Газета «Рыбак Камчатки»

Море кормит, море хоронит

За время, прошедшее с момента публикации в «Рыбаке» первого списка погибших в море, охватившего 1933–2009 гг., автор получил отзывы читателей, позволившие ему уточнить сведения о некоторых упомянутых лицах (правильное написание фамилий, инициалов и обстоятельств происшествий). Благодарю за помощь всех откликнувшихся. Необходимые исправления уже внесены в список покойных, переданный в Петропавловскую и Камчатскую епархию Русской православной церкви для поминовения.

В процессе дальнейшего изучения документов и материалов, касающихся флотской и рыбацкой истории, были обнаружены данные о трагедиях, разыгравшихся в 1902, 1911, 1926, 1928, 1936, 1937, 1945 и 1947 гг. Это дало возможность восстановить имена еще ряда жертв стихии и обстоятельств. Знакомство с архивными фондами профсоюза работников пищевой промышленности и Камчатрыбфлота – Рыбхолодфлота выявило часть имен жертв моря 1960–1990 гг. И вновь при благожелательной помощи бывшего заместителя главного федерального инспектора труда в Камчатском крае В.И. Полуяна собраны сведения о шестидесяти трех моряках и рыбаках, погибших в 2008 – начале 2011 гг.

1902

30 августа в устье реки Камчатка утонул предприниматель Алексей Алексеевич Прозоров, 1873 г. р. Вместе с ним погибли еще 9 человек – вся команда катера, вошедшего в устье реки. Катер, буксировавший груженый баркас, опрокинулся при прохождении крайне опасного бара реки.

А.А. Прозоров являлся членом богатого купеческого семейства. Его дед владел крупной торговой фирмой «Яков Алексеевич Прозоров с сыном», занимавшейся хлебопоставками. Отец – один из учредителей в 1891 г. Русского товарищества котиковых промыслов, некогда бывшего монополистом в экономике и торговле Камчатского полуострова. Погибший известен как автор очень содержательной книги «Экономический обзор Охотско-Камчатского края», изданной в 1902 г.

1911

27 мая при высадке с зафрахтованного Добровольным флотом норвежского парохода «Транзит» на берег устья реки Налычева на рыбалку рыбопромышленника Н.Е. Германа перевернулся попавший в сильные буруны кунгас. При этом утонули четверо промысловых рабочих и два члена экипажа парохода:

Прэде М., суперкарго,

Филонович В., помощник суперкарго,

Тихонов Самуил, рабочий,

Нестеркин Андрей, рабочий,

Пануров Василий, рабочий,

Павлюченко Петр, рабочий.

Суперкарго М. Прэде лично спас троих человек из числа находившихся на кунгасе. По очереди он доплыл с каждым из них до суши и вытащил их из ледяной воды. При попытке спасти четвертого работника потерял силы и захлебнулся сам.

Тела М. Прэде, С. Тихонова и А. Нестеркина похоронены 28 мая при большом стечении горожан на историческом, ныне несуществующем кладбище Петропавловска, что когда-то располагалось в районе современного дорожного спуска к Дому офицеров флота. Гроб с телом героически погибшего суперкарго несли офицеры стоявшего в ту пору в Петропавловске военного транспорта «Колыма», рабочих – матросы «Колымы». Тела остальных погибших не найдены.

1926

4 сентября в устье реки Олюторка в барах потерпел аварию катер предпринимателя В.М. Орлова, заходивший в реку с моря от места стоянки парохода «Симферополь» Совторгфлота. На катере находились 14 пассажиров, никто из них, включая хозяина катера, не спасся. Среди утонувших:

Орлов Василий Михайлович, рыбопромышленник,

Рослый Константин Леонидович, инспектор Дальрыбохоты,

Гольденберг Аарон, промысловый досмотрщик.

Гибель последних двух привела к тому, что огромный рыбопромысловый район остался без какого-либо контроля, кроме того, пропали все материалы о работе рыбнадзора за 1926 г. Через два дня волны выбросили на берег шесть тел погибших, которых, скорее всего, похоронили на месте.

1928

5 июня во время выгрузки соли с парохода «Астрахань» Совторгфлота в устье реки Олюторка перевернулся кунгас, груженый солью. На нем находились 9 рабочих рыбных промыслов частного товарищества «Рыбопродукт». Из них погибли шестеро (один русский, два корейца, три японца). Три тела выбросило морской волной, остальные найти не удалось.

1930

18 сентября в 6.45 на стоявшем в Петропавловске первом теплоходе Акционерного Камчатского общества (АКО) «Охотск» воспламенилось машинное отделение. На судне сыграли пожарную тревогу, машину задраили наглухо, надеясь таким путем прекратить доступ воздуха и потушить огонь. Ошибкой в организации спасательной операции стало то, что с самого начала не определили, что именно горит, а потом выяснить это оказалось невозможным вследствие сильного жара и задымленности. Под машинным отделением находились две цистерны с топливом, а в трюмных цистернах – еще 40 тонн горючего.

Теплоход отвели на более глубокое место. К нему подошел паровой траулер «Баклан», неудачно попытавшийся потушишь огонь струей пара. Попытки прекратить пожар длились почти семь часов. В 13.30 раздался сильный взрыв. Столб пламени взметнулся на высоту нескольких десятков метров, «Охотск» превратился костер. Теперь все попытки тушить были бесполезны. Находившиеся во время взрыва на «Охотске» команды самого теплохода, моряки «Баклана» и портового катера «Коршун», принимавшие участие в тушении, были сметены взрывной волной в воду. Всего были ранены, контужены и обожжены 15 человек.

При исполнении служебных обязанностей без вести пропали (сгорели или утонули):

Кузнецов Виктор, ученик механика «Охотска»,

Серебренников Георгий Константинович, второй помощник капитана траулера «Баклан».

1934

1 июня трагически погиб управляющий Авачинским рыбокомбинатом Гущин Федор Никитич.

14 августа на трудовом посту погиб бригадир-старшина тресколовного кавасаки Тарьинской базы Авачинского рыбокомбината Ким Тен Нюн, 1885 г. р.

За три дня до этого, 11 августа, его официально признали первым «Знатным человеком Камчатки». Такое звание, присваивавшееся за выдающиеся трудовые достижения, существовало на нашем полуострове до 1936 г.

Сергей ГАВРИЛОВ.

(Продолжение следует.)

Газета "Рыбак Камчатки"