Деньги берут, а куда девают?Рыболовство – высокодоходная отрасль и в отличие от рыбопереработки не нуждается в дополнительной господдержке, считает глава минвостокразвития России Виктор Ишаев. |
На пресс-конференции в Москве он рассказал о ходе разработки проекта госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.» Она предусматривает предоставление льгот и преференций по ключевым направлениям развития экономики и отдельным проектам, однако мерам по поддержке обновления флота места в ней не нашлось.
- Сегодня наши уважаемые рыбаки, как мы подсчитали, за три года наработали и должны были уплатить в бюджет 53 млрд рублей, а они уплатили 26 млрд – 27 млрд им государство оставило на решение вот этих проблем, то есть сегодня рыболовецкий флот пользуется достаточно серьезной поддержкой. Что такое 27 млрд рублей? Это миллиард долларов. А сколько сегодня стоит один хороший корабль? 10–15 млн долларов. Вот скажите, сколько можно купить кораблей? А чего же не купили-то? – посетовал на пассивность рыбодобытчиков глава минвостокразвития.
По его словам, официальные данные об экспорте российской рыбы заметно расходятся с таможенной статистикой японских, корейских и других ведомств.
- Разница составляет 1,5 млрд долларов в год. Если сложить все эти вещи, разве там поддержки нет? Куда еще дополнительные? – возмутился министр. Не устраивает его и отсутствие заметных результатов применения льгот в отрасли: «Должен быть жесткий финансовый контроль. На уровне выхода денег вроде бы все рвут чубы, а дали – как деньги используются, никаких вопросов.
- Рыболовецкая отрасль – самая высокодоходная, – заявил Виктор Ишаев, признавшись, что поскольку он не рыбак и даже не любитель рыбы, ему проще говорить о таких вещах. Может быть, поэтому минвостокразвития не стесняется выступать с радикальными предложениями.
- Мы внесли: давайте проводить аукционные торги. Нам говорят, что нельзя, а взамен ничего не предлагают. То есть 1,5 млрд долларов воровать в год лучше? Что такое аукционные торги? Мы ведь хотим сделать это гласно, чтобы каждый видел и говорил: «А почему ты продаешь по 1 тыс. 600 долларов рыбу, а покупаем мы ее по 2 тыс. 600 долларов? Давай мы ее возьмем у тебя за 1 тыс. 800 или за 2 тыс. долларов!» Вот ведь смысл. Тогда мы будем иметь данные, – предложил министр. – Нам надо наводить порядок. За раз, за один день его не наведешь, но мы эти вопросы ставим настойчиво и будем ставить, – подтвердил серьезность намерений ведомства Виктор Ишаев. – Мы ставим вопрос о создании глубокой переработки, поскольку понимаем, что там совершенно другие доходы и добавленная стоимость.
В качестве примера чиновник рассказал о посещении рыбоперерабатывающего цеха на Курилах, где делегации продемонстрировали в деталях производственный процесс по разделке красной рыбы: обезглавливанию, потрошению и заморозке.
- Всю грязную работу оставили себе. Надо было подготовить флот, забункеровать топливом и водой, надо было нанять команду, проплатить какие-то авансы, выйти и добыть эту рыбу – для того чтобы отрезать голову, выпустить кишки и продать. А почему нет линии, которая бы выпускала баночку? А почему нет линии, которая бы выпускала вакуумную упаковку? Я спрашиваю: вы где-то видели, что эту тушу мороженую берут и едят? Ну почему вы продаете за копейки то, что можно продать хорошо? – недоумевал глава минвостокразвития.
В новой госпрограмме найдется место для проектов по глубокой переработке всех ресурсов Дальнего Востока.
- Это наше естественное преимущество, – подчеркнул Виктор Ишаев. – Учитывая, что Дальний Восток сегодня добывает на стол 65% биоресурсов страны, это очень мощный рычаг и серьезная статья доходов.