Колхоз - дело добровольноеРыболовецкому колхозу им. В.И. Ленина – 85 лет. |
История жизни многих поколений
За свои 85 лет рыболовецкий орденоносный колхоз им. В.И. Ленина прошел сложный исторический путь развития – от простого рыбодобывающего товарищества до крупнейшего рыболовецкого предприятия не только Камчатки, но и всей России.
Уже в 1929 году кооперативные товарищества стали переходить на устав рыболовецкой артели. Их организация в этом же году и считается началом образования колхоза. Пройденный им путь за 85 лет определяется 3-мя этапами: 1929–1960 гг. – рыболовецкие артели, 1960–1991 гг. – образование и развитие колхоза им. В.И. Ленина, с 1991 г. – работа в условиях рынка.
На первом этапе ведущую роль в образовании колхозов имели рыболовецкие артели. В них тесно сочетались как индивидуальная, так и коллективная заинтересованность в результатах роста добычи рыбы, увеличении доходов, росте общественных фондов и повышении материальной заинтересованности.
Непрерывно шел процесс слияния небольших, экономически слабых артелей в более крупные. К концу 1959 года в результате слияния мелких колхозов на берегу Авачинской бухты вокруг села Сероглазка их осталось три – им. С.М. Кирова, им. Сергея Лазо и «Амурский партизан», которые в апреле 1960-го объединились в рыбколхоз.
Первым его председателем был избран М.К. Старицын – главный инициатор объединения. На начальном этапе работы – в 1960 году – хозяйство имело 20 единиц малого флота с общим годовым выловом 27 366 тонн рыбы. Добыча ее велась исключительно в прибрежных водах. Для дальнейшего наращивания производственной мощности колхоз стал приобретать более современный флот, который позволил вести активный океанический промысел и увеличивать уловы. Это наглядно видно по годам: 1960-й – 27 366 тонн, 1965-й – 41 350, 1970-й – 91 135, 1980-й – 134 955, 1985-й – 177 444, 1990-й – 155 962 тонны.
Рыбаками колхоза устанавливались и союзные, и мировые рекорды выловов разными типами промысловых судов. В 1980 году экипаж БМРТ «Технолог» под руководством знаменитого колхозного капитана А.А. Пономарева выловил 26 937 тонн рыбы, установив мировой рекорд, не побитый до сего дня. По итогам работы в 10-й пятилетке в 1981 году колхоз был награжден орденом Дружбы народов. Это был многонациональный коллектив – в нем трудились люди более 40 народностей.
За добросовестный труд многие колхозники были награждены высокими наградами, из которых следует отметить трех Героев Социалистического Труда – И.И. Малякина, Б.Г. Муковникова, С.Г. Белоусова. В последующем их именами были названы рыбопромысловые суда.
Рыбацкий труд связан с морем и постоянным риском для жизни. Так, 8 октября 1970 года в Охотском море трагически погиб экипаж РС-300 «Хариус». В память о них и всех рыбаках, погибших в рейсах, в колхозе установлена стела, куда люди постоянно несут цветы.
Здесь активно велось строительство цехов, жилых домов, объектов культуры, школ. Построен пирс, обновлялось производственное оборудование, повышался материальный уровень жизни работников. К середине 80-х годов предприятие добилось высоких показателей по добыче рыбы. Удельный ее вес в общем вылове Камчатки составил 30%, от общего вылова дальневосточными колхозами – 12%, от общего вылова всеми колхозами страны – 6%.
С 1960 по 1991 гг. хозяйство возглавляли М.К. Старицын, С.И. Новоселов (1971–1981 гг.), В.В. Сватковский (1981–1991 гг.).
Так вышло, что каждому из них пришлось быть в должности по 10 лет.
К концу 80-х годов процессы в экономике страны пошли на спад, что стало отражаться и на рыбной отрасли, в т. ч. на колхозе. К началу 90-х он имел на 70% изношенный промысловый флот, шло уменьшение уловов, все больше возрастала зависимость его экономики от продажной стоимости рыбы-сырца. В стране назревал процесс перехода на рыночные отношения. Хозяйство всегда работало в условиях рынка и на полном самофинансировании, но новые рыночные отношения в корне отличались от старых.
В мае 1991 года колхозники избрали меня своим председателем. К этому времени я практически 20 лет возглавлял здесь экономический отдел и хорошо понимал, что нас ждет в новых экономических отношениях. Наши надежды на какое-то улучшение в этом плане не оправдались.
С 1 января 1992 года были отпущены закупочные цены на рыбу-сырец, а еще – на материально-техническое снабжение: экономика страны перешла на рыночные отношения. Указом Бориса Ельцина колхозы должны были ликвидироваться, чтобы и не пахло общественной формой собственности. Впоследствии, когда при выполнении указа многие колхозы развалились, стало понятно – допущена ошибка. Указ отменили, но было уже поздно.
В отношении смены собственности у нас развернулись настоящие баталии. Одни были за ее сохранение. Другие настаивали на ликвидации колхоза, смене собственности, деление ее на «доли-паи». Еще хотели сменить имя предприятия: считали, что с именем Ленина нас в капитализм не примут. Моя позиция была тверда и однозначна – остаться рыболовецким колхозом с именем Ленина: его давали не мы, а старшее поколение; сохранить прежнюю форму собственности, т. к. я прекрасно понимал, что другое будет означать гибель для нас.
В мае 1992 года прошло собрание. Его можно считать судьбоносным, а принятое решение дало второе рождение колхозу им. В.И. Ленина. Большинством голосов мы приняли решение: остаться колхозом, разделить 25% общественной собственности на паи, остальную часть направить в неделимый фонд. После этого на меня пошли жалобы, в т. ч. в городскую прокуратуру: мол, препятствую выполнению указа президента. Но… все было законно, никто не мог отменить то, что утвердило общее собрание уполномоченных.
Именно сохранение общественной формы собственности (75%) сделало колхоз монолитом и стало главным фактором его сохранения. Время это доказало. При отсутствии свободных и достаточных средств, да еще в период спада производства допустить полный раздел колхозной собственности на паи было равносильно самоубийству. Мы этого не допустили. Растащить хозяйство по частям невозможно, если сами, своими руками этого не сделаем. В дальнейшем еще не раз делались попытки развалить колхоз, оставить людей без работы. Сами колхозники не позволили этого сделать – еще достаточно оставалось преданных предприятию людей, ветеранов, чьим трудом оно создавалось.
В трудные для нас дни в начале 90-х некоторые работники в поисках лучшей жизни стали забирать свои долевые паи и уходить. Затем, когда хозяйство окрепло, они просились принять их обратно, не найдя себя и лучшей жизни за его воротами.
Несмотря на все сложности начала 90-х, колхоз продолжал бороться за свое сохранение и дальнейшее развитие. Пришлось выживать только за счет собственных средств (кредиты давались под 220–240%). Физически изношенный флот, устаревшее оборудование цехов и участков, перестройка экономики – все это потребовало направить большую часть доходов на решение данных проблем при сокращении расходов на социальные вопросы.
(Позже государство дало ряд льгот колхозам, что позволило нам более успешно развиваться, еще раз подтвердило правильность нашего решения остаться колхозом и сохранить общественную собственность. Об этом говорит следующий факт: из 11-ти рыболовецких колхозов Камчатки остались только 2 – им. В.И. Ленина и «Красный труженик».)
На смену изношенным БМРТ колхоз в 1993 году приобрел БАТМ «Сероглазка», затем еще два подобных судна, но они уже были в эксплуатации – это позволило сохранить объем морской рыбопереработки и поддержать финансовое положение. Увеличили собственную переработку рыбы с 19% в 1991 году до 97%, а в 2007-м – практически весь вылов позволил дальнейший перевод флота на выпуск готовой продукции, строительство береговой рыбоперерабатывающей фабрики. Росту показателей способствовала реконструкция цеха обработки рыбы в пос. Авача, строительство холодильника. В этом вопросе колхоз полностью отказался от услуг посредников. В решении проблемы самое деятельное участие принял руководитель производственной службы М.П. Салин.
Улучшение финансового положения удалось достичь за счет крабового промысла. В 1990 году колхоз имел 500-тонный лимит на вылов краба, а через 4 года, имея 6 краболовов, добился вылова 2 400 тонн. В укрепление экономики предприятия большой вклад внесли капитаны А.А. Пономарев, В.П. Губанов, В.А. Омелечко, А.В. Резников, С.Д. Кошель, Ю.Я. Безверхов. Важную роль сыграли здесь главные инженеры Л.П. Егоров, Б.М. Рогозный, начальники цехов В.В. Леонов, А.А. Корощенко, А.Х. Аджигитов.
Большой урон рыбной отрасли нанесли рыбные аукционы – они создали резкий спад сырьевых ресурсов у предприятий и массовое их браконьерство. Тогда колхоз для обеспечения минимальной загрузки флота был вынужден ежегодно покупать до 20 000 тонн рыбы. Росли цены на ГСМ, судоремонт, снабжение и др. В эти годы, как видим, динамика колхозного производства характеризовалась и подъемами, и спадами. К 2009-му ситуация изменилась к лучшему. Промысел начался хорошо подготовленным флотом, на 20 000 тонн увеличился лимит на вылов, срок – 10 лет, значительно улучшилось финансовое положение.
Помощь и поддержку колхозу оказывали губернатор области В.А. Бирюков, спикер заксобрания покойный ныне Н.Я. Токманцев, А.Г. Князев в период его работы в управлении юстиции. Помогали также председатель союза рыболовецких колхозов Б.Л. Блажко и руководитель Росрыболовства Е.И. Наздратенко.
В марте я покинул пост председателя колхоза им. В.И. Ленина, в котором отработал, с перерывом 1,5 года, с 1991 года, оставив предприятие в целости и сохранности, сохранил для людей рабочие места, возможность трудиться и зарабатывать деньги.
Камчатка – моя родина, всю свою трудовую жизнь я честно отдал региональной рыболовецкой колхозной системе, в основном колхозу им. В.И. Ленина, где проработал 37 лет. Поздравляю его ветеранов и весь коллектив с 85-летием, желаю вам успехов в работе и дальнейшего укрепления экономики предприятия.
С уважением, председатель рыбколхоза им. В.И. Ленина с 1991 по 1994 гг., с мая 1996 по март 2009 гг., почетный работник рыбного хозяйства России, кандидат экономических наук Владимир ДРАЧЕВ.