Конвенция позволит регулировать тихоокеанский промыселБез участия в международных конвенциях и комиссиях России почти невозможно активизировать промысел и увеличить вылов в открытых водах Тихого океана, обращает внимание заместитель гендиректора ТИНРО-Центра Алексей Байталюк. |
Присоединение России к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана – результат многолетней работы. Активное участие в разработке конвенции и научном обосновании позиции российской стороны принимали участие специалисты Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра.
«Основанием для создания новой организации и разработки конвенции стали требования, заложенные в нескольких резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН», - рассказал в интервью Fishnews заместитель генерального директора ТИНРО-Центра Алексей Байталюк. По словам специалиста, резолюции посвящены развитию устойчивого рыболовства и сохранению уникальных донных морских экосистем. При этом в течение нескольких лет призыв к государствам рассмотреть вопрос о введении временного запрета на пагубные виды промысловой практики трансформировался в незамедлительное принятие мер для обеспечения устойчивого управления ресурсами и защиты уязвимых морских экосистем. «Вплоть до прекращения выдачи рыболовным судам разрешений на донный промысел в районах, где не существует региональных рыбохозяйственных организаций», - заметил эксперт.
«Очевидно, что российские рыбаки имеют право на промысел в открытых водах Тихого океана. Есть соответствующие национальные документы, регламентирующие получение разрешения на добычу», - отметил заместитель гендиректора ТИНРО-Центра. По его словам, право на вылов основано на историческом принципе - промысел велся в районе советскими рыбаками и продолжается сейчас (правда, не таких масштабах). «Здесь проводились и проводятся научные рыбохозяйственные исследования. Собственно, как раз работы ученых ТИНРО и нашли отражение в результатах работы научной группы. На протяжении большого периода лет в этом районе проводились траловые съемки, хотя в последние годы они практически свернуты», - добавил Алексей Байталюк.
Он обратил внимание и на то, что Россия является страной, прибрежной по отношению к запасам пелагических объектов. «Сайра и кальмары - это трансграничные и трансзональные виды, мигрирующие из открытых вод в ИЭЗ России, где происходит их нагул, и в ИЭЗ Японии. Все остальные страны, пользователи ресурсов в открытых водах северной части Тихого океана - страны экспедиционного промысла», - подчеркнул специалист. По словам Алексея Байталюка, создание конвенции отвечает интересам прибрежных государств, так как дает возможность получать больше информации о рыболовстве других стран.
Замглавы ТИНРО-Центра заметил, что если бы Россия не присоединилась к конвенции, она бы не имела сведений о промысле в открытых водах и потеряла шансы влиять на принятие решений по управлению им. Также страна лишилась бы потенциальной возможности укрепления научных и экономических связей. «Негативные примеры последствий низкого интереса к таким организациям на этапе их формирования есть. В том числе и из-за этого Россия не является членом Комиссии по рыболовству в западной и центральной частях Тихого океана, сформированной в 2004 году. В сферу действия этой Комиссии входит управление промыслом тунцов в тех районах, где в 1980-1990-х годах дальневосточные рыбаки ежегодно добывали около 10 тыс. тонн. Сейчас за Россией здесь не закреплены доли квот вылова тунцов. Без участия в таких комиссиях почти невозможно решить задачу по активизации российского промысла и увеличению вылова в открытых водах Тихого океана, прописанную в программных документах развития отрасли до 2020 года», - резюмировал Алексей Байталюк.