Газета «Рыбак Камчатки»

Моряков защитила конвенция

Прошло больше месяца, как вступила в законную силу Сводная конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС). Новый договор будет регулировать условия работы в этой сфере, а также другие вопросы, связанные с трудовой деятельностью на судах.

О том, что заложено в конвенции, и как это скажется на работе рыбацких тред-юнионов, мы беседуем с председателем краевой организации Российского профессионального союза работников рыбного хозяйства И.С. КОВАЛЕНКО.

- Игорь Семенович, что лежит в основе конвенции?

- Это сводный, всеобъемлющий международный документ, принятый международной конференцией труда в 2006 году. Конвенцию можно назвать своеобразным «биллем о труде» – она объединяет и заменяет собой 37 существующих морских конвенций Международной организации труда и связанных с ними рекомендаций, принятых с 1920 года. Конвенция распространяется на весь гражданский флот, кроме военных кораблей и вспомогательных судов.

- Какие права теперь получают моряки?

- Конвенция устанавливает минимальные международные требования, касающиеся практически всего спектра социально-трудовых отношений, условий труда и проживания моряка на судне, начиная с уровня профессиональной подготовки и заканчивая пенсионным обеспечением. Здесь и минимальный возраст, и пригодность по состоянию здоровья, условия найма, оплата труда и ежегодного отпуска, продолжительность работы и отдыха, питания, медицинского обслуживания.

Оговорены и условия репатриации моряков. Бывают случаи, когда морякам, работающим на судах за границей и в портах, удаленных от портов приписки, необходимо вернуться на родину. Ведь мы помним, как в 90-е годы они попадали в заложники обстоятельств, находясь в иностранных водах или заграничных портах на ремонте или перестое. Экипажи и суда были брошены недобросовестными судовладельцами без зарплаты и снабжения. Профсоюзы помогали попавшим в беду по мере возможностей. Теперь впервые гарантом возвращения экипажей на родину становится государство.

Много моряков работает по международным договорам за границей на предприятиях, не зарегистрированных на территории родного государства. Когда наступает период пенсионного обеспечения, они получают минимальную пенсию, так как якобы не было отчислений в Пенсионный фонд и фонд социального страхования. Эти вопросы также решены конвенцией.

- А как защищены экипажи судов, работающих под «удобным» флагом?

- Профсоюзы принимали активное участие в борьбе с судами под «удобным» флагом. Ведь их экипажи трудились не всегда в хороших условиях, в любой момент могли остаться без зарплаты. Конвенция им гарантирует нормальные условия труда и заработок.

- Существование этих гарантий можно проверить?

- КТМС предусматривает эффективную систему обеспечения выполнения, защищающую права моряков и обеспечивающую соблюдение заложенных в конвенции норм по всему миру, независимо от того, где проходит рейс судна. Каждое государство должно не только убедиться, что суда под его флагом соответствуют требованиям по обеспечению «достойного труда», но и удостоверять это выдачей свидетельства о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларации о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве. Эти документы должны упрощать процедуру инспектирования судов, особенно инспекции государственного портового контроля.

Неподписание КТМС не освобождает государство от выполнения требований. Заходя в порт, суда такого государства все равно будут подвергаться сильному контролю. И если при проведении инспекции государственного портового контроля на борту будут обнаружены проблемы, возможно даже его задержание в порту другого государства. Любому владельцу будет выгодно, чтобы его суда соответствовали конвенции. Иначе задержание чревато финансовыми потерями для рыбопромышленных компаний.

- Как вступление в силу КТМС отразится на рыбацких профсоюзах?

- Мы ведем работу с судовладельцами по заключению коллективных договоров, где оговариваются условия труда и зарплата. Существует отдельная конвенция о коллективных договорах, которая теперь вошла как составная часть в КТМС. Все вопросы, связанные с защитой интересов моряков, которыми занимается профсоюз, вошли в КТМС – безопасность условий труда, аттестация рабочих мест, минимальная зарплата и забота о здоровье. Конвенция помогает более результативно работать по защите прав моряков. К тому же основные пункты документа, где закреплены минимальные гарантии для моряков, в большинстве случаев перекрываются законами России, имеющей национальное законодательство о труде.

- Одно дело различные конвенции и законы, другое – реальность. Как дело обстоит в действительности?

- Не буду кривить душой – как и раньше, есть добросовестные и недобросовестные судовладельцы. Существуют компании, работающие «по старинке». Но в прошлом году было заключено соглашение между камчатским профсоюзом работников рыбного хозяйства и союзом промышленников и предпринимателей Камчатки. В нем зафиксированы минимальные гарантии прав моряков в компаниях, которые не имеют ни профсоюзных организаций, ни коллективных договоров.

- Оно выполняется?

- Первый раз такое соглашение было подписано в 2007 году. Бывали случаи, когда адвокаты запрашивали его текст, чтобы выступать в защиту моряков на суде. Сейчас таких случаев не было, что очень радует. Значит, наши работодатели более цивилизованно ведут бизнес и соблюдают трудовое законодательство.

- С какими проблемами приходят в профсоюз моряки?

- Основной, как и прежде, остается проблема зарплаты. Несмотря на наши разъяснения по заключению трудовых договоров, до сих пор находятся работодатели, которые предлагают заключить формальный трудовой договор, в котором оговаривается только минимальная зарплата, а все остальное обещают только на словах. Когда наступает момент выплаты, работник получает только то, что записано в договоре. На протяжении двух последних лет подобные конфликты удавалось разрешить на уровне переговоров – я обращался к судовладельцам и разъяснял, что они нарушают законодательство.

- Сейчас некоторые предприятия переходят на контрактную систему трудовых отношений. С чем это связано, и какие проблемы возникают?

- Промысел имеет сезонный характер, и работодатель не хочет брать на себя дополнительную нагрузку по содержанию резерва плавсостава. Судовладельцы переходят на контрактную систему, чтобы набирать моряков на время рейса. Профсоюзы разъясняют, что невозможен «силовой» переход работника на контракт – это дело добровольное, и никто не может заставить его это сделать. Чтобы при этом не потерять права на оплачиваемый отпуск – нужно сначала взять отпуск, воспользоваться оплатой проезда, и только потом увольняться. Причем вся процедура увольнения проходит через профсоюзную организацию. Наша задача – чтобы человек, работающий по контракту, также был полностью защищен и имел социальные гарантии по трудовому законодательству и конвенции. Профсоюзы эту работу ведут постоянно.

- В последнее время многое говорится о повышении престижа профессии рыбака. Насколько удалось это сделать? Идет ли молодежь на рыбацкий флот?

- В деле подготовки кадров проблем нет – на Дальнем Востоке много учебных заведений, готовящих специалистов для флота. Зарплата оставляет желать лучшего: два года назад средний заработок моряка в крае стоял на 3-м месте, сейчас он опустился на 9-е – рыбаков обогнали строители, энергетики, даже работники бюджетной сферы. Мы рады за своих коллег, но получается, что те, кто наполняет бюджет, имеют меньше, чем получающие зарплату за счет него. К тому же условия работы в море сложные – длительная оторванность от берега, семьи. Это трудно переносят особенно молодые люди. Вот и идут они, отработав в лучшем случае несколько лет на флоте, в армию или полицию, в бюджетные организации.

Есть еще одна проблема, связанная с этим. Некоторые рыбопромышленники пошли по пути наименьшего сопротивления. Вместо того, чтобы увеличивать зарплату, стали привлекать к работе людей из других регионов и даже из-за границы. Они менее квалифицированны, но им можно платить небольшую зарплату, не заботиться о социальных гарантиях, легко расставаться с ними. Это приводит к потере престижности профессии рыбака, уменьшению производительности труда, потере качества продукции. Двухмесячных курсов, которые они проходят, мало, чтобы они стали настоящими моряками. К тому же возникают проблемы с дисциплиной на судах. Раньше люди, имевшие криминальное прошлое, в море попасть не могли. Теперь же берут всех, лишь бы закрыть рабочие места.

Из-за большой текучки кадров также падает численность членов профсоюзов, хотя люди понимают, что это единственная организация, которая реально защищает интересы работника. Между тем Камчатка имеет трудовые ресурсы, которые можно привлечь к работе на судах рыбопромыслового флота. Это подготовленные и квалифицированные моряки, заинтересованные в том, чтобы работать – ведь их семьи живут здесь и их надо достойно содержать.

Максим ТРУШ.

В соответствии с конвенцией моряк имеет право на следующее:

- безопасное и надежное рабочее место, которое соответствует нормам безопасности;

- справедливые условия занятости;

- достойные условия труда и жизни на борту судна;

- охрану здоровья, медицинское, социально-бытовое обслуживание и на другие формы социальной защиты.

газета "Рыбак Камчатки"