблизились. В 2015 году в ходе визита президента Аргентины в Российскую Федерацию была подписана Российско-аргентинская программа сотрудничества в области сельского хозяйства, рыболовства и аквакультуры. Документ, хотя и был рассчитан всего на год, предусматривал насыщенную совместную программу, в том числе взаимодействие в сфере рыбопереработки.
Р. Лагорио: Действительно, можно сказать, что этот документ заложил основу для дальнейшего сотрудничества. Позже эта тематика вновь всплыла в общении наших президентов, господина Путина и господина Макри.
Стоит отметить, что в настоящее время у Аргентины существует пять атташатов по агропромышленным вопросам. Последний был открыт в Российской Федерации в декабре 2017 года. Это показывает то, как важно для нас сотрудничество с Вашей страной. Поэтому хотел бы представить вам нашего замечательного сотрудника из Министерства агроиндустрии Аргентины – атташе по сельскохозяйственным вопросам посольства Республики Аргентины, полномочного министра Алонсо Пабло Феррандо. Могу утверждать, что теперь у нас по-настоящему сильная команда.
– Сейчас готовится к подписанию новое межправительственное соглашение между Россией и Аргентиной о сотрудничестве в области рыбного хозяйства и аквакультуры. Таких официальных договоренностей между нашими странами не достигалось уже больше 25 лет. Как вы оцениваете перспективы, которые откроет соглашение и когда можно ожидать его подписание?
А. Феррандо: Я хотел бы подчеркнуть, что это соглашение именно в области сотрудничества. Прежде чем перейти к торговле, необходимо прийти к совместной продуктивной работе.
Аргентина, безусловно, обладает значительным опытом в области рыбной ловли, так же как и Россия. Мы должны делиться этим большим опытом и развивать область аквакультуры, потому что в обеих экономиках заметен интерес к этому.
В целом могу сказать, что была проделана большая совместная работа по подготовке документа, все оговорено и не осталось каких-либо несогласий. Так что единственное, что нам остается, это найти место и дату подписания соглашения. В Санкт-Петербурге, на II Международном рыбопромышленном форуме и Выставке рыбной индустрии, морепродуктов и технологий, где изначально планировалось подписать соглашение, нам этого сделать не удалось в связи с недавними институциональными изменениями, происходившими в Аргентине. В настоящее время рассматривается возможность подписания соглашения на полях Большой двадцатки в Буэнос-Айресе.
Посольство, со своей стороны, очень рассчитывает на то, что соглашение даст реальные результаты. Но хотел бы отметить и то, что еще до подписания этого официального документа нам удалось достичь некоторых важных договоренностей. В частности, в Санкт-Петербурге, на встрече представителей руководства Росрыболовства и отраслевой науки, была озвучена идея о подписании дополнительного соглашения с аргентинской стороной в области научного взаимодействия, в том числе в исследовательской работе.
Р. Лагорио: Хотел бы добавить, что важно заниматься не только ресурсами, первичным продуктом. В настоящее время Газпром инвестирует в строительство порта в Аргентине – это хороший пример того, как важно взаимодействовать и в строительстве инфраструктуры и предоставлять другие возможности для развития и инвестирования в экономику.
Очень важно подчеркнуть, что речь идет не только о рыболовстве, но и многих других вопросах. Ведь на разных этапах – с момента добычи рыбы до ее переработки, упаковки, процесса маркетинга – включается масса различных механизмов, происходит много разных процессов. Поэтому Алонсо очень правильно отметил: наши страны готовятся подписать соглашение именно в области сотрудничества. И нам важно развивать все эти аспекты вместе.
– В этом году Россельхознадзор значительно увеличил список аргентинских компаний, которым разрешено поставлять свою рыбопродукцию на российский рынок. В настоящее время обсуждается дальнейшее расширение этого перечня. Как вы оцениваете открывшиеся возможности для компаний Аргентины?
А. Феррандо: Дело в том, что у Аргентины и России уже был хороший опыт в двустороннем сотрудничестве именно в области продажи рыбы и морепродуктов, особенно что касается белой рыбы. В последнее время заметно увеличился и экспорт аргентинских креветок. В этом смысле Россия является страной с большим потенциалом по закупке рыбо- и морепродукции именно в Аргентине, тем более что есть возможность расширять линейку рыбных товаров, которые способны предложить наши поставщики.
– Какие еще направления для международного сотрудничества в рыбной сфере двух наших стран вы считаете перспективными?
А. Феррандо: Я надеюсь, что межправсоглашение, которое будет подписано властями Аргентины и России до конца года, положит начало сотрудничеству и в других областях. На мой взгляд, направление с большим потенциалом – это обмен информацией между научными организациями наших стран. Важно запускать научные проекты в области морской биологии, сохранения ресурсов, поддержания существующих запасов.
– А насколько в целом велик интерес к рыбо- и морепродукции среди аргентинцев, если учитывать, что жители вашей страны – известные мясоеды?
Р. Лагорио: Мне хотелось бы говорить именно о любви аргентинцев к хорошему: к хорошему мясу, хорошей рыбе, хорошему вину. И это тоже сближает наши народы. Поэтому хотелось бы, чтобы это нашло отражение и в наших совместных проектах – чтобы мы говорили об аргентино-российском вине, рыбе, мясе и т. д.
В конце сентября мы организовали прием в посольстве для представителей аргентинского и российского бизнеса – участников питерской Seafood Expo Russia и World Food Moscow, – чтобы люди могли пообщаться, познакомиться ближе и обсудить совместные планы. Там я отметил одну важную вещь, которую хотел бы повторить и сейчас: посольство занимается как непосредственно практическими вопросами, так и созданием плодотворной, рабочей атмосферы для международного взаимодействия. Помогает налаживать двухсторонние связи и находить новые рынки. Поэтому мы открыты для сотрудничества и готовы помогать в решении любых вопросов.
Очень важно также отметить, что Аргентина никогда не поддерживала санкции против России. Санкции – это огромная политическая и экономическая ошибка. Надо вести переговоры, надо увеличивать совместную торговлю – именно этим мы и будем заниматься.
Справка:Вклад рыбной отрасли Аргентины в ВВП страны составляет чуть меньше 1%, тем не менее она играет важную роль в экономике прибрежных регионов и пополнении валютных резервов за счет экспорта. Общий вылов морских рыбных ресурсов в 2017 году – порядка 700 тыс. тонн, в денежном эквиваленте – 2 млрд долларов. Основные объекты для экспорта: мерлуза (хек), макруронус (хоки), патагонский клыкач; южная путассу и другие пелагические виды рыб, в том числе прибрежные; креветка, кальмар, морские гребешки, краб сентолла и др. В структуре отрасли представлены как крупные, так и средние и мелкие компании.
Деятельность отрасли регулируется федеральным законом о рыболовстве. Для осуществления рыбной ловли судно должно обладать квотой на вылов (норма CITC – индивидуальная квота вылова с возможностью передачи) или разрешением на добычу в том случае, если на вылавливаемый вид не устанавливаются квоты. CITC можно частично или полностью передать другой компании. Изначально квоты выдавались сроком на 15 лет на основании ряда критериев, в том числе истории вылова в предыдущие годы. Федеральный закон о рыболовстве также устанавливает, что морской промысел в аргентинской исключительной экономической зоне может осуществляться юридическими лицами, зарегистрированными в Аргентине, на судах под национальным флагом, с обязательством по отгрузке продукции в аргентинские порты.
Наталья СЫЧЕВА, газета « Fishnews Дайджест»
Октябрь 2018 г.