Ия РЯБИШНИКОВА: "Я с гордостью поднимаюсь на капитанский мостик!"Любой мужчина на планете скажет, что женщины – прекрасный, но слабый пол. Сами представительницы лучшей половины человечества с удовольствием согласятся с этим утверждением, по крайней мере, с его первой частью. Но по поводу слабости – это уже вопрос спорный. Смотришь на фотографию нежной и хрупкой девушки и никак не можешь поверить, что это строгий начальник, в подчинении которого десятки людей, – второй помощник капитана крупной рыбодобывающей компании Ия Болеславовна Рябишникова. |
- Ия Болеславовна, что послужило причиной столь внезапной смены профессии, ведь не секрет, что труд в море не самый легкий? Как отнеслись близкие и друзья к вашему решению?
- Так сложились жизненные обстоятельства, что я была вынуждена пойти в море. Времена для меня настали трудные, нужно было сына поднимать, учить, денег не хватало… И вот однажды во Владивостоке я увидела камчатский БМРТ «Хотин», он стоял там в ремонте… Именно этот траулер и стал моим первым пароходом, моей путевкой в новую жизнь. В то время капитаном на нем был Борис Аркадьевич Сорокин, очень требовательный, строгий, но справедливый, настоящий пример для подражания!
До сих пор помню этот знаменательный для меня день – 1 января 2003 года, когда на БМРТ «Хотин» я прибыла на Камчатку. Новый год – новая жизнь. Поразило то, что встречали нас с оркестром, телевидение было, меня это так захватило! В один миг все решила поменять в своей жизни, тут же сдала документы в КамчатГТУ на кафедру судовождения.
Друзья и близкие к моему непростому решению отнеслись каждый по-разному, ведь сколько людей – столько и мнений. Друзья отнеслись с пониманием, они знают меня давно, знают, что я не отступлю и буду идти только вперед. Знают, что я привыкла свои дела доводить до конца, как бы тяжело ни было. Единственный человек, который всегда в меня верил и верит, – мой сын Константин. Он часто говорит, что знает меня лучше всех. Он в меня сразу поверил, поддержал и сейчас поддерживает во всем.
Конечно, были минуты слабости, я задавала себе вопрос, зачем мне это все нужно. Для чего? Порой хотелось все бросить, но потом становилось стыдно, как я ребенку в глаза буду смотреть, ведь я для него авторитет, он по мне равняется, я должна ему пример показывать, а не раскисать. У нас с сыном очень хорошие, дружеские отношения, я ему благодарна за поддержку, и я его очень люблю! Он, кстати, тоже учится на судоводителя. Учился на экономиста, а на последнем курсе вдруг передумал, забрал документы и вот уже пятый курс КамчатГТУ заканчивает по той же специальности, что и я! Всякий труд в море нелегкий, но я люблю и уважаю свою профессию и каждый раз, заступая на вахту, я с гордостью поднимаюсь на капитанский мостик.
- Как начинались ваши морские будни? Насколько ощутима была поддержка молодого специалиста со стороны более опытных коллег?
- Конечно, я не сразу стала вторым помощником, нужно было пройти нелегкий путь. Пока училась, в море ходила матросом-стюардом, матросом-дневальным, работала так же на родном БМРТ «Хотин». (Люблю этот пароход, он мне дал путевку в жизнь, и горжусь, что работаю в такой организации, как «Океанрыбфлот», здесь меня воспитали, поддержали и поверили в меня.) По окончании университета была направлена на транспортный рефрижератор «Меркурий» четвертым помощником. И так постепенно «доросла» до второго помощника.
Сегодня я хочу сказать огромное спасибо нашим руководителям: генеральному директору Евгению Аликовичу Новоселову, директору по эксплуатации флота и транспорта Галию Камиловичу Габдулину. Благодарю начальника службы безопасности мореплавания Сергея Анатольевича Кужилко, заместителя начальника по транспортному флоту Дмитрия Васильевича Краснова, заместителя начальника, главного штурмана Владимира Николаевича Щур. Именно они поверили в меня, дали возможность доказать, что нет ничего невозможного, нужны только желание и упорный труд!
Хорошо помню свой первый рейс. Сразу поняла, что учеба – это одно, а практика – совершенно другое. Бог мне посылает хороших людей, которые всегда поддержат, помогут. В первом рейсе я была четвертым помощником капитана на транспортном рефрижераторе «Меркурий». Старшим помощником там был Сергей Федорович Ковтюх – грамотный, справедливый руководитель, энергичный, интересный, понимающий человек. Он дал мне старт, вложил много сил, знаний и терпения. Конечно, и я старалась его не подвести. На «Меркурии» позже я стала третьим помощником, а Сергей Федорович впервые пошел капитаном.
Работала я с капитаном Сергеем Владимировичем Александровым – тоже было чему поучиться, в первую очередь спокойствию и выдержке. С ним работала на рефрижераторном судне «Анатолий Ларин», была третьим помощником, а теперь тружусь здесь вторым помощником. Здесь прекрасный, слаженный коллектив – от капитана до машинной команды.
- Как относится рыбацкий коллектив к единственной даме среди командиров? Насколько серьезно воспринимают? Бывают ситуации, когда суровые рыбаки не считают необходимым подчиняться приказам женщины?
- В моей практике не было такого, чтобы кто-то не выполнил указание; это работа, тем более в море, двойная ответственность, и это все прекрасно понимают. Все зависит от того, как себя поставишь изначально. Скажу честно, на людей мне везет! Отношения в коллективе всегда очень хорошие и по-домашнему теплые. Всегда что-то подскажут, что-то посоветуют. Так что мне комфортно работать. В руководящей должности для меня ничего сложного нет. Пусть мужчины не обижаются, но женщины более ответственны и выносливы. Они по-другому относятся к работе. Тут главное – правильно все организовать. Море тоже не пугает, я привыкла к этой суете и уже не представляю другой жизни. Не люблю постоянно сидеть на месте, мне нравятся перемены, движение, чтобы все вертелось и крутилось. Так что эта работа – для меня.
- Какие черты характера отличают женщину-командира? Вряд ли можно вас назвать мягкой и покорной; вероятно, для такой работы требуются строгость, воля, умение настоять на своем… Что вы можете сказать о себе, какая вы?
- Постараюсь объективно: по своему характеру я добрый, отзывчивый и веселый человек, всегда готова прийти на помощь. В то же время я достаточно строгая и требовательная, можно даже сказать, настойчивая. Без этого никак нельзя, тем более в море. Люблю, чтобы порядок был во всем, так как все начинается с мелочей.
- Чем предпочитаете заниматься в свободное время?
- В основном моя жизнь проходит в море. На пароходе в свободное время занимаюсь спортом, держу себя в тонусе, веду здоровый образ жизни, много читаю, постоянно повышаю уровень профессиональных знаний, изучаю английский язык. Когда ухожу в отпуск – люблю проводить время со своими близкими людьми. Это, к сожалению, бывает редко, ведь в моей семье все моряки. Еще люблю кататься на коньках, танцевать, ходить в театр, выезжать на природу. А когда я дома, то, как и все обычные женщины, занимаюсь хозяйством, убираю, стираю, готовлю, хожу в магазины…
- Спасибо за содержательную беседу. Позвольте вас поздравить с весенним праздником – 8 Марта!
- Спасибо и вам. От себя тоже поздравляю всех женщин с нашим прекрасным праздником и желаю, чтобы вас всегда окружали настоящие мужчины. Ну а мне пора на вахту…