Газета «Рыбак Камчатки»

Первая "ласточка" - затонувшее судно

В Петропавловске поднято судно, затонувшее у пирса ТЭЦ-1 более 10 лет назад. От краевого парламента проект курировали вице-спикеры Роман Гранатов и Константин Маклов.

27 апреля на территории ТЭЦ-1 состоялась рабочая встреча, посвященная окончанию работ по подъему затонувшего судна, а также планам по очистке Авачинской бухты. Участие приняли зампредседателя заксобрания Константин Маклов, министр природных ресурсов Василий Прийдун, директор ТЭЦ-1 Дмитрий Корепин. Присутствовал Артем Светличный – руководитель ООО «Паланская промышленно-транспортная компания», которое осуществляло подъем.

Руководитель фирмы рассказал участникам встречи, что на поверхность поднята затонувшая плавмастерская ПМ-25 водоизмещением 2 100 тонн. Сама операция заняла 8 месяцев. Судно лежало с креном 90 градусов на глубине 8 метров где-то в 80 метрах от причальной стенки. Для его подъема впервые на Дальнем Востоке была применена технология, когда непосредственно под водой были проделаны работы по закрытию пробоины и герметизации. После откачки воды плавмастерская была поднята на поверхность. Сейчас она на плаву и готова к буксировке к месту утилизации.

Ранее погибшие суда поднять на воду не удавалось – либо срезали металлические конструкции, находящиеся выше линии воды, либо тащили на берег по дну.

Светличный поблагодарил за содействие «Камчатскэнерго», вице-спикеров краевого парламента Романа Гранатова и Константина Маклова, которые курировали проект на всем его протяжении в связи с высокой экологической значимостью. Он отметил, что благодаря всесторонней поддержке удалось сформировать предприятие, способное эффективно выполнять самые сложные задачи по очистке акватории.

- На сегодняшний день наша компания полностью оснащена всеми средствами судоподъема, в том числе понтонным парком, до 1 000 тонн в год мы можем поднимать. Есть специалисты, коллектив сработанный, и мы готовы осуществить любые мероприятия в Авачинской бухте по подъему судов, – сказал руководитель компании.

Директор ТЭЦ-1 Дмитрий Корепин сообщил, что ПМ-25 находилась у причальной стенки станции уже более 10 лет. В начале 2000-х судовладелец планировал продать его на металлолом за границу. В ожидании перегона плавмастерскую ошвартовали у причала ТЭЦ-1, но в один из штормов судно затонуло и затем было брошено владельцем. В результате в адрес «Камчатскэнерго», как владельца акватории, начали регулярно поступать предписания надзорных органов с требованием ликвидировать экологический ущерб. Энергетики неоднократно привлекали предприятия, специализирующиеся на извлечении металлолома из водоемов, однако многолетние попытки вытащить ПМ-25 на берег оказывались безрезультатными. Только Паланской промышленно-транспортной компании это оказалось по силам. Теперь, по словам Дмитрия Корепина, энергетики наконец-то смогут приступить к ремонту причала.

Константин Маклов отметил, что операция по подъему ПМ-25 была крайне сложной.

- Это судно пытались поднять уже много раз, оно лежало с креном на правый борт в 90 градусов. Уже казалось, что поднять его практически невозможно, но ребята справились. Они провели подготовительные работы под водой, сделали герметизацию, облегчили. Даже после того, как судно оказалось на поверхности, оно еще имеет крен 25–30 градусов. Это достаточно опасная составляющая для плавучести, поэтому еще нужно приводить судно в безопасное состояние. Так сказать, процесс идет. Уникальность заключается в том, что в таком состоянии в принципе судно смогли поднять, не нарушая основных правил судоподъема, – сказал Маклов.

Зампред отметил, что проблемой экологии Авачинской бухты камчатские парламентарии всерьез занимаются с первых дней работы заксобрания второго созыва.

- Этой теме было посвящено заседание ассоциации законодателей Дальнего Востока, которое мы провели на Камчатке в сентябре 2012 года. Мы очень рады, что все наши предложения по ликвидации накопленного экологического ущерба вошли в федеральную программу на 2014–2025 годы. На эти мероприятия мы получим свыше 1,5 миллиарда из федерального бюджета, еще около 500 миллионов планируется выделить из краевой казны. Сейчас благодаря опыту Паланской промышленно-транспортной компании мы можем примерно понимать, сколько требуется временных, финансовых, человеческих ресурсов, которые необходимы для подъема судов. Мы можем рассчитать, сколько будет необходимо времени и средств, для того чтобы завершить очистку Авачинской бухты. К тому же все это необходимо будет делать безопасно, чтобы не нанести ущерб экологии. Поэтому все должно проходить под контролем народных избранников и общественности.

Министр природных ресурсов края Василий Прийдун сообщил, что федеральная программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014–2025 годы» прошла все стадии согласования в правительстве страны и ожидает подписания президентом.

- Мы вошли в эту программу и уже начинаем с этого года работать. В текущем году будет разработан проект по подъему затонувших судов и изъятию иловых, нефтяных отложений в районе ТЭЦ-1, где разгружаются танкеры. Проект будет защищаться в следующем году в Москве, пройдет экологическую экспертизу, и с 2016 года мы начнем уже непосредственно подъем судов и другого металлолома, который находится в бухте. Естественно, компании, которые займутся подъемом, будут определены на аукционе. Чтобы уложиться в отведенные программой сроки, мы полагаем, что это будут минимум 3–4 компании. Благодаря сегодняшнему примеру мы видим, что у нас в крае работают профессиональные, подготовленные предприятия, оснащенные специализированным оборудованием, располагающие специалистами. Поэтому я думаю, что программу мы осилим своими, камчатскими силами. Тем более что еще есть время до начала активной стадии, чтобы компаниям подготовится еще лучше, привлечь больше специалистов, которые имеют необходимые знания, силы и опыт, – сказал министр.

По словам Василия Прийдуна, сейчас в Авачинской бухте, по предварительным расчетам, затоплено порядка 270 тысяч тонн металла, или 74 судна.

- Мы приложим все усилия, чтобы выполнить программу очистки бухты, сделать ее более чистой и доступной для судоходства. Кроме того, многие суда затонули с нефтяными запасами. Таким образом, поднимая их, мы еще и сохраняем бухту от разливов нефтепродуктов, – сказал Прийдун.

Екатерина КОЛЧ.