А общественность - противОбщественность Камчатки высказалась против дрифтерного промысла в ходе публичных слушаний по ОДУ тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне России. |
Слушания были организованы ФГУП «КамчатНИРО» совместно с администрацией Елизовского района. Ученые предложили в научно-исследовательских и промышленных целях разрешить вылов в 2014 году 22,5 тыс. тонн лосося. Общественность, принимавшая участие в слушаниях, не только сочла этот объем завышенным, но и высказалась за запрет промысла лососей в ИЭЗ России, который осуществляется исключительно дрифтерным способом.
Японские и российские добывающие компании с мая по сентябрь перекрывают тысячи километров побережья дрифтерными сетями, которые камчатцы называют «стенами смерти». Такие сети калечат и уничтожают все живое на своем пути. Дрифтерщики добывают тысячи тонн биоресурсов, из которых берут только дорогостоящую нерку – а это только 30%, остальной улов уничтожается.
Выступая на слушаниях, вице-спикер краевого парламента Роман Гранатов напомнил, что депутаты края еще с первого созыва начали борьбу с дрифтерным промыслом. Народные избранники направляли соответствующее обращение Владимиру Путину, по результатам которого тот дал профильным министерствам и ведомствам поручение о закрытии дрифтерного промысла. Однако данное поручение так и не было выполнено.
Вице-спикер напомнил, что Россия – единственная в мире страна, которая разрешает другому государству осуществлять дрифтерный промысел непосредственно в своих водах.
Председатель контрольно-счетной палаты края Сергей Лозовский рассказал об итогах совместной проверки, которая проводилась с 2009 по 2011 годы краевой КСП и Счетной палатой России. По результатам проверки была дана оценка эффективности использования бюджетных средств и управления государственной собственностью в рыбохозяйственном комплексе.
- Специалисты отметили, что вследствие широкомасштабного применения дрифтерных сетей значительный объем тихоокеанских лососей не доходит до традиционных мест промысла и нерестилищ. Это влечет за собой снижение поставок на береговые рыбоперерабатывающие предприятия и, как следствие, снижение поступлений в бюджетную систему, – сказал Лозовский. Отдельно он отметил выводы о серьезном экологическом ущербе от дрифтерного промысла.
- В июне 2011 года рабочей группой осуществлена служебная командировка в Берингово море и Тихий океан. В результате проверок 6 судов из 15, ведущих российский дрифтерный промысел, в уловах оказалось почти 400 морских птиц. Это всего за несколько суток, которые мы находились на 6 судах. Согласно российскому законодательству ущерб экологии за 371 птицу, погибшую в эти несколько суток, составляет 953 тыс. рублей. В целом из-за отсутствия контроля промысловой деятельности только по птицам за путину ущерб составляет 253 млн рублей, – сказал Лозовский.
Председатель КСП также на примере Петропавловск-Камчатской и Карагинской подзон, где проводилась проверка, сообщил, что страна несет серьезные убытки от уничтожения улова горбуши.
- Установлено расхождение между тем, что предоставляется в суточных судовых донесениях, и тем, что есть на самом деле. Например, в ССД сообщалось, что нерка составляет от 77 до 98% улова, а на деле получалось от 40 до 60%. Это нивелирует достоверность суточных донесений. Объем нерки завышался, а горбуши занижался, хотя по факту, если исходить из контрольных порядков, картина обратная – горбуши вылавливалось больше. Это означает одно – шел неучтенный выброс. Лишнюю горбушу выбрасывали за борт, чтобы добрать нужный объем валютоемкой нерки.
В ходе проверки было установлено, что часть улова тоже не учитывалась в связи с несоответствием технологическим и потребительским стандартам. В частности, потенциальные потери по нерке за счет выброса рыбы второго сорта по ряду судов составили 46% выделенных квот на нерку в Петропавловск-Камчатской подзоне. Дело в том, что наши рыбопромышленники нацелены именно на валютоемкую нерку. Наши соседи по АТР не покупают рыбу второго сорта, а предъявляют требования исключительно на первый сорт. Получается, что за 6 суток проверки в ССД представлялась информация о том, что 90% уловов – это первый сорт нерки. Хотя по факту было соотношение 50 на 50%. Как такое может быть? Да очень просто. Второй сорт не нужен, он выкидывается. Очевидно, предприниматели от второго сорта избавляются, чтобы можно было спокойно реализовать продукцию нашим соседям по Азиатско-Тихоокеанскому региону, – сказал Лозовский.
Доктор биологических наук, руководитель КамчатНИРО с 2008 по 2011 годы, а ныне член общественного совета «Сохраним лосося вместе» Сергей Коростылев говорит, что представленный на слушания прогноз общедопустимого улова добычи тихоокеанских лососей в ИЭЗ России не корректен.
- 70% в подходах почти всегда составляет горбуша, а в прогнозе предполагается в таком объеме подход нерки. Это прямо провоцирует рыбаков на то, чтобы изымать только самый ценный объект – нерку. Остальные объекты, которые по естественным причинам присутствуют в уловах, выбрасываются за борт, то есть просто-напросто уничтожаются. Сами научные сотрудники, безусловно, это понимают, и в душе дрифтерный промысел, наверное, никто не поддерживает. Но существует определенная корпоративная заинтересованность, все-таки институт находится в подчинении ФАР, то есть люди работают на это ведомство и просто не хотят публично выражать свою точку зрения. В то же время хочу сказать, что экологический вред от дрифтерного промысла в разы превосходит ущерб от любых других способов добычи рыбы на Дальнем Востоке. Это самый грязный вид промысла с экологической точки зрения, – сказал Коростылев.
По результатам слушаний, общественность предложила довести до минсельхоза особое мнение камчатцев о необходимости разработки метода полной и достоверной оценки воздействия на окружающую среду дрифтерного промысла в ИЭЗ РФ. В целях поэтапного сокращения дрифтерного промысла объем ОДУ на 2014 год общественность предлагает уменьшить с 22,5 до 12 тыс. тонн. Также в рекомендациях высказана необходимость снижения пресса крупномасштабного дрифтерного промысла на одни и те же промысловые районы, сокращения промыслового периода до 1,5 мес. Следует ввести институт независимых общественных наблюдателей за дрифтером, а также в дальнейшем запретить крупномасштабный дрифтерный промысел в российских водах как для отечественных, так и для иностранных добытчиков.