Газета «Рыбак Камчатки»

Названы их именами

(Продолжение. Начало в №№ 14–18.)

1994

На теперь «незалежной» Украине, точнее теперь следовало бы «политкорректно» писать «в Украине», для Рыбхолодфлота построен еще один СРТМ, предназначенный для ярусного лова – «Капитан Башкирцев».

Известие, что на Камчатку вскоре придет судно, названное в честь заслуженного капитана дальнего плавания, ветерана рыбацкого транспортного флота, старые моряки встретили с удовлетворением. Один из них, капитан дальнего плавания Тимофей Михайлович Кривоногов, тогда пенсионер, вспоминал о знакомстве с судоводителем, перегонявшим СРТМ из новостроя на Камчатку.

«Молодой капитан на мой вопрос, кто такой Башкирцев, простодушно ответил, что не знает. Работать, мол, с ним не приходилось… Я рассказал ему все, что знал об Александре Осиповиче и посоветовал завязать переписку с его семьей во Владивостоке. Ну и, конечно же, установить портрет в кают-компании… От лица старых работников Рыбхолодфлота я благодарю тех, кто предложил дать имя капитана Башкирцева и механика Носкова новым судам. Пусть это будет доброй традицией. А экипажам хочу пожелать успешного плавания, шести футов под килем!»

Кстати, Тимофей Михайлович – автор первых на Камчатке морских мемуаров. Его книга «Кают-компания. Рассказы старого моряка» вышла в 2010 г.

В мае 1997 г. тот же Т.М. Кривоногов писал в газету «Рыбак Камчатки» (№ 19) о произошедшей вопиющей несправедливости: «Встречаю недавно ветерана флота В. Попова. Он мне поведал удручающую весть. Недавно уничтожал девиацию на судне. Когда взял старую таблицу девиации, то с удивлением увидел, что это судно называлось ранее "Капитан Башкирцев". Судно принадлежит ОАО "Гольфстрим" и базируется в нашем порту. Там должны знать хоть немного историю нашего флота. Подошел капитан Б. Чанцев. Его знают как ветерана флота, капитан-директора плавзавода "Рыбак Камчатки". Поведали ему эту грустную историю. Старый моряк сказал с горечью: "Мне тем более стыдно, ведь я начинал штурманскую работу у Александра Осиповича в должности третьего помощника. Более душевных и отзывчивых людей, чем он, я не встречал за свою долгую флотскую жизнь".

Подошло еще несколько ветеранов флота. Все они были возмущены. Решили написать в нашу газету. Кто-то подал мысль узнать фамилии руководителей "Гольфстрима". Но тут прозвучал спокойный голос одного из уважаемых собеседников: "Зачем еще пачкать страницы нашей газеты фамилиями этих охламонов?" И мы с ним согласились. Хватит и того, что наплевали в душу рыбаков».

Редакция газеты связалась с фирмой. Оказалось, что ее руководители знают историю судна, но, по их словам, «рыбалка на судне не была для БРХФ удачной, несмотря на заграничное переоборудование. Потому и поменяли, с сожалением, название – мол, есть такая традиция у рыбаков…» Что тут сказать? Разве что новые времена рождают новые традиции, или по-другому: каковы нравы, таковы и обычаи.

Александр Башкирцев родился 16 октября 1915 г. Окончил начальную школу. С 1936 г. в АКОфлоте – матрос, боцман парохода «Орочон». В 1945-м на пароходе «Щорс» принимал участие в Курильской десантной операции. В 1950 г. окончил курсы судоводителей. Работал младшим штурманом, старшим помощником капитана, с 1961 по 1976 гг. – капитаном танкера «Баргузин», пароходов «Петр Соловьев», «Пятрас Цвирка». Последнее судно перегонял на Камчатку с Балтики. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Занесен в Книгу почета УТРФ. Скончался 5 июня 1980 г. во Владивостоке. Из записи в штурманской тетради УТРФ: «Приказал всем морякам долго и безаварийно плавать».

1995

В апреле к выходу в Охотское море в первый промысловый рейс готовился краболов «Капитан Басов». Это было уже не новое судно. Купленное в США, оно успело хорошо поработать там под именем «Беринг-эмпайер». Судно водоизмещением 1 270 т, длиной 50,3, шириной 11,6 и осадкой 3,2 м было построено в 1981 г. в США. Два главных двигателя типа «Кейтерпиллер» мощностью по 828 кВт придавали ему скорость хода 10,5 узла. Судно принадлежало холдингу «Морская политика». Свое имя оно получило в честь прославленного тралфлотовского промысловика капитана дальнего плавания Евгения Ивановича Басова, скончавшегося четыре года назад, а теперь вновь вступившего в славные рыбацкие ряды.

Евгений Басов родился в 1939 г. Детство провел в Брянске. О море мечтал с малых лет. В 1955-м приехал к дяде в Петропавловск, мечтал поступить в «мореходку», но не получилось. С октября 1955 г. – кочегар 2-го класса морского буксира «Прилив» треста «Камчатрыбстрой», спустя два года стал на этом судне боцманом. С 1957 г. – матрос на судах УТРФ. Окончил курсы штурманов малого плавания, затем вечернюю среднюю школу, поступил на заочное отделение Петропавловского мореходного училища. С 1967 г. – капитан СРТ «Кит». Возглавляемый им экипаж нередко устанавливал рекорды по выловам в своем классе судов. Так, план 1976 г. он выполнил уже в конце апреля этого года, первым в Камчатской области. В 1982-м командовал сейнером-траулером «Сарган». Отличался высоким трудолюбием, скромностью, чутким отношением к товарищам по работе, пониманием задач, поставленных перед экипажем. За долголетний добросовестный труд и высокие производственные показатели по добыче рыбы награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Делегат XVII съезда профсоюзов СССР. Скончался 9 сентября 1991 г.

В конце августа в Петропавловск пришло новое судно, приобретенное ЗАО «Камчатимпэкс» у Архангельской базы тралового флота. Ранее оно называлось «Помором». А теперь построенный в

1993 г. в Германии РТМК-С – рыболовный траулер морозильно-консервный (супертраулер) типа «Моонзунд», проект «Атлантик-488» – получил имя знаменитого камчатского «рыбацкого адмирала» Василия Никифоровича Каленова.

Громадный траулер перегонял экипаж, возглавляемый капитаном В.А. Мармызиным. Во время торжественной встречи судна генеральный директор «Камчатимпэкса» М.И. Малашенко сказал, что для приобретения судна сложились подходящие условия. Оно может выпускать мороженую продукцию и консервы, будет работать на внутренний рынок и на экспорт. Затраты должны себя окупить, но это будет зависеть от результативности работы экипажа и положения дел на рынке. На встрече присутствовали сыновья Василия Каленова – Виктор Васильевич, главный инженер городского пищекомбината, и Владимир Васильевич, ведущий инженер-конструктор Владимирского тракторного завода. Были родственники членов экипажа.

«Василий Каленов» оказался самым большим траулером не только на нашем полуострове, но и на всем Дальнем Востоке. Его экипаж из 82-х человек готовился к сельдевой экспедиции в Беринговом и Охотском морях. Учиться было чему: иначе сделан завод, применена другая промысловая схема, не такая, как на привычных камчатцам судах. Производственные процессы и механизмы управлялись процессорами. Возникли определенные сложности в их освоении, но и опыта морякам было не занимать. «Я думаю, – говорил капитан Виктор Андреевич Мармызин, – мы должны справиться. Вообще, это хорошо, что мы вспоминаем морские традиции, когда именами заслуженных людей называются суда. Это ко многому обязывает экипаж…» В свой первый рейс на Камчатке «Василий Каленов» отправился в сентябре 1995 г.

Сергей ГАВРИЛОВ

(Продолжение следует.)

Газета "Рыбак Камчатки"