Газета «Рыбак Камчатки»

Названы их именами

(Продолжение. Начало в №№ 14–17.)

1990

ПМТП для работы в Авачинской губе получил второй в стране 2-трюмный теплоход-площадку МТП-2 грузоподъемностью 360 т. Теплоход проекта 16900 был построен в декабре 1989 г. на Архангельской судоверфи. Назван «Анатолий Крашенинников» в память о заслуженном ветеране порта, почетном работнике морского флота, ветеране Великой Отечественной войны. Судно длиной 45,5, шириной 8,8, осадкой 2,5 м имело водоизмещение 748 т и кран грузоподъемностью 3,2 т. 2 главных двигателя мощностью по 220 кВт обеспечивали ему скорость хода 9,5 узла.

Анатолий Михайлович Крашенинников родился в 1924 г. В ПМТП проработал 30 лет, стал одним из первых бригадиров-докеров, удостоенных звания «Ударник коммунистического труда». В разные годы был инициатором социалистических соревнований под лозунгами: «Девятую пятилетку – за четыре с половиной года», «За образцовую бригаду», «За лучшую школу коммунистического труда». В 1963 г. его бригада коммунистического труда на выгрузке пакетов из мешков с мукой с парохода «Кулу» достигла рекордной производительности труда, перевалив за смену 316 т, перевыполнив норму в 2,5 раза.

Избирался председателем совета бригадиров порта. Трижды признавался лучшим бригадиром портовых рабочих КМП. Заслужил 70 поощрений, трижды отмечался знаками «Победитель социалистического соревнования». Награжден орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями. Скончался 7 сентября 1983 г.

1992

На Камчатку пришел траулер «Капитан Кузнецов». Раньше он назывался «Приволжский» и работал на Каспии. Судно типа «Моряна» проекта 12911 было построено в июне 1984 г. в Литве на клайпедском заводе «Балтия». Оно имело длину 84, ширину 13, осадку 4 м, водоизмещение 2 738 т. Главный двигатель мощностью 850 кВт обеспечивал ход 11,3 узла. Запасы топлива обеспечивали пребывание в море до 30-ти суток. Траулер, принадлежавший ООО «Рыбколхоз "Октябрь"», получил имя в честь одного из старейших камчатских промысловиков, Героя Социалистического Труда (звание присвоено 2 марта 1957 г.).

Александр Андреевич Кузнецов, капитан дальнего плавания. Родился в 1912 г. в Астраханской губернии. Работать начал подростком на астраханских рыбных промыслах, с 1930 г. трудился в рыболовецком колхозе. После службы в Красной Армии в 1938 г. прибыл на Камчатку, поступил матросом в Морлов АКО. Был поваром, неводчиком, тралмастером, боцманом. Основательно постиг рыбацкое дело, целеустремленно вырабатывал в себе качества мастера рыбного промысла. После окончания курсов штурманов малого плавания работал штурманом на промысловых судах. С 1953 г. капитан СРТ.

Возглавляемые им экипажи из года в год добивались замечательных результатов. В 1956 г. СРТ «Север» установил рекорд СССР, добыв 27 600 ц рыбы. Член КПСС с 1958 г. До ухода на пенсию в 1968 г. работал преимущественно на промысловых судах, отдавал много сил воспитанию молодых рыбаков, занимался выполнением депутатских обязанностей. Скончался в октябре 1977 г. в Астрахани.

1993

Имя «Механик Носков» присвоено СРТМ-К, построенному на Киевском судостроительном заводе для камчатского «Рыбхолодфлота». Так отметили память Виктора Тимофеевича Носкова, начальника механико-судовой службы Камчатрыбфлота (КРФ), в 1977 г. преобразованного в петропавловскую базу «Рыбхолодфлот». Затем судно перешло в компанию «Посейдон» и работало у берегов Новой Зеландии, потом его видели в корейском Пусане, но уже под именем «Одесо» и с флагом экзотического государства Бему.

Виктор Носков родился в 1924 г. Участник Великой Отечественной войны, был командиром Т-34. В 1948 г. поступил в Херсонский морской техникум, после его окончания прибыл на Камчатку, работал механиком и старшим механиком на судах КРФ и УТФ. В 1956 г. назначен флагманским механиком-наставником, затем – групповым инженером-механиком, а в 1967 г. – начальником механико-судовой службы КРФ.

Начинал освоение первых производственных судов БРХФ – рефрижераторов, плавбаз. Вырастил плеяду старших механиков и механиков-наставников. Последние годы перед выходом на пенсию работал рядовым сотрудником, но, как и прежде, знал каждого механика, делился опытом, помогал советом, участием, поддержкой. Награжден орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и «Ветеран труда».

«И молодые, и уже опытные механики – все они знали Носкова. И когда несколько лет назад появилась идея назвать судно его именем, она всем пришлась по душе. Не просто потому, что Носков – наш камчатский рыбак, хотя и это тоже. Но и потому, что Виктор Тимофеевич был человеком очень редкого склада – умеющего видеть и уважать в каждом человеке личность» (журналист Е.А. Федорченко). Скончался 16 мая 1986 г.

В 1993 г. в Германии был построен большой транспортный рефрижератор грузоподъемностью почти 10 000 тонн, названный «Капитаном Волчковичем». Заказчик – владивостокский «Востокрыбхолодфлот» – не смог расплатиться с верфью. Экипаж, отправившийся в неметчину принимать рефрижератор, вернулся ни с чем. Судно попало вначале в Новороссийск, а затем меняло «прописку» еще несколько раз: в 1996 г. оно называлось «Olimpus», в 1998-м – «Anapa», в 2009-м – «Tira», в 2010 г. – «Taganrogskiy zaliv».

Федор Иосифович Волчкович, заслуженный работник рыбного хозяйства РСФСР, капитан дальнего плавания, один из известнейших дальневосточных моряков. Родился 11 августа 1900 г. в приморском Уссурийске-Никольском в семье железнодорожника. В первое плавание отправился в 15-летнем возрасте юнгой парохода «Витим». В 1919-м окончил Александровское мореходное училище во Владивостоке. Во время гражданского противостояния в 1922 г. на пароходе «Георгий» задержан белыми в китайском порту. Команда отбила судно и ушла на нем во Владивосток. В 1927 г., будучи третьим помощником капитана, попал в китайский плен на пароходе «Память Ленина», пребывал в Цзинаньской тюрьме. Советское правительство выкупило моряков в январе 1928 г., заплатив за их жизни золотом.

С 1930 г. возглавлял экипажи судов Наркомморфлота «Монгол», «Красин». В 1935–1938 гг. – аварийный инспектор флота управления АКО, затем капитан судов АКОфлота. Командовал пароходами «Чавыча», «Якут», танкером «Максим Горький». 2 апреля 1939 г. награжден весьма редким в то время орденом Трудового Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны обеспечивал союзнические воинские поставки. С 1954-го – капитан Владивостокского морского рыбного порта. Преподавал в школе подготовки командных кадров. С 1967 г. на пенсии. Скончался в 1987 г.

Сергей ГАВРИЛОВ

(Продолжение следует.)

газета "Рыбак Камчатки"