- Борис Аркадьевич, насколько важно сегодня понимание и обсуждение именно практической составляющей принимаемого Технического регламента?
- Прежде всего необходимо четко осознавать, что сейчас мы живем в другое время и при иной ситуации на рынке, который (как внутренний, так и внешний) требует другую – конкурентоспособную, достойную во всех отношениях продукцию. И одна из проблем подобного отношения ко всем происходящим сегодня в отрасли переменам заключается как раз в неготовности к этому большинства предприятий, которые попросту еще не доросли до нужного уровня. Но в то же время существуют и крупные игроки, которые давно живут с опережением в развитии. Потому что в нашем случае эти крупные рыбные предприятия взаимодействуют с рынком другим, иностранным, где все эти требования – уже давно закон, норма современной жизни.
Но как всегда при совершении каждого нового шага существует опасность допустить много ошибок. Уверен, что этого не избежать и сейчас. Мы имеем кучу примеров того, как у нас работает закон. Это наша беда: двоякое толкование, максимальное количество всевозможных подпунктов, актов, дополнений, которые, делая неповоротливым вновь принятый документ, размывают общее понимание важности этого закона.
Вот с этим надо активно бороться. Сегодня уже необходимо не просто говорить – криком кричать, всем вместе принимать самое активное участие в формировании будущего отрасли. Ведь насколько сложнее, к примеру, мне было работать с инициативой Камчатского края по определенным предложениям поправок в закон о рыболовстве, и насколько проще – если бы все то же самое исходило сразу от всех заинтересованных рыбных регионов Дальнего Востока. Вот отсюда и все наши проблемы – если мы и впредь будем себя так вести, сохраняя пассивность и разобщенность, мы никогда не получим права на какую-то прогрессию завтрашнюю, мы никогда не сможем изменить отношения к нам, как к периферии, которое утвердилось сегодня.
Взять хотя бы последний пример: сегодня определяется жизнь рыбной отрасли на ближайшие 10 лет – получение долей. Последний срок сдачи документов был определен – 30 сентября. Что мы имеем? Уйма предприятий, несмотря на неоднократные предупреждения, напоминания, не уложились в отведенное время. И ведь рыбаки давно знали весь перечень необходимых документов, в крайнем случае, можно было уже потом, после сдачи корректировать какие-то моменты. В результате снова будут суды, снова начнутся разбирательства.
- И если такое отношение у наших рыбаков сложилось к десятилетней перспективе, что уж говорить о важности регламента, который не будет ограничен сроками действия?
- В том-то и проблема! Ведь до сих пор в основной массе рыбацкие предприятия у нас – бабочки-однодневки: сегодня выловил, продал, прожил сезон и ладно. А это чревато и массой негативных аспектов в социальном плане. Что сейчас происходит на той же Камчатке летом, когда идет «красная» путина, – в нерыбных отраслях просто некому работать. Зачем кому-то сидеть в тех же строителях, в ЖКХ за 15-20 тысяч в месяц, если у него есть возможность на промысле при благоприятном раскладе за день получать свои 5-10 тысяч. И его не интересует, насколько это законно и что он будет делать после путины… Так что все эти моменты очень важны – они формируют общее отношение к отрасли, к рыбакам.
Хотя неверно было бы обвинять в этом только лишь самих рыбаков. Есть же у нас и исполнительная, законодательная власть в регионах, которая должна объединись вокруг себя, обучать; существуют и структуры, которые конкретно занимаются рыбными вопросам. Но, конечно, все упирается в нежелание понимать важность проблемы и момента. Мы должны менять свой менталитет, должны осознавать, что то время, когда мы жили одним днем, ушло в небытие. И завтра нам уже никто не позволит жить так, как многие из нас еще живут сегодня. Этого не позволит ни экономика страны, ни формирующееся сегодня отношение к Дальнему Востоку и всем северным территориям, ни позиция российского Правительства и Президента. Необходимо, чтобы это понимание дошло до сознания, до сердца каждого из нас.
- Как, по-вашему, это можно донести?
- Прежде всего, для этого необходима консолидированность действий. Многие из нас убедились в этом на собственном опыте, в том числе и я, проведя не один десяток лет в отрасли, в том числе на посту генерального директора компании «Океанрыбфлот». Мы пришли к четкому пониманию, что необходима какая-то организация, которая объединила бы рыбаков, желающих жить по-другому, которые были бы готовы отстаивать свое честное имя, свои права. Результатом этого было создание Некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая». И благодаря такой слаженной, активной работе, она зазвучала, добивается совершенно определенных результатов и, что важно, не собирается останавливаться на достигнутом.
Так что перспективы такой работы велики. Но нам нужно неустанно продолжать движение, кидаться в бой за свои права. Тем более что жизнь научила нас побеждать такую серьезную стихию, как море. Но тогда почему же мы продолжаем так бояться берега, пасовать перед этими трудностями? Нужно жить перспективой, мыслить более глобально, не отсчитывая время путинами.
- Сегодня рыбацкие проблемы звучат на самых высоких уровнях власти. Свою позицию по данным вопросам озвучивал и Президент, соответствующие распоряжения розданы Правительству, Госдуме, Совету Федерации. Насколько полно используется эта ситуация для изменения положения вещей в самой отрасли?
- На самом деле сложно оценить, на сколько процентов… Ведь как отмечал и сам Президент, необходимо менять всю законодательную базу, необходимо изменить психологию людей, искоренить их внутреннюю пассивность… Конечно, сделать это будет очень непросто. Тем более что на психологии 90-х годов, когда нас буквально учили жить сегодняшним днем, когда было зачеркнуто слово «труд», выросло уже не одно поколение. Ведь после того периода, когда всем нам дали возможность почувствовать себя «бизнесменами» – бери, сколько сможешь – после той бесконтрольности уже сложно возвращаться к нормальной жизни. Поэтому на данном этапе задача первой важности – вернуть уважение к рабочей специальности, которую уже сегодня начали ставить выше уровня инженерного образования и готовы подкреплять это утверждение достойными зарплатами и гарантиями. Но молодое поколение уже психологически не хочет туда идти – «что подумает мое окружение?» Это большие потери. Как их восполнить? Как вернуть ту национальную идею, о которой говорил Владимир Владимирович Путин еще будучи Президентом? Вот это должно быть сегодня актуальным.
Мне кажется, что прежде всего, необходимо вернуть идею каждому руководителю каждого предприятия отрасли. А каким образом ее внедрить – это уже другой вопрос. На своем предприятии, будучи директором, я нашел возможность сделать это. Для этого важно не искать никогда ни в себе, ни в подчиненных причин любых неудач, и не принимать никаких объяснений тому, что не было сделано. Поставленная задача обязана быть выполнена – это долг, это закон. И это целое психологическое построение того организма, которым ты руководишь.
- Сформировать верное отношение к исполнению действительно важно, тем более что сегодня перед нами стоит масса серьезных, кардинальных задач…
- Действительно, за последний год в отрасли было сделано больше, чем за последние 15 лет. Но возникает другой вопрос – как это со временем отразится на самих рыбаках? Ведь пока мы себе даже представить не можем. Взять, к примеру, ту же «рыбу – на российский берег». Эту тему, волнующую сегодня многих, в своих вопросах я тоже затрагивал в Совете Федерации, на пленарных заседаниях, на Правительственном часе: а готов ли берег? Ведь все сейчас упирается в глубокую переработку. Многие компании это понимают и готовы идти в нужном направлении: переоборудовать суда, модернизировать и строить новые перерабатывающие заводы. У меня есть масса таких примеров, когда рыбопромышленники начинают уже сегодня активно готовить свои мощности. Но если с нового года в обязательном порядке улов будет направлен на российский берег и тем более поступит на биржи, что успеет предложить рынку основная масса производителей – обезглавленный минтай? Единицы по-настоящему крупных переработчиков будут готовы принять его здесь. А на что способна рыночная монополия, объяснять не нужно – опасность ясна.
Поэтому каждый тезис, каждый шаг необходимо взвешивать, продумывать, готовить. И опасны подходы революционные, когда сразу – и в жизнь. И если мы говорим о тех же биржах, нужен эксперимент какого-то подобия в электронном варианте. Рыбу на берег – но берег пока не готов, и за два дня его не подготовить. Таможенное оформление через порты – тоже способно породить массу проблем, дополнительную коррупцию. Строительство нового флота – это также далекая и очень дорогая перспектива.
Все понимают, что перемены необходимы. Но нужны постепенные и уверенные шаги, нужно прогрессивное движение. И если мы настроим себя на такую работу, то у нас обязательно все получится.
- Мы говорим об ошибках, от которых необходимо предостеречь себя на будущее, которые еще можно исправить. Но ведь уже предприняты определенные кардинальные шаги и в этом году. Проведение конкурсов по закреплению промысловых участков – один из них. Удалось ли в итоге достичь задуманного результата?
- Это однозначно был очень правильный шаг. И то, что в результате игроков на поле стало намного меньше, я считаю явлением позитивным: у них стало объемов больше, больше ответственности, они стали более прозрачными. Хотя, конечно, при таких глобальных решениях потери неизбежны. И не надо оглядываться, что правильно, что неправильно – шаг сделан, и это самое главное.
Сегодня перед нами следующая ступень – распределение долей на 10 лет. И опять же, как к этому относятся рыбаки? Почему многие предприятия вообще не сдали документов? Что скажет руководитель рыбодобывающего предприятия своим работникам? Ведь в этом тоже нужно мужество – стать перед зеркалом и сказать правду самому себе. Но он вновь начнет искать виновных. И в этом наша беда.
Единственное: при проведении конкурсов необходимо более обдуманно подходить к самой схеме распределения. Она обязана быть единственно верной, учитывая реальные мощности предприятия и его фактический вылов. Если это касается флота, то реестр должен предоставляться не только капитаном рыбного порта, но и Регистром судоходства, потому что именно он дает заключение, сколько судов сегодня выведено из-под класса и не подлежат восстановлению. То же и в отношении вылова: за 4 года необходимо считать не по историческому принципу, а по факту, опираясь на статистику, суточные судовые донесения (ССД – вылов по факту). Да, это большая работа. Но она в итоге поможет не только избежать серьезных ошибок, но вполне сможет вывести на компании-рантье, у которых можно было бы эти квоты изъять и передать настоящим рыбакам, могущим их освоить фактически.
Поэтому я думаю, что проведение этих конкурсов было верным шагом – это стратегия планирования. Необходимо укрупнять структуру – предприятие должно быть понятным государству игроком в бизнесе. В свою очередь само государство должно его слышать и благоприятствовать совершенствованию и ведению бизнеса. И, конечно, должно быть готово к такой ответственности и само предприятие. Ведь настоящим «Я» быть сложно – слишком многое на себя надо взять и за многое ответить. Вот к этому надо быть готовыми.
Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru