Растут аппетиты исконного населенияПроблема предоставления права вылова рыбы КМНС в последние годы крайне обострилась. Только на Камчатке они подали заявки на вылов более 200 тыс. тонн в 2014 г. Это примерно треть всего объема, добываемого в регионе. |
Наряду с ростом аппетита народов, проживающих на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющих традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, растет и сама численность этих народов. Такое обстоятельство не может не радовать. Если демографические дела пойдут так же, как, например, на Камчатке, то некоторые народы придется убирать из списка коренных малочисленных. Ведь по Федеральному закону от 30 апреля 1999 года № 82 к таковым относятся народы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Все дело в том, что в последние годы часть населения полуострова вдруг резко изменила национальность. По данным депутатов краевой думы, количество общин КМН выросло с 60 в 2007 году до 330 в 2009-м. Достаточно подачи заявления в суд с признанием себя, скажем, коряком или ительменом – и ваше желание будет удовлетворено. А по действующему законодательству представителям КМН должно быть предоставлено приоритетное право вылова.
На самом деле объем рыбы, который пожелали выловить привилегированные народы, они не в состоянии съесть ни традиционным образом, ни каким бы то ни было иным.
Предоставление преференций по национальному признаку породило масштабное экономическое явление, когда под видом традиционного рыболовства в геометрической прогрессии расширяется объем вылова, сокращаются квоты рыбохозяйственных организаций. Кроме того, возникает массовое браконьерское злоупотребление, подрывается легальный бизнес и в итоге нарушаются конституционные права подавляющего большинства населения. То есть под видом традиционного рыболовства расцветает коммерческое использование КМНСовских преимуществ.
На мой взгляд, необходимо четко регламентировать рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни, исконного питания и хозяйственной деятельности, коммерческого использования рыбы, причем вне зависимости от национальности. Как на Аляске: ты можешь ловить, сколько хочешь, чтобы есть, кормить свою семью, угощать гостей, соседей, кормить собак, но как только ты продашь хотя бы одну рыбину – тебя упекут в тюрьму. Для коммерции существует другой порядок, другой закон.
Александр Савельев, председатель общественного совета при Росрыболовстве.