Развитие или надувательство?Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. «Второе послание Коринфянам», глава 11, стих 13. |
Уважаемая редакция!
Спасибо за вашу статью про лосося и золото (№ 2 от 16.01.2013 года). В ней предельно понятно написано, что от деятельности ГОК налоги незначительны, так как значительные налоговые послабления, нет никаких программ по утилизации всего производства после окончания добычи золота (которое, в отличие от лосося, не возобновляемый природный ресурс), то возникает вопрос: кому такое производство надо? Только инвесторам? Понятно, что инвесторы живут за пределами Камчатки, но кто тогда ответит на вопрос: а в чем интерес края?
Из статьи становится понятно, что такое «золотодобывательство» (или золотонадувательство) как таковое уничтожает нерестилища – богом определенные места. Японцы, при их техническом развитии и мощной вычислительной техники так и не смогли построить искусственные нерестилища. А нерестилища – это инкубаторы генофонда лосося, который у нас на Камчатке представлен всеми видами. Без дикого лосося не может быть продолжения искусственно выращенному. В Чили японские компании попытались при производстве «искусственного» кижуча обойтись собственным материалом. Так вот через несколько поколений стал рождаться кижуч с восемью глазами. Кто будет такого есть?
Можно предположить, что через 50 лет 1 грамм икры дикого лосося будет равнозначен или даже дороже цены 1 грамма золота? И этот грамм икры – естественно возобновляемый ресурс!
По-настоящему меня взволновала весть вашего номера № 4 от 30 января в статье «Судьба лососевых рек Камчатки тревожит WWF», где упомянуто как о свершившемся факте о плане строительства ГЭС на реке Жупанова. Абсурдность этой затеи я попытаюсь доказать в приведенных ниже рассуждениях.
Суммарная энергетическая мощность Камчатки (декабрь 2012 года) составляет 627,3 МВт плюс около 100 МВт ведомственных электростанций. Итого – свыше 727 МВт (установленная мощность станций только подведомственных ОАО «Камчатскэнерго» составляет 490,5 МВт). Но есть планы энергетического лобби Камчатки – регионального центра развития энергетики и энергосбережения, ряда московских менеджеров, курирующих камчатскую энергетику, – построить Жупановскую ГЭС мощностью 300 МВт в заповедной зоне на нерестовой реке. Плюс остаются в силе планы правительства РФ установить в Вилючинске плавучую атомную электростанцию (ПАТЭС) мощностью 70 МВт. Есть техническая возможность увеличить мощность Мутновских ГеоТЭС на 50–70 МВт. Итого суммарная мощность генерирующих станций всех типов будет составлять около 1 100–1 150 МВт! Востребованный объем всех электропотребителей края составляет 1,6–1,7 млрд кВт-часов в год, на что достаточно 250–300 МВт генерирующих мощностей. Спрашивается: зачем нужен Камчатке более чем 3-кратный запас энергетических мощностей? Их же надо содержать, платить налоги, ремонтировать и т. д., а это все отразится на тарифах, если уже сейчас генерирующие мощности края загружены не более чем на 50–55%? Даже если учесть потребность в резервных мощностях и планируемый рост потребности в электричестве в 1,6–1,7% в год, то становится ясно, что на ближайшие 20 лет Камчатка уже обеспечена электрическими мощностями.
Если же сравнить потребность в электроэнергии как таковой, то оказывается, что самый крупный потребитель электроэнергии на Камчатке – обыкновенный квартиросъемщик – 37%, потом федеральный и местный бюджеты (военные и бюджетники) – 25%, потери и собственное потребление – 14%, ЖКХ и строители – 13%, промышленность – 7%, связь, транспорт и сельское хозяйство – 4%. Спрашивается: кто из этих потребителей после 2012 года сможет увеличить потребление электроэнергии во столько раз, чтобы ему понадобился этот 3-кратный запас энергетических мощностей? А если вспомнить затраты на газопровод стоимостью 400–500 млн долларов, которые наравне с излишками энергетических мощностей тоже должна «окупить» Камчатка (затраты на строительство заложены в тарифе)? Ведь мы – автономная территория, никуда не можем деть свою электроэнергию, мы должны ее «съесть» сами!
В инвестиционной стратегии Камчатского края до 2020 года (декабрь 2012 года) относительно перспектив развития, о проблемах топливно-энергетического комплекса сказано прямо:
«Изолированность от других энергосистем (невозможность экспорта производимой электроэнергии; высокие тарифы, связанные с необходимостью поддержания избыточной генерации; высокие затраты на привозное топливо).
Слабая связность сетей и высокие затраты на ее повышение. Отсутствуют технологии обеспечения безопасной эксплуатации ЛЭП в условиях повышенного уровня ветровой нагрузки, а также в условиях высокого снежного покрова. Слабое развитие дорожной инфраструктуры препятствует развитию сетевого комплекса.
Нерациональная структура генерирующих мощностей: практически вся генерация в регионе работает в базовом режиме, маневренные мощности отсутствуют.
Высокая доля населения и низкая доля промышленности в энергопотреблении. Электропотребление населения менее прогнозируемо, чем промышленных потребителей.
Низкий уровень платежной дисциплины. Невзысканная задолженность включается в тариф, что ведет к росту цен на электроэнергию.
Край относится к изолированной территории, где действуют особые правила рынка электроэнергии, препятствующие приходу новых инвесторов за исключением крупных государственных компаний.
Непредсказуемость финансирования отрасли из федерального бюджета. По сложившейся практике можно говорить о том, что существуют риски недофинансирования и секвестирования финансирования проектов отрасли.
Конкуренция между энергетическими компаниями, снижающая общую эффективность сектора.
В настоящее время одновременно реализуются четыре конкурирующих проекта: перевод петропавловских ТЭЦ на газ, строительство мощностей геотермальной энергетики (в 2012 году приостановлено), создание ПАТЭС и строительство ГЭС в бассейне реки Жупанова. Такие мощности в энергоизбыточном регионе при отсутствии потенциала роста энергопотребления не требуются, поэтому часть вновь создаваемых мощностей будет переведена в резерв. Одновременная реализация всех проектов приведет к повышению тарифов (а не к снижению!)».
Вывод однозначен – целесообразность затеи со строительством Жупановской ГЭС здесь абсолютно не просматривается, а есть тот же интерес инвесторов и кучки «толкателей» (или надувателей) проекта получить возможность беззастенчиво нажиться на проекте, начислить себе и «высококлассным» московским менеджерам миллионные зарплаты (или откаты, как хотите), так как население края и государство все оплатит.
Оглядываясь назад, обидно сознавать, что среди таких горе-управленцев, или по-современному менеджеров, от энергетики не нашлось ни одного толкового в предыдущих администрациях области. Тогда вся энергетика, особенно ее тепловая составляющая, была бы действительно по-настоящему инновационная, а значит, эффективная, если бы кто-то заглянул «за бугор» и увидел, что делает рачительная Европа, в частности скандинавские страны. 30–40 лет назад большинство их приморских городов, включая Хельсинки, оглянулись на море и на базе тепловых насосов понастроили сотни отопительных объектов, которые и по сей день обеспечивают комфортное и малозатратное проживание миллионов людей, обходясь без российского газа, немецкого угля и норвежской нефти. У нас расположение ТЭЦ-2 идеально для такого отопительного объекта, надо всего-то было протянуть к Авачинскому заливу две 7-километровые трубы, обустроить на дне теплосъемник, а в здании ТЭЦ-2 установить с десяток больших тепловых насосов и круглый год снимать дармовое тепло (предварительно выбросив или законсервировав котлы, турбины и все сопутствующее хозяйство). А теплотрасса уже есть.
Расчет здесь прост – 1 кВт электроэнергии дает 4 кВт тепла на базе энергоносителя, которым является вода Авачинского залива. Вот где понадобились бы 90–95% нагрузки ТЭЦ-1 и всех излишков электроэнергии Камчатки, а завоз мазута сократился бы в 2–2,5 раза. Предварительные расчеты показывают, что стоимость такого отопления Петропавловска была бы в 3–4 раза дешевле стоимости газопровода, не говоря уже о стоимости газа. Прежде чем строить Жупановскую ГЭС, рекомендуется съездить толковой делегации от Камчатки в Финляндию или Швецию и посмотреть на современные объекты отопления городов на базе тепла даже не тропических морей.
Константин ДЕНИКЕЕВ, инженер.
P. S. На днях президент Владимир Путин выразил негодование и дал указание МВД разобраться с хищением государственных средств и преступным бездействием менеджмента ряда крупных энергетических компаний страны. Речь шла, как обычно, о миллиардах рублей. «Под раздачу» попали ОАО «Русгидро», «Энергострим», ОГК-2 и др. Из текста статьи видно, что главу государства ворье уже достало. Вот и нам бы желательно не попасть под какой-либо вороватый менеджмент от энергетики.