Газета «Рыбак Камчатки»

Перспективы промысла горбуши на северо-востоке Камчатки

В ряде СМИ была озвучена точка зрения специалистов ТИНРО-центра на лососевую путину Северо-Восточной Камчатки 2013 года. Всех интересует вопрос: что же случилось с горбушей в Карагинской подзоне в прошлом году? Почему подходы были так немногочисленны? Чего в связи с этим следует ожидать в будущем?

С просьбой прокомментировать итоги и перспективы лососевого промысла на Восточной Камчатке мы обратились к Евгению Шевлякову, заместителю директора ФГУП «КамчатНИРО».

- Немного ликбеза: на восточном побережье параллельно воспроизводятся две не пересекающиеся между собой во времени и не скрещивающиеся линии горбуши: одна – доминирующая (нечетная), абсолютно преобладает по численности над параллельной ей малоурожайной (четной) линией. Время от времени в результате действия комплекса популяционных факторов, а также внешней среды, может происходить смена доминант, и прежде неурожайные линии начинают численно преобладать.

В целом с начала ХХ столетия и вплоть до 1977 г. вылов горбуши в редких случаях достигал 20–22 тыс. тонн. Впоследствии к 1989 г. максимальный вылов достигал уже 57,5 тыс. тонн. В 1990-х годах он трижды превышал отметку в 70 тыс. тонн. Последний 10-летний период освоения региона демонстрирует наибольшие подходы и, соответственно, уловы горбуши за всю историю ее освоения в регионе. С начала 2000-х вылов колебался от 42 до 182 тыс. тонн, к 2013-му снизился до 37 тыс. тонн.

Во все эти годы подходы обеспечивались различным числом родителей. Вплоть до недавнего времени пропуск производителей на нерест был производным вылова в той части, что повышенные (избыточные) пропуски были не следствием управления промыслом, а неспособностью освоить подходы из-за недостатка производственных мощностей. Поэтому в промысловый район накануне подходов урожайных поколений привлекалось большое количество судов-приемщиков, обеспечивающих мощную судовую переработку.

Сходная ситуация во многом сохраняется и сейчас, хотя уровень береговой переработки, не в пример предыдущему периоду, выше. Следствием подобной практики явился большой разброс в численности пропускаемых на нерест производителей, совершенно не востребованных в целях воспроизводства, поскольку они создают на нерестилищах избыточные концентрации. Во временном аспекте такие излишки слагают цифры средних пропусков. Дело в том, что горбуша, как и многие другие лососи, воспроизводится в реках, включая их придаточную систему. Емкость речных нерестилищ ограничена, в годы экстремально обильных пропусков вследствие высоких концентраций на нерестовых площадях у производителей может и происходить частичный или полный отказ от нереста, сопровождающийся высокой смертностью производителей с не выметанными половыми продуктами.

Этому явлению есть масса подтверждений. Самое известное касается западнокамчатской горбуши. В 1983 году из-за переполнения нерестилищ производителями рек западного побережья произошел массовый отказ от нереста. Следствием стала так называемая смена фаз, в результате которой доминирующая линия воспроизводства на Западной Камчатке в настоящее время – четная. Следствие менее экстремального проявления повышенного пропуска – использование для нереста мало- или совсем непригодных речных площадей. Поэтому вне зависимости от величины пропуска производителей карагинской горбуши на нерестилища возврат формируется от 10–15 млн производителей, осваивающих наиболее продуктивные нерестовые участки.

В целом, относительно невысокий возврат горбуши на Восточную Камчатку в 2013 г. был ожидаем. Несмотря на очень высокочисленный скат ее молоди из рек, обстановка в морском прибрежье в этот период была аномально суровой, что впоследствии и подтвердили результаты морского учета выжившей и откочевавшей от берегов горбуши. К сожалению, в отношении абсолютной численности траловая съемка в Беринговом море, проведенная осенью 2012 г. на НИС «Профессор Кагановский», по имевшимся на тот момент представлениям ясных результатов не дала. В ходе анализа сформировалось мнение, что часть молоди избежала учета и покинула район исследований. Хотя в отношении формирования урожайного поколения иллюзий ни у кого не было.

В результате подготовки материалов прогноза и дальнейшего согласования на ученых советах КамчатНИРО, ТИНРО-центра, ВНИРО и отраслевого совета при Росрыболовстве были приняты цифры возможного вылова горбуши на 2013 г. в объеме 66,5 тыс. тонн. Учитывая неопределенность в расчетах, вызванную неоднозначностью результатов съемки, решением комиссии по оперативному регулированию промысла анадромных рыб Камчатского края по рекомендациям КамчатНИРО к промыслу было распределено около 32 из 66,5 (!) тыс. тонн, т. е. всего половина, остальные объемы были вынесены в резерв. Добавляли из резерва точечно на юге подзоны, где подходы были удовлетворительны.

В итоге промысла из рекомендованных к освоению объемов горбуши выловлено немногим более половины (35 тыс. тонн). Основные подходы состоялись к рекам Карагинского залива одноименной подзоны. В процессе промысла в оперативном порядке вводились его ограничения. Последовательно закрывались рыбопромысловые участки, включая и участки морских ставных неводов в Олюторском, затем и в Карагинском заливах, обеспечившие в итоге пропуск свыше 10 млн производителей на нерест.

Достаточно ли этого для сохранения высокого возврата в будущем? Если исходить из классических представлений о динамике численности карагинской горбуши – да. Пропуск свыше 10 млн производителей не гарантирует увеличения возвратов потомства.

Был ли пресс промысла беспрецедентным и чрезмерным? Судя по динамике интенсивности промысла в линии урожайных лет – нет.

Теперь о перспективах. «Побиты» более чем столетние показатели, причем некоторые из них «бились» последовательно в течение ряда лет. При этом на фоне и максимально возможного, и эффективного заполнения нерестилищ, т. е. в данном компоненте реализовывался весь воспроизводительный потенциал. Выживаемость в море, в частности прибрежной его части, до недавних пор позволяла этот потенциал реализовывать в возвратах (циклы 2007/2009 и 2009/2011 гг.). Колоссальный скат молоди горбуши из рек Карагинской подзоны в 2012 г. дал возврат на уровне ниже среднего. Один из лучших за историю наблюдений скат горбуши из рек Западной Камчатки в 2013 г., судя по результатам траловой съемки и генетической дифференциации смешанных уловов, тоже не обеспечит успешной путины следующего года. Резервы экосистемы на данном этапе, по-видимому, исчерпаны, а пик уловов пройден.

Следующий ожидаемый этап – снижение показателей, и, конечно, прежде всего по горбуше, доминирующему по численности и в уловах виду.

Время от времени депрессивная линия воспроизводства у горбуши, как у западнокамчатских, так и у восточнокамчатских популяций обнаруживает стремление к наращиванию запасов. Продолжительность таких тенденций на фоне урожайных поколений – 2–3 цикла, после чего численность, как правило, снижается до обычного для депрессивных популяций уровня.

Так, в 2012 году в ряду депрессивной линии воспроизводства был осуществлен пропуск 14 млн особей, траловая съемка, проведенная в Беринговом море осенью, обнаружила количество молоди, способной обеспечить возврат на уровне до 40 млн особей. По большому счету, ситуация, складывающаяся вокруг восточнокамчатской горбуши, вполне может реализоваться в смену фаз доминирования. Причем у депрессивной (четной) линии есть все стартовые возможности занять доминирующее положение.

Мария ВАРКЕНТИН.