Газета «Рыбак Камчатки»

Безопасность мореплавания - вопрос принципиальный

19 марта произошла смена руководства администрации морского порта Петропавловск-Камчатский. Новым его капитаном был назначен Анатолий Анатольевич Иванов. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о насущных проблемах морских ворот Камчатки, путях их решения и перспективах.

- Всегда интересно узнать ближе человека, пришедшего на такую ответственную должность. Расскажите о себе.

- Родился я в Находке, учился тоже на Дальнем Востоке. Здесь же прошла вся моя трудовая деятельность. Камчатка является составляющей российского Дальнего Востока, и чужим я себя по отношению к ней не считаю. С 1981 года не раз бывал тут в составе экипажей судов торгового флота в различных должностях, начиная с матроса-практиканта и заканчивая капитаном. С 2010 по 2012 годы работал в Камчатском морском пароходстве в должности капитана, а затем заместителя генерального директора по эксплуатации флота.

Во время рейсов по побережью полуострова приходилось решать различные задачи по доставке грузов и снабжения. Будучи капитаном судна, доводилось заходить во многие портпункты (морские терминалы), из числа тех, что сейчас находятся в подчинении администрации морского порта Петропавловск-Камчатский. Была возможность увидеть все собственными глазами и оценить.

С учетом предыдущего опыта и перспективы развития порта считаю, что для Камчатки буду полезен в качестве капитана порта.

- Поможет ли на этой должности опыт, приобретенный ранее?

- Во-первых, считаю, что опыт работы, приобретаемый на морских судах, универсален, так как может быть применен как на судах, так и для контроля работы флота с берега. Во-вторых, нельзя просто выучиться в институте и пойти работать в должности капитана порта. Поэтому морской опыт, безусловно, пригодится, более того – он необходим.

- Но, наверное, в работе на рыболовецких судах есть своя специфика, в отличие от торгового флота?

- Конечно, есть. Сегодня специфика нашего морского порта в первую очередь заключается в том, что он является базовым для рыбопромыслового флота. Администрация, безусловно, принимает это во внимание при решении вопросов, касающихся рыбопромысловых судов, но в отношении безопасности мореплавания и порядка в порту применяемые стандарты и подход должны быть едиными вне зависимости от типа судов. Подтверждением такого подхода являются активные действия правительства РФ по унификации требований, предъявляемых к рыбопромысловому и торговому флоту в отношении системы управления безопасностью, дипломирования и транспортной безопасности.

- Встречались ли вы с рыбопромышленниками, и о чем шла речь на этих встречах?

- Встречи с представителями рыбопромышленных предприятий уже были. Судовладельцы говорили о том, что развитие жизненных ситуаций порой идет впереди развития законодательства, из-за этого и возникают сложности. Выправлять их очень непросто, поскольку некоторые законы уже приняты и вступили в силу. Для ситуаций, которые по каким-либо причинам не получили отражения в законе, приходится разрабатывать специальные процедуры на переходный период. Безусловно, абсолютно гладко все решить не получается. Но все с пониманием и терпением к этому относятся, находят общий язык.

Надеюсь, что обеспечение безопасности мореплавания и сохранение человеческой жизни на море будут одними из базовых моментов в отношениях с рыбопромышленниками. Это вопрос принципиальный, так как касается сохранения жизни моряков. Люди, которые уходят в море, должны возвращаться домой. В этом суть безопасности мореплавания и самой профессии. Этим объясняется все, что делается судовыми экипажами и судоходными компаниями. Поэтому вопросы обеспечения рыбного промысла не должны заслонять собой вопросы безопасности мореплавания.

- Насколько службы морской администрации порта готовы к этой работе?

- Я считаю, что готовы. Сотрудники имеют достаточную квалификацию, как с точки зрения профессиональной подготовки, так и морской практики.

- Нужно ли на полуострове судно ледокольного класса, способное освободить из ледового плена суда? Не так давно, в конце января, два судна оказались блокированными во льдах Олюторского залива.

- Петропавловский порт объявлен незамерзающим. Глухие льды есть в Беринговом море, в районе Совгавани, Ванино, Магадана – там ледоколы дежурят, поскольку подходы к этим портам зимой недоступны. В случае с нашим портом такой необходимости нет, и вопрос не рассматривается.

Все знают, что в Олюторском заливе зимой происходит интенсивное льдообразование, суда все же попадают в ледовый плен. Да, возникают ситуации, которые требуют экстренных решений, вмешательства администрации морского порта, МЧС, военных, но данные случаи являются частными, и ради них содержать ледокол нецелесообразно. Разумнее решить вопрос по срокам поставки грузов – направлять суда в то время, когда морские терминалы доступны с моря, а не тогда, когда там ходят сплошные ледовые поля. Над этим надо думать. Но решение – не ледокол, а разумные сроки заключения договоров перевозки и самих перевозок в пределах летней навигации либо использование для этих целей судов с ледовым классом.

- Как проходит освидетельствование и регистрация в порту маломерного флота, какие вопросы возникли при этом, как они решаются?

- Вопросов было много – и правовые, и технические. Почти все ситуации, которые могли возникнуть при регистрации маломерного флота, были разобраны на совместных видеоконференциях, в которых участвовали администрации морских портов, Росрыболовство, Росморречфлот, минтранс и другие заинтересованные стороны. Ключевые проблемы были решены.

Судовладельцы достаточно активны в вопросе перерегистрации маломерного флота. Сегодня на полуострове насчитывается уже более 350 маломерных судов, которые прошли перерегистрацию.

Если раньше погода не позволяла произвести освидетельствование судов, базирующихся на побережье, да и сами они находились под снегом, то сейчас, когда весна наконец заглянула к нам, работа по регистрации маломерного флота неуклонно приобретает напряженный характер.

Среди вопросов, которые требуют решения в первую очередь, капитан порта назвал также комплекс проблем, связанных с брошенными и затонувшими судами. Не останутся без внимания средства навигационного обеспечения на акватории порта и картография, а также уровень квалификации морских кадров в Камчатском крае и их конкурентоспособность, системное решение вопросов безопасности мореплавания. Столь же важны, по мнению Анатолия Анатольевича, вопросы обеспечения перевозок по побережью Камчатки и привлекательности порта для судовладельцев. Работы предстоит выполнить много.

Максим ТРУШ.