Газета «Рыбак Камчатки»

Названы их именами

(Продолжение. Начало в №№ 14–21.)

2010

16 июня к причалу ПМТП с первым грузом подошло судно недавно созданного судоходного предприятия, но носившего хорошо знакомое жителям полуострова название – ОАО «Камчатское морское пароходство». Теплоход назвали в честь ветерана портового хозяйства, которому он отдал 57 лет жизни, Юрия Петровича Тарапурова. В 2010 г. ему исполнилось 80 лет. В присутствии виновника торжества в кают-компании была открыта памятная доска.

«Юрий Тарапуров» предназначен для перевозки генерального груза и контейнеров по линии Владивосток – Петропавловск. При длине 131,6, ширине 19 и осадке 8 м он имеет водоизмещение 11 249 т. Главный двигатель мощностью 4 690 кВт позволяет развивать скорость хода до 14 узлов. Этот теплоход проекта B-352 был построен в августе 1988 г. в Польше на Гданьской судоверфи им. В.И. Ленина. За свою жизнь он уже сменил несколько названий: «Теодор Нетте», «Otoma», «Albatros», «Albatros S».

Юрий Петрович Тарапуров, почетный работник Морского флота, заслуженный работник транспорта России. Родился 19 января 1930 г. в Днепропетровске. Трудовой путь начал шахтером. В 1951 г. окончил Одесское мореходное училище, на следующий год пришел в ПМТП, был стивидором, диспетчером, 7 лет трудился в УКМТП. В 1963–1972 гг. работал в Туапсинском морском порту, затем вернулся на Камчатку в ПМТП. Здесь поднялся по служебной лестнице до заместителя начальника порта по эксплуатации. Воспитал несколько поколений портовиков. В последние годы работал ведущим инженером по технике безопасности, передавал свой огромный опыт молодежи. В декабре 2010 г. ушел пенсию.

2 ноября единственная на полуострове малая рыбообра­батывающая плавучая база «Камчатский шельф», принадлежавшая рыболовецкому колхозу им. В.И. Ленина, переименована в честь своего недавно умершего капитана Виктора Гаврилова. Экипаж плавбазы, насчитывавший 110 человек, покойный капитан собирал, что называется, «по крупицам». Теперь плавбазой командовал капитан Владимир Мокреев. В торжественный день переименования ему вручили портрет Виктора Радионовича Гаврилова, который разместили в кают-компании плавбазы.

Виктор Гаврилов, капитан дальнего плавания, ветеран рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина, заслуженный колхозник. Родился в 1949 г. В 1969 г. окончил Дальневосточное мореходное училище, прибыл на Камчатку, был принят в рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина. С 1969 по 1979 гг. трудился на БМРТ «Ленинец», «Сероглазка», «Технолог» в должностях четвертого, третьего, второго и старшего помощников капитана. В 1979–2000 гг. – капитан-директор БМРТ «Петр Ильичев», «Ленинец», «Ихтиолог», «Сероглазка». На этих судах добивался высоких производственных результатов. Так, в 1979 г. годовой улов «Петра Ильичева» составил 24,9 тыс. т и стал рекордным по объему вылова морепродуктов среди рыбопромышленных предприятий всего Дальнего Востока. В 1980 г. заочно окончил Дальрыбвтуз. В 2001–2007 гг. возглавлял представительство колхоза во Владивостоке. Затем до 2010 г. – капитан-директор плавбазы «Камчатский шельф». Установил своеобразный рекорд: в общей сложности провел на капитанском мостике четверть века. Был председателем совета капитанов колхоза.

«Виктору Радионовичу можно было поручить практически любое дело, и не было сомнений, что он с ним не справится. К примеру, в непростые 90-е годы осуществил перегон БАТМ "Сероглазка" на Камчатку. "Камчатский шельф" он получил не в лучшем состоянии – не работал главный двигатель, судовые механизмы. Но едва плавбаза пришла в колхоз, как с первых же рейсов стала давать хорошие производственные показатели, на которые колхоз даже не рассчитывал». (Сергей Тарусов, председатель правления).

Награжден медалью «300 лет Российскому флоту», знаком «Почетный работник рыбного хозяйства Российской Федерации». Скончался 6 июля 2010 г.

2011

Летом ОАО «Камчатское морское пароходство» пополнилось сухогрузом, которому по уже сложившейся традиции было присвоено имя еще одного заслуженного работника морского транспорта – «Радик Баширов». Он пришел в порт 29 июля. Судно, ставшее флагманом пароходства, было построено в октябре 1991 г. в Голландии. Его длина 129,6, ширина 19,1, осадка 8,6 м, водоизмещение 16 048 т, скорость хода 15 узлов. Судно используется для перевозки как генеральных грузов и техники, так и универсальных контейнеров по линии Владивосток – Петропавловск.

Радик Фатыхович Баширов, начальник ПМТП, заслуженный работник транспорта России, почетный работник Морского флота. Родился в 1931 г. в Татарской АССР. Окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В 1954 г. пришел в ПМТП. Трудился сменным механиком, инженером-механизатором, старшим мастером механических мастерских, начальником механизации, начальником конструкторского бюро, главным инженером. В ноябре 1979-го назначен начальником порта. При нем построены нынешние основные производственные объекты предприятия. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд». С 1995 г. на пенсии. Последние годы жил в Казани. Скончался 9 августа 2006 г. Спустя год на дом № 24 по ул. Ларина в Петропавловске, где он жил, установлена памятная доска.

Сергей ГАВРИЛОВ.

(Окончание следует.)

газета "Рыбак Камчатки"