Избежали "юридической ампутации"По мнению эксперта, вопросы национальной политики в области безопасности мореплавания должны основываться не на формальном оперировании понятиями, а на комплексном подходе. |
Состоялось первое заседание совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса РФ под председательством заместителя министра сельского хозяйства Игоря Манылова. В работе приняли участие сотрудники минсельхоза, ФАР, представители общественных организаций и предприятий рыбохозяйственного комплекса, сотрудники отраслевых НИИ и отраслевые эксперты.
Одним из вопросов повестки было рассмотрение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части определения понятия "рыболовное судно" и совершенствования мер обеспечения безопасности мореплавания)», внесенного в правительство РФ комитетом Госдумы по транспорту. Данный законопроект предусматривает исключение из российского законодательства понятия «суда рыбопромыслового флота» и замену его понятием «рыболовные суда». В качестве обоснования необходимости замены понятия «рыбопромысловое судно» на «рыболовное судно» в заключении комитета по транспорту на законопроект указывается, что в ряде международных договоров РФ сформулированы требования по безопасности мореплавания, не распространяющиеся на рыболовные суда, и в них дано определение рыболовного судна.
Законодательство РФ использует понятие «суда рыбопромыслового флота», что, по мнению комитета, позволяет не применять нормы безопасности мореплавания, установленные международными договорами РФ не только к рыболовным судам, но и к судам, занятым приемкой, обработкой, транспортировкой и другой деятельностью, непосредственно не связанной с ловом рыбы.
Принятие законопроекта, по мнению его разработчиков, позволит повысить безопасность судов рыбопромыслового флота, а также даст возможность привести законодательство РФ в области торгового мореплавания в соответствие международным договорам.
Как стало известно, юридическая фирма «Инмар» подготовила юридическое заключение по указанному законопроекту, которое легло в основу решения совета по данному вопросу. В результате всестороннего обсуждения последствий принятия законопроекта, совет признал, что принятие повлечет нарушение нормального функционирования всей рыбной отрасли России, значительное снижение объемов промысла и производства рыбной продукции, неконтролируемое увеличение браконьерства.
По мнению президента юридической фирмы «Инмар» Дмитрия Кафанова, необходимость системного подхода к управлению рыбной отраслью, включающего в себя не только регламентирование деятельности собственно добывающего флота, но также работы транспортных и вспомогательных судов, иных инфраструктурных элементов рыбопромыслового комплекса признается мировым сообществом в качестве одного из основных принципов ведения ответственного рыболовства.
- Рыбохозяйственная деятельность представляет собой комплексный производственный процесс, в который вовлечены не только собственно рыбодобывающие суда, но и иные суда рыбопромыслового флота. К ним относятся транспортные рефрижераторы, бункеровщики, другие и суда специального назначения, которые практически всегда сопровождают деятельность рыболовных судов, примером чему служит соответствующая практика добычи ВБР как отечественными, так и иностранными судовладельцами, – подчеркнул он.
По мнению эксперта, доводы разработчиков проекта о том, что наличие в российском законодательстве понятия «суда рыбопромыслового флота» создает угрозы безопасности мореплавания, не соответствуют ни международным договорам в области управления безопасностью мореплавания, ни мировой практике по разработке и реализации мер обеспечения безопасности на море.
Отметим, что в 2000 году Международная морская организация приняла новую редакцию главы V «Безопасность мореплавания» Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), в которой администрациям государств предоставлено право принятия решений по применению объема требований, определенных правилами 15–28 к рыболовным судам. Другой важнейший международный акт, Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, в
п. 1.3 общих положений прямо говорит о том, что его требования могут применяться ко всем судам.
Более того, обязательства государства по обеспечению безопасности в отношении судов, плавающих под его флагом, без какого бы то ни было специального выделения рыболовных судов, четко определены в п. 3 ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно п. 5 ст. 94 конвенции, принимая меры, предусмотренные в п. 3, каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.
- Государственная политика и законодательные меры в области обеспечения безопасности мореплавания рыбопромыслового флота, отвечающие национальным интересам России, должны основываться не на формальном оперировании понятиями, а на комплексном подходе, учитывающем весь спектр специфических особенностей рыбохозяйственной отрасли в целом, – констатировал Дмитрий Кафанов. – Предлагаемая законопроектом замена понятия «суда рыбопромыслового флота» на «рыболовные суда» подразумевает прекращение применения специальных административных мер, направленных на предупреждение браконьерства и незаконного перемещения водных биологических ресурсов. Кроме того, она прямо указывает на исключение из законодательства всех существующих в настоящее время правовых норм, обеспечивающих контроль в отношении приемотранспортных операций.
В частности, в результате изменения статей 19 и 20 Федерального закона РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предполагается отменить установку технических средств контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другие технические средства контроля на приемотранспортных судах.
Также предлагается путем изменения статьи 18.6 КоАП отменить санкции за нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) приемотранспортными судами.
- Указанные изменения несут критические угрозы национальным интересам РФ в сфере управления рыбными ресурсами и крайне негативно отразятся на национальной и международной политике России в области борьбы с ННН-промыслом, – резюмировал эксперт.