"Генерал Трошев" мечтает вернуться на РодинуВторой год БМРТ «Генерал Трошев» – новострой ОАО «ПБТФ» – не может прийти в Россию: единовременный таможенный платеж – неподъемная сумма для судовладельца. «Мы кормим российский берег, но по факту оказались в одном положении с иностранцами», – констатирует капитан Александр Вайнутис. |
Большой морозильный рыболовный траулер «Генерал Трошев» был передан заказчику – ОАО «Преображенская база тралового флота» – в 2011 г. в украинском Николаеве. Уже в марте 2012 г. судно включилось в работу на минтаевой путине и сегодня продолжает успешно трудиться на промысле. В короткие сроки траулер вышел на плановые показатели, было налажено производство в море качественной продукции, в том числе глубокой переработки. Но БМРТ не может вернуться домой: он оказался в списке «незаходных» рыбопромысловых судов и до сих пор ждет амнистии от государства.
Сейчас траулер работает на полную мощность, добывая порядка 220 тонн рыбы в сутки, на борту производится различная продукция, в том числе филе. «Кроме того, в переработку идут и отходы от разделки: мы выпускаем муку, пищевой фарш. Морозим печень, из которой затем на берегу можно изготавливать консервы или жир. Так что, в принципе, производство почти безотходное – рыба, которая поднимается на борт, целиком идет в обработку», – рассказал Fishnews капитан-директор «Генерала Трошева» Александр Вайнутис.
На судне трудится 98 человек. Сейчас БМРТ завершает освоение квот в районе Северных Курил. Затем траулер отправится в Берингово море. «В порт зайдем, ориентировочно, в октябре, но пока, к сожалению, не в родной российский: с самой постройки судна мы еще не можем накопить денег для единого таможенного платежа», – сообщил капитан.
По его словам, в постройку корабля за несколько лет ПБТФ вложила 1,2 млрд. рублей. А единовременный платеж, который судовладелец обязан внести, как только БМРТ пересечет границу Российской Федерации, составляет 23% от стоимости судна, то есть более 270 млн. рублей. «Естественно, это неподъемная для нас сумма», – констатирует Александр Вайнутис.
Пока «Генералу Трошеву» приходится работать в российской экономзоне без права захода в территориальные воды. Из-за этого возникает масса трудностей с доставкой, сменой экипажа, снабжением, обеспечением судна. «Причем все эти вопросы мы способны решать в России самостоятельно: Преображенская база тралового флота – это крупное градообразующее предприятие, у которого есть свой судоремонтный завод, где мы можем осуществлять текущий ремонт, есть свои причалы. Получается, что мы кормим целый район в Приморье, но по факту оказались в одном положении с иностранцами – порыбачил и ушел в иностранный порт. Вот только у нас все налоги идут в бюджет Российской Федерации, на борту не работает ни одного иностранного гражданина, за прошлый год 100% выпущенной на судне продукции ушло в Россию на внутренний рынок», – подчеркивает капитан траулера.
Смена экипажа на БМРТ «Генерал Трошев» осуществляется при заходе в иностранный порт. «Если это Пусан (Южная Корея), то людей доставляют через пограничные переходы автобусом, паромом, поездом за границу и там уже оформляют на судно. В море произвести замену крайне сложно, так как транспорты не имеют права брать пассажиров на борт.
Кроме того, поскольку вход в 12-мильную зону нам пока заказан, все перегрузы мы осуществляем также в открытом море, в районы укрытия зайти не можем», – отметил Александр Вайнутис.
Сложившаяся ситуация повышает опасность операций: «Рейсы у нас продолжительные, от регистра до регистра мы работаем непрерывно по 10-11 месяцев. Если вдруг появится какая-нибудь экстренная необходимость, возникнет экстремальная ситуация, не дай бог, какой-то несчастный случай, то мы сразу столкнемся с очень серьезными проблемами», – обратил внимание капитан «Генерала Трошева».
В последний раз о проблеме с «незаходными» судами упоминалось в феврале 2013 г. Представители минсельхоза обещали законодательно провести амнистию для судов, построенных, приобретенных, отремонтированных или модернизированных за рубежом до 1 января 2013 г. Но никаких подвижек в этом направлении до сих пор не наблюдается. «Очень сложно работать в таких условиях. К тому же получается большая текучесть кадров – люди не знают, в какой порт в следующий раз зайдет судно, как держать связь с берегом, поэтому отрабатывают свой положенный срок по соглашению (150-160 суток) и уезжают домой», – добавил Александр Вайнутис.
По его словам, в иностранных портах уже выстроена целая инфраструктура: люди обеспечивают транспортировку экипажей с многочисленными пересадками и сменой транспорта, оформление документов, предоставляют переводчика. «И все это оплачивается по агентским линиям, причем расценки никак не регламентируются: нам указывают определенную сумму, устраивает она нас или нет, но платить все равно приходится, потому что нам нужно работать».
По его словам, за рубежом много отечественных судов, которым просто не нужно в Россию. «Да, у них российский флаг, но базируются они в Пусане, в Даляне, потому что их это устраивает, фактической привязки по хозяйству к российскому берегу у них нет, а кто-то и вовсе работает по «серым» схемам. У нас же есть свой порт, свои причалы, свое обслуживание, и все происходящее нас крайне не устраивает. Преображенская база тралового флота строила это судно абсолютно легально, прозрачно, на собственные деньги, для своего предприятия – для развития.
Поэтому у нас есть большое желание вернуться в Россию! Здесь у нас сразу отпала бы масса проблем. Да и людям необходим отдых – непрерывно находиться в море, вдали от дома столь длительный срок очень непросто», – подчеркнул Александр Вайнутис.
Маргарита КРЮЧКОВА, РИА Fishnews.