Биржам и береговой переработке нашлось место в программе МинвостокразвитияБолее 79 млрд. рублей планируется потратить на развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. Такие инвестиции предусматриваются проектом госпрограммы социально-экономического развития макрорегиона. |
Проект госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» был представлен 21 марта на заседании Правительства РФ и получил одобрение премьер-министра. До 2 апреля поручено провести необходимые согласования и окончательно определиться с источниками и параметрами финансирования программы.
В настоящее время проект государственной программы размещен для обсуждения. Помимо общих социально-экономических характеристик региона, а также целей, задач и ожидаемых результатов документ содержит 12 подпрограмм по развитию основных отраслей дальневосточной экономики. В их числе – «Развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона».
Планируется, что реализация этой подпрограммы позволит создать условия для ускорения экономического роста территорий на основе формирования и применения управленческих механизмов, которые обеспечили бы устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса, с получением продукции с высокой добавленной стоимостью. Среди целей также указано повышение эффективности использования инвестиционного потенциала отрасли и создание условий для роста ее инвестиционной привлекательности.
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, подпрограмму предполагается реализовать в один этап – с 2014 по 2025 г. Общий объем финансирования предусмотрен в размере свыше 79,059 млрд. рублей. Больше половины этого объема должны быть перечислены из бюджетов: 44,041 млрд. рублей – из федерального бюджета и 3,039 млрд. рублей – из консолидированных бюджетов субъектов РФ. Еще порядка 31,978 млрд. рублей планируется привлечь из внебюджетных источников.
В целом на сегодняшний момент специалисты Минвостокразвития оценивают положение дел в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока и Байкальского региона как «крайне сложное». Несмотря на увеличение объемов вылова и повышения прибыльности ряда рыбодобывающих предприятий, по-прежнему остается нерешенным ряд проблем, которые существенно ограничивают развитие отрасли, говорится в документе.
Наиболее уязвимыми местами остаются рыбопереработка, рыбопромысловый флот и судоремонт, аквакультура. Особое место в комплексе проблем занимает кадровый голод и сложности с научным сопровождением развития рыбопромышленного комплекса.
«В максимально эффективном варианте необходимо комплексирование мест базирования флота, рыбопереработки, оборонных, навигационных, научно-исследовательских и иных береговых функций. Рыбоперерабатывающие комплексы должны размещаться преимущественно в наиболее перспективных по совокупности параметров населенных пунктах побережья и желательно вне крупных городов», - отмечают разработчики подпрограммы.
Важным направлением государственного регулирования является решение проблем транспортировки продукции из водных биоресурсов в центральные регионы страны.
«Водные биологические ресурсы – это стратегические продукты, являющиеся одной из основ продовольственной безопасности, роль которых в решении демографической проблемы страны и обеспечении собственного населения качественной рыбной продукцией весьма значительна», – подчеркивается в документе. Для достижения этих целей, по мнению специалистов, необходимо реализовывать проекты по развитию марикультуры, «экспорту услуг и технологий в области марикультуры в развивающиеся страны АТР, а также выращиванию в промышленных масштабах редких и уникальных, особо ценных видов рыбы, моллюсков и других морских животных Охотского моря с завоеванием соответствующих международных рынков».
С целью получения продукции с высокой добавленной стоимостью и для повышения инвестиционной привлекательности отрасли предусмотрены развитие рыбоперерабатывающих мощностей; техническая модернизация морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания рыбопромыслового флота, оснащение их современным оборудованием для хранения и транспортировки продукции из ВБР, развитие крупных логистических центров.
В качестве приоритета государственной политики рассматриваются также поддержка транспортной инфраструктуры для рыбохозяйственного комплекса, институциональные меры в области формирования рыночной инфраструктуры для развития рынка рыбной продукции.
Таким образом, в рамках подпрограммы «Развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» выделяется четыре основных мероприятия, реализации которых предполагается уделить основное внимание.
Первое – это развитие искусственного воспроизводства ВБР. Общий объем необходимых финансовых ресурсов – 12,055 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 7,856 млрд. рублей. Отмечается, что одним из наиболее значимых направлений привлечения инвестиций в рыбопромышленный комплекс является разработанная программа развития аквакультуры, предполагающая создание рыборазводных заводов. С учетом растущего спроса на живую рыбопродукцию в Японии и ряде других стран АТР, разработчики подпрограммы считают целесообразным планировать центры марикультуры, в которых добытая продукция могла бы храниться в живом виде требуемое расчетное время.
В рамках этого же мероприятия указывается на необходимость внесения изменений в ФЗ «О рыболовстве…» в части закрепления долей промышленных и прибрежных квот добычи водных биоресурсов на последующий после 2018 г. период сроком на 20 лет. Предлагается внести изменения в законодательство о распределении долей квот добычи, а также о распределении рыбопромысловых участков, предусматривающие «приоритетное предоставление права на вылов ВБР лицам, имеющим в собственности суда рыбопромыслового флота, а также рыбоперерабатывающие мощности, которые позволяют производить продукцию глубокой степени переработки».
Второе мероприятие – это развитие рыбоперерабатывающих предприятий и формирование кластеров. Акцент должен быть сделан на береговой переработке. В качестве наиболее перспективных областей рынка названы замороженная рыбопродукция (например, крабовые палочки), производство рыбного филе и фарша, пресервированные изделия из рыбы. «Развитие консервного производства обладает крайне ограниченным потенциалом, и инвестиции в этот вид производства видятся малопривлекательными», в отличие от производства рыбного филе, которое обладает большим потенциалом, отмечают разработчики документа.
Также указывается, что для организации производства (равно как и для поддержания стабильной работы действующих предприятий по рыбопереработке на берегу) следует обеспечить свободный доступ не к квотам, а к сырью (независимо от того, по каким видам квот рыба выловлена и из каких районов промысла доставлена на берег). «Необходимо отойти от жесткой «привязки» выделяемых квот на поставку уловов на перерабатывающие комплексы, расположенные на берегу», – подчеркивается в подпрограмме.
Повышению привлекательности для инвесторов береговой переработки, по мнению специалистов Минвостокразвития, будет способствовать формирование и развитие рынков рыбной продукции и эффективной инфраструктуры. Оптовый рыбный рынок может быть организован на условиях государственно-частного партнерства. «Основным инициатором и лидером в организации и управлении рынком должны выступить административные органы края, в частности рекомендуемый к созданию рыбопромышленный кластер. Им создается организационный комитет (проектная команда) по разработке инвестиционного проекта, учреждению оптового рыбного рынка и сопровождению проекта», - разъясняется в тексте подпрограммы.
Систему биржевой торговли в министерстве оценивают как «хороший рыночный регулятор и индикатор». «Рыболовецкая компания сможет взять взаймы деньги посредством фьючерсов и опционов под будущий улов. С помощью торгов можно сократить до минимума возможность ценового сговора между поставщиками, что позволяет регулировать и стабилизировать цены на рыбу. За счет рынка фьючерса появится возможность планировать и прогнозировать стоимость сырья, обеспечить прозрачность и стабильность сделок купли-продажи, увеличить экспортные (таможенные) и налоговые поступления».
Объем необходимых финансовых ресурсов на реализацию этого мероприятия оценивается в 1,915 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 1,024 млрд. рублей.
В качестве отдельного мероприятия вынесено комплексное развитие рыбопромышленного кластера Сахалинской области. Его создание требует вложения финансовых ресурсов общим объемом более 43,112 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 13,248 млрд. рублей.
Четвертое и заключительное мероприятие в рамках подпрограммы – институциональное обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса. Отмечается необходимость институциональных изменений на федеральном уровне для повышения инвестиционной привлекательности рыбопромышленного комплекса. В том числе предлагается отменить уплату сбора за водные биоресурсы для предприятий, выгружающих рыбу на российский рынок. Подобные преобразования связаны с дополнительными финансовыми затратами, которые разработчики госпрограммы оценили в 76,290 млн. рублей, в том числе 13 млн. рублей из средств федерального бюджета.
Стоит отметить, что в качестве потенциальной угрозы для развития отрасли специалисты министерства называют предполагаемый к внедрению с 2018 г. подход в части установления нового вида квот под строительство судов («квоты под киль»). «В качестве альтернативного решения членами рабочей группы рыбного хозяйства предложено стимулировать обновление рыбодобывающего флота в соответствии со Стратегией развития рыбопромыслового флота при сохранении «исторического принципа» наделения пользователей долями квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов», – говорится в документе.
Среди барьеров роста инвестиционной привлекательности указаны также невозможность установления залоговой ценности долей квот и их оборота; ограничения прибрежного рыболовства, отсутствие условий для ускоренного оформления рыбопромысловых и транспортных судов в российских портах.
В целом в качестве приоритетных направлений инвестирования с высокой долей федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» рассматриваются проекты строительства и реконструкции рыбоводных предприятий по воспроизводству ВБР и развитию аквакультуры. А также проекты по строительству рыбодобывающих судов российскими судостроительными компаниями за счет средств федерального бюджета с последующей передачей судов в лизинг рыбодобывающим предприятиям.
К числу мероприятий с участием федерального бюджета относится реконструкция и создание морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, расположенных в границах территорий и акваторий морских портов.