- Юрий Алексеевич, Вы принимали участие в работе Президиума Госсовета в Астрахани, посвященного проблемам рыбохозяйственного комплекса. Тогда Вами был внесен ряд предложений. Что изменилось с тех пор? Какие положительные сдвиги Вы могли бы отметить? Какие актуальные проблемы до сих пор остаются без внимания?
- По поручениям, которые дал В. В. Путин правительству РФ на заседании Госсовета в Астрахани в августе 2007 года, уже проделана значительная работа. Основная часть их вошла в федеральные законы «О внесении изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Положительным шагом явилось создание единого органа управления рыбной промышленностью Российской Федерации – Федерального агентства по рыболовству. В конце ноября приступило к исполнению своих функций Баренцево-Беломорское территориальное региональное управление Росрыболовства.
Учтены наши предложения о перераспределении нормативов зачисления доходов в федеральный и региональные бюджеты от сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в пользу субъектов Российской Федерации (с 30 до 80 процентов). Важно, на наш взгляд, что с 2009 года ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 10 процентов от предусмотренных Налоговым кодексом для пользователей, осуществляющих реализацию и (или) переработку доставленных на территорию Российской Федерации добытых (выловленных) водных биологических ресурсов.
Нельзя не отметить норму, в соответствии с которой с 2009 года вводится обязательная доставка уловов водных биологических ресурсов и продукции из них на таможенную территорию Российской Федерации.
В Налоговый кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие уменьшение ставок сборов за пользование отдельными объектами водных биоресурсов. Кроме того, указанные ставки устанавливаются в размере 15% от предусмотренных кодексом для российских рыбохозяйственных организаций, если их доля дохода от реализации собственных рыбных товаров составляет не менее 70% в общем доходе организации.
В прибрежном промысле уже начали давать эффект новые правила получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами.
В связи с жесткими требованиями ветеринарных и санитарных норм и правил население Мурманской области в течение многих лет не имело возможности использовать в питании свежевыловленную рыбу Баренцева моря из-за наличия в ней личинок гельминтов. Сегодня правительство Мурманской области приняло постановление «О мерах по реализации населению рыбы и морепродуктов в живом и охлажденном виде», и эта проблема разрешилась.
Многое меняется в лучшую сторону. Но существуют моменты, тревожащие наших рыбопромышленников.
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации» предусмотрено сокращение времени оформления судов и рыбной продукции в порту, а также сокращение числа проверяющих органов. Однако они не спешат расставаться с доходными функциями. Вместо заявительного характера оформления груза и выборочных проверок со стороны таможни и ветеринарных органов применяется прежняя технологическая схема оформления судов и грузов в порту.
Несмотря на ожидания рыбаков, в текущем году не было сокращено число видов водных биоресурсов, на которые устанавливаются ОДУ. В результате, с учетом несовершенства действующих Правил рыболовства, в море выбрасываются значительные объемы рыбы. Например, по приблизительной оценке, в Баренцевом море по этой причине недолов зубатки составляет не менее 2 тысяч тонн.
Чрезмерный износ рыбопромысловых судов и отсутствие возможностей у рыбопромышленников для обновления флота также отражены в поручениях Президента РФ. Была поставлена задача о разработке системы государственной поддержки строительства рыбопромыслового флота на российских судостроительных верфях. Но никаких «подвижек» в данном вопросе пока не видно. По крайней мере, никаких проектов документов в регионах не видели. По нашему мнению, без государственной поддержки здесь не обойтись. Оптимальным вариантом могла бы стать организация государственной лизинговой компании, строящей рыбопромысловые суда за счет госбюджета и передающей их рыбопромышленникам на приемлемых условиях. При этом на первых порах можно было бы в России строить только корпуса судов, а всю аппаратуру и оборудование приобретать за рубежом, где качество и параметры несоизмеримо выше.
Такое решение вопроса полностью соответствует поручению Президента РФ в части принятия мер по совершенствованию применения налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин при ввозе на территорию РФ судового и технологического оборудования, оборудования для оснащения рыбоперерабатывающих производств, которое не производится на территории РФ, а также при временном вывозе российских рыбопромысловых судов за рубеж для ремонта, технической модернизации и переоборудования.
По нашему мнению, наступила пора, когда необходимо применить «амнистирование» в отношении рыбопромысловых судов, построенных, приобретенных, а также прошедших ремонт и модернизацию за рубежом. Думаю, что это позволит увеличить поступление сырья для береговых рыбоперерабатывающих производств и будет экономически оправдано, поскольку это даст работу судоремонтникам, рыбопереработчикам, докерам.
Наиболее важными для рыбопромышленников на данном этапе является подготовка проектов порядка распределения промышленных и прибрежных квот на вылов водных биоресурсов, осуществляемого путем заключения с пользователями договоров о закреплении долей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на десять лет на основании данных рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за четыре года, предшествующие расчетному году.
Однако срок принятия федеральными органами исполнительной власти соответствующих нормативных правовых актов приближается, а пакет ожидаемых документов еще не принят. Это вызывает тревогу у всего рыбацкого сообщества. На последнем совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова представители приморских регионов поднимали этот вопрос, и сегодня есть надежда, что он будет решен.
- Ваш прогноз: как качественно и количественно изменятся рыбопромышленные предприятия области в дальнейшем, при распределении квот на 10-летний период? Какие процессы произойдут в океаническом и прибрежном рыболовстве? Произойдет ли укрупнение предприятий? Как изменится флот и кадровый состав компаний?
- Основой рыбной отрасли Мурманской области является добывающий флот, в состав которого входят 265 единиц морского флота и около 170 единиц маломерных судов, занимающихся прибрежным промыслом.
По состоянию на начало 2008 года около 61,9% промысловых судов имеют срок эксплуатации более 20 лет (01.01.2007 такие суда составляли 63,6% от всего состава рыболовного флота Мурманской области). Сокращение доли судов старше 20 лет связано с выходом из состава флота старых судов.
Пополнение флота происходит в основном за счет приобретения преимущественно не новых судов у зарубежных судовладельцев, а также за счет смены собственника в пределах порта Мурманск. Рост количества малых судов на Северном бассейне связан с активным развитием прибрежного промысла.
В 2007 году из состава флота выбыло 22 рыболовных судна (в основном больших и средних) со средним возрастом эксплуатации 27,5 лет. Флот пополнился 17-ю судами (в основном средними и малыми) со средним возрастом эксплуатации 19,4 года – из них только 4 судна имеют возраст до 10 лет. В целом добывающий флот мурманских рыболовецких компаний сократился на 5 промысловых судов.
В результате старения и вывода из эксплуатации крупных судов уже сейчас ощущается в регионе недостаток промысловых мощностей для облова массовых видов рыб (путассу, сайка, ставрида и т.д.), а это означает для региона недолов водных биоресурсов.
На данный момент практически ни одно из предприятий рыбопромышленного комплекса не в состоянии построить новое, современное, высокотехнологичное, крупнотоннажное судно, ориентировочная стоимость которых доходит до 41-45 млн. долларов США.
Закрепление долей квот за предприятиями на 10-летний период, т.е. в среднем на период окупаемости нового судна, открывает для них возможность строить планы развития предприятия на перспективу, улучшать условия для вовлечения инвестиций в отрасль, способствовать росту капитализации предприятий.
По моему мнению, хорошая перспектива просматривается только у крупных предприятий, имеющих достаточное количество сырьевых ресурсов и судов для их освоения. Предприятия с небольшим количеством квот не могут обеспечить их освоение в достаточно отдаленных районах, поскольку постоянно растущая стоимость топлива для судов не позволяет достичь положительной рентабельности. Неминуемо квоты у них, в соответствии с законодательством, будут изъяты, либо они сами должны будут влиться в более крупные предприятия, либо объединиться.
Аналогичные процессы банкротства и слияния предприятий будут наблюдаться и в прибрежном рыболовстве. Я считаю, что океаническим промыслом должны заниматься крупные и средние организации, а малые – прибрежным рыболовством.
Сейчас в условиях соперничества государств за районы промысла в выигрыше будет тот, у кого флот более современный, высокопроизводительный и экономичный. Работать на таких судах должны только специалисты высокой квалификации. Следовательно, это должны быть выпускники высших и средних учебных заведений; практики без специального образования не будут востребованы, за исключением отдельных рабочих специальностей. Чтобы выпускники этих учебных заведений стремились работать на судах рыбной промышленности, судовладельцы должны обеспечить им соответствующий уровень заработной платы. В противном случае, как это порой происходит в настоящее время, специалисты будут уходить в другие отрасли с достойной оплатой труда.
- Хватает ли сегодня у переработчиков собственного сырья? Поможет ли решить вопрос с сырьем создание рыбных бирж (один из филиалов рыбной биржи планируется организовать в Мурманске) или рыбные биржи станут еще одним звеном в цепи перепродавцов рыбопродукции и будут негативно влиять на цену конечного продукта? Как, на Ваш взгляд, надо организовать работу бирж, чтобы этого не произошло?
- Береговые рыбоперерабатывающие предприятия Мурманской области подразделяются по двум направлениям деятельности:
- переработка пелагических рыб: сельдь, скумбрия, путассу, мойва;
- переработка донных рыб: треска, пикша, сайда.
Для переработчиков пелагических видов рыб вопрос решается за счет импортного сырья и сырья, поставляемого нашим рыбодобывающим флотом, а переработчики донных пород могут рассчитывать только на биоресурсы, поставляемые российскими рыбопромысловыми компаниями, в основном занимающимися прибрежным рыболовством.
Главными проблемами рыбопереработки на сегодняшний день являются: обеспечение ритмичной поставки сырья и обновление производственных фондов.
В рыночных условиях ситуация сложилась таким образом, что рыбопромысловому флоту выгоднее поставлять свою продукцию в зарубежные порты. Оставшись на «голодном пайке», рыбоперерабатывающие предприятия начали поиск различных вариантов обеспечения сырьем, включая предложения о выделении им квот на вылов водных биоресурсов. Однако опыт выделения «сблокированных» квот показал неэффективность этой меры.
Оптимальным выходов из данного положения, по моему мнению, было бы объединение рыбодобывающих, перерабатывающих и сбытовых предприятий в единые холдинги. Преимущества их очевидны, но, на данном этапе, эту идею реализовать в широких масштабах пока не удается по причине различных интересов собственников.
Рыбная биржа в Мурманске в настоящее время принципиально вопрос обеспеченности сырьем не решит, поскольку правила биржевой торговли не ограничивают количество покупателей, следовательно, сырье может купить любой участник торгов, в том числе и перекупщик. И гарантией этой покупки может служить только наличие необходимого количества денежных средств.
Для внутреннего рынка, на котором не существует условия обязательных биржевых торгов для всего рыбного сырья, дополнительным звеном в цепи перепродавцов сырья рыбная биржа не является, поскольку это просто специализированная торговая площадка. Вместе с тем рыбная биржа – это механизм, который позволит определить реальную (индикативную) цену продаваемого сырья по всему региону и не даст недобросовестным предприятиям уменьшать налогооблагаемую базу за счет искажения реальных цен на купленное (проданное) сырье.
- Каковы итоги и перспективы товарного рыбоводства на Кольском полуострове? Каковы пути развития аквакультуры? Насколько успешно проходит обмен опытом с Норвегией в части воспроизводства рыбных ресурсов?
- Мурманская область обладает значительным водным фондом и определенными благоприятными условиями для развития аквакультуры, в основном лососевых видов рыб. Кольский полуостров омывается двумя морями – Баренцевым и Белым, протяженность их шельфовой зоны превышает 2 тыс. км. Наличие незамерзающих губ и заливов в прибрежной зоне Мурмана, уникального температурного режима в губах Белого моря и источника сбросных теплых вод КАЭС позволяет, по различным оценкам практиков и ученых ПИНРО, искусственно выращивать на Кольском полуострове до 120 тыс. тонн гидробионтов в год.
Промышленное рыбоводство имеет важное значение не только для устойчивого обеспечения населения России рыбными продуктами собственного производства высокого качества, но и для ограничения зависимости нашего рынка от импорта из зарубежных стран.
Природные условия Мурманской области дают возможность создавать аквахозяйства как во внутренних пресных водных объектах области, так и в прибрежных морских водах.
Аквакультура во внутренних пресных водоемах Мурманской области в настоящий момент представлена выращиванием радужной форели и мальков радужной форели. Кроме того, на ООО «Баренцевая лизинговая компания» уже более 4-х лет проводится эксперимент по выращиванию рыбы осетровых пород. Перспективным направлением аквакультурных хозяйств во внутренних водоемах Кольского полуострова является также освоение технологии по товарному выращиванию сига.
Выращивание посадочного материала в Мурманской области осуществляет единственное предприятие – ООО «Северный форпост», выращивающее в год от 500 до 800 тысяч штук мальков форели.
Деятельность во внутренних морских водах – в губах и заливах Кольского полуострова – осуществляется предприятиями путем выращивания лосося, мидии, а также подращиванием камчатского краба. Выращивание атлантического лосося (семги) является наиболее перспективным направлением развития аквакультуры во внутренних морских водах Мурманской области. Уникальная водная среда губ и заливов западного побережья Баренцева моря (единственного места в России, где возможно культивирование атлантического лосося) позволяет получить до 50 тыс. тонн этого ценного биоресурса. А если учесть значительное потребление этого продукта на внутреннем рынке России (сейчас, к сожалению, за счет импорта – порядка 100 тыс. тонн) и стабильно увеличивающийся спрос на семгу в последние годы, то становится очевидным, какую ценность приобретает это направление аквакультуры Мурманской области для экономики Российской Федерации. К сожалению, современное ее состояние не соответствует потенциальным природным возможностям.
Несмотря на наличие благоприятных условий для выращивания атлантического лосося, в Мурманской области осуществляют деятельность по производству атлантического лосося пока два предприятия – ООО «Гиганте Печенга» и ООО «Русский лосось».
ООО «Гиганте Печенга» реализовало 350 тонн искусственно выращенной семги в 2005 году, и 250 тонн – в 2006-м. В 2007 году реализации не было ввиду того, что только в ноябре 2006 года завезена очередная партия посадочного материала – 100 тысяч штук мальков семги, которые за этот год адаптировались и, набирая постепенно вес, растут (в настоящее время средняя навеска рыбы – 2,5-3,0 килограмма). Реализация семги данной партии будет осуществлена в 2008-2009 годах. Также в июне 2008 года предприятие приступило к установке дополнительных шести садков.
В октябре 2007 года начало свою производственную деятельность ООО «Русский лосось» – осуществлено зарыбление шести садков молодью атлантического лосося в количестве 300 тысяч штук, средней навеской 96 граммов. Это позволит предприятию через три года реализовать свыше тысячи тонн товарной семги. Летом 2008 года ООО «Русский лосось» планирует установить дополнительную садковую систему производительностью до 3 тыс. тонн рыбы и специализированную платформу по ее обслуживанию.
Многообещающим объектом заполярной марикультуры является арктический голец. Он хорошо растет при низких температурах воды, устойчив к инфекционным болезням, при культивировании успешно переносит высокую плотность посадки. Оптимальные температуры выращивания гольца несколько ниже, чем у атлантического лосося. Арктический голец обладает высокой товарной ценностью, в настоящее время он широко внедряется в марикультуру. Норвегия уже выращивает его более 1000 т. в год. Не исключено, что из-за более высокой холодоустойчивости голец может оказаться предпочтительнее семги для освоения в марикультуре прибрежной западной зоны Мурмана.
На этапе становления и развития аквакультуры на Кольском полуострове морские аквахозяйства широко используют норвежский опыт культивирования водных биоресурсов. В настоящее время – это приобретение смолта атлантического лосося и консультационная деятельность по применению технологий при его выращивании. Также для установки садковых хозяйств на морских водных акваториях привлекаются норвежские специалисты, которые при применении собственных наработок рассчитывают места оптимальной установки садков с учетом максимальных ветровых и волновых нагрузок.
Первая в России компания по выращиванию атлантического лосося ООО «Гиганте Печенга» является совместным российско-норвежским предприятием.
- Как развиваются отношения Мурманской области с Норвегией в области рыболовства? Как реализуется стратегия совместного контроля над промыслом в Баренцевом море? Законы свободной конкуренции предполагают равенство условий для производства и торговли рыботоварами. Существует ли равенство условий? В чем заключаются конкурентные преимущества Мурманской области?
- Эксплуатация совместных запасов водных биоресурсов в Баренцевом море требует от России и Норвегии добрососедских отношений, налаживания деловых связей не только между странами в целом, но и развития межрегионального сотрудничества.
В последние годы заметно оживились отношения между Мурманской областью и норвежской губернией Финмарк, особенно в сфере прибрежного рыболовства. В рамках данного сотрудничества осуществляется ряд совместных проектов:
1. «Обучение передовым технологиям в области рыбного хозяйства».
2. «Развитие прибрежного промысла на Северо-Западе России».
3. «Подготовка специалистов для рыбоводства и прибрежного промысла рыбы и морепродуктов».
В целях обеспечения совместного контроля над промыслом в Баренцевом море введен портовый контроль в странах, участницах НЕАФК (в их числе и Россия с Норвегией), за объемами вылавливаемых водных биоресурсов, что лишает браконьеров рынка сбыта, а следовательно, теряется смысл в браконьерском промысле.
Между Морской инспекцией ПУ ФСБ России по Мурманской области и Береговой охраной Норвегии налажен обмен опытом, проведение совместных проверок рыбопромысловых судов на предмет выявления нарушений действующих правил рыболовства в Баренцевом и Норвежском морях.
Однако имеются в наших отношениях и проблемные вопросы.
Неурегулированным до настоящего времени является вопрос рыболовства в районе архипелага Шпицберген.
После распада СССР и снижения активности военно-морского флота России в Северной Атлантике Норвегия применила тактику ущемления прав российских рыбаков и постепенного вытеснения их из экономической зоны Норвегии и района Шпицбергена, вводя в одностороннем порядке различные промысловые ограничения для наших судов и арестовывая их при подозрении в нарушении правил рыболовства. Вопреки действующему Договору о Шпицбергене от 09.02.1920 г. о допуске участников на равных основаниях к осуществлению права на рыбный промысел в его территориальных водах, Норвегия в 1977 году в одностороннем порядке приняла решение об установлении 200-мильной зоны охраны рыболовства вокруг Шпицбергена и, на основе этого, в 1983 году распространила новые меры регулирования промысла в своей экономической зоне на островную зону архипелага Шпицберген.
Российская сторона не признает введенных Норвегией в одностороннем порядке мер, но официальных документов о порядке ведения промысла в спорных районах для рыбаков не принято.
Считаю, что в данном районе необходимо постоянное присутствие российского рыбоохранного судна.
Используя совместные запасы водных биоресурсов в Баренцевом море, Россия и Норвегия применяют различные правила рыболовства, т.е. у каждой стороны действуют свои национальные правила ведения рыболовства.
Во избежание конфликтных ситуаций при проверке судов инспекторами рыбоохраны считаем необходимым разработать единые с Норвегией правила рыболовства в Баренцевом море.
Очевидно, что правительствам России и Норвегии необходимо определить и узаконить четкий перечень нарушений на промысле и степень ответственности за них в зависимости от тяжести правонарушения, определить источники компенсации рыбакам издержек в случае оправдательного приговора. Такая договоренность у Норвегии имеется со странами, за исключением России, которые ведут промысел в районах юрисдикции Норвегии.
Российские рыбаки при выгрузке рыбопродукции в норвежских портах выплачивают компании «Norges Rafisklag» сбор в размере 0,75 % от стоимости выгруженной продукции.
Кооператив «Norges Rafisklag» создавался для защиты интересов норвежских рыбаков, а обязательные отчисления в его пользу производились с целью гарантии выплаты заработной платы рыбакам норвежских судов в случае банкротства или других финансовых проблем судовладельцев.
Российские суда выгружают, как правило, продукцию на холодильники Норвегии в форме транзита. В момент поставки ее в норвежские порты она уже реализована обычно в одну из стран ЕС. Норвегия 2 года назад заключила с ЕС соглашение о том, что плата в пользу «Norges Rafisklag» не взимается с судов ЕС, поставляющих продукцию в норвежские порты в режиме транзита.
Российские рыбаки считают, что они оплачивают сбор в пользу «Norges Rafisklag» без предоставления каких-либо услуг со стороны кооператива. Таким образом, нарушается главный принцип: оплата в обмен на товар или услугу.
Необходима отмена уплаты сбора в пользу «Norges Rafisklag», как противоречащего международной практике и условиям международного договора купли-продажи услуг или товаров.
В рыночных условиях свободной конкуренции наши рыбопромышленники предпочитают сдавать уловы водных биоресурсов за рубеж, в том числе и в Норвегию. Для этого существует несколько причин:
- на переходы из районов промысла в Норвегию и обратно затрачивается меньше времени, чем в российские порты;
- за рубежом цены за поставляемые водные биоресурсы выше;
- значительно быстрей происходит обслуживание и оформление судов, а также рыбопродукции в порту.
Изменить существующую тенденцию – задача, над которой мы сейчас работаем.
- Мурманский рыбный порт выставляется на аукцион. Что в итоге должно произойти, чтобы порт работал во благо отрасли?
- Собственником Мурманского морского рыбного порта на сегодняшний день является государство в лице Росимущества. Намеченный на 3 июня с.г. аукцион по продаже 100% Мурманского рыбного порта не состоялся из-за отсутствия заявок.
В дальнейшем, после продажи рыбного порта, его техническое и экономическое состояние будет зависеть от нового владельца: какой вид деятельности он изберет, сможет ли инвестировать достаточно финансовых средств для поддержания и модернизации инфраструктуры. К сожалению, при продаже акций порта не поставлено условие о сохранении его отраслевой специализации. А это означает, что Мурманск может остаться без своего рыбного порта. Надеемся, что такое развитие событий не будет допущено.
От нового владельца рыбного порта потребуется осуществление комплекса мер по стабилизации его экономического и финансового положения, а именно:
- по реализации перспективных контрактов на перегрузку нетрадиционных видов грузов с целью увеличения загрузки производственных мощностей и роста объемов грузооборота;
- по внедрению технических мероприятий, направленных на уменьшение потерь ресурсов в подразделениях, обеспечивающих основную производственную деятельность;
- по пересмотру тарифной политики в отношении обслуживания рыбопромысловых судов с целью их привлечения в порт Мурманск.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить следующее.
Рыбаки, переработчики, портовики, судоремонтники, рыбоводы, работники науки и образования мужественно преодолевали тяготы затяжного кризиса отрасли. При этом их производственный, жизненный опыт позволяет находить возможности для сохранения промышленного потенциала и даже некоторого его развития. Что нужно сделать, чтобы поддержать работников отрасли, обеспечить существенный рост производства в будущем? Прежде всего, нужно перестать подходить к рыбной отрасли как к дойной корове. Все события последнего времени показывают, что при условии объединения усилий региональной власти и субъектов хозяйствования, при последовательном отстаивании общих принципов без оглядки на конъюнктуру – изменить ситуацию в наших силах. Вспомните старую историю с пресловутыми «рыбными» аукционами. Вот уж где, казалось, невозможно было пробить стену чиновничьих, корпоративных интересов! Но мы тогда смогли сдвинуть дело с мертвой точки, со всех трибун доказывая ошибочность подобного узковедомственного подхода. Во-вторых, нужна целенаправленная политика государства по отношению к отрасли, в том числе укрепление законодательных гарантий деятельности рыбаков, разработка целого комплекса протекционистских мер, утверждение, в конечном итоге, таких правил игры, которые устраивали бы и власти, и рыбаков, и рыбопереработчиков, и судоремонтников.
Нужно в рамках административной реформы наполнить деятельность главного рыбацкого ведомства новым содержанием, приблизить управление к производству. Мы надеемся, что только что образованная при Правительстве РФ комиссия, возглавивший ее первый вице-премьер и, конечно, Председатель Правительства РФ учтут все предложения мурманских рыбаков при разработке нормативных и правовых актов, призванных улучшить ситуацию в рыбохозяйственном комплексе. Областная власть будет принимать в ее работе самое деятельное участие. И, безусловно, мы надеемся на поддержку и тесную координацию усилий по всем вопросам со стороны рыбаков и властей всех приморских регионов и, в первую очередь, дальневосточников.
Елена ФИЛАТОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»