Новый путь приморской марикультурыКомпания «Нереида» намерена с 2015 г. при помощи уникальных китайских технологий ежегодно культивировать около 7 млн. штук жизнестойкой молоди трепанга, отмечает генеральный директор предприятия Александр Лимза. |
ООО Научно-производственная компания «Нереида» была создана в 2000 г. и стала единственным предприятием, которое выращивало гребешок в промышленных объемах. В 2012 году у него сменился собственник – 100% акций выкупила Находкинская база активного морского рыболовства (НБАМР). Новые хозяева поставили перед собой цель – превратить производство в биотехнопарк. Несмотря на то что последние несколько лет компания балансировала на грани убыточности, благодаря совместным усилиям и слаженной работе «Нереиду» удалось сохранить.
Сейчас она продолжает заниматься марикультурой, в частности гребешка приморского. «Технология выращивания моллюска была разработана компанией 14 лет назад и по настоящее время успешно применяется в производстве. Объем выращенной продукции увеличивается год от года, - рассказал генеральный директор «Нереиды» Александр Лимза в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства». – Так, если в 2013 году объем товарной продукции был нулевым, то в 2014 мы вышли по живому гребешку на показатели в 160-180 тонн. В 2015 году планируем добиться прироста моллюска до 250 тонн. В дальнейшем показатели не должны быть меньше 450-500 тонн в год».
В декабре компания собирается реконструировать цех по переработке гребешка, вложения составят порядка 3 млн. рублей. «Нереида» намерена поменять отношение к движению продукта с момента его изъятия до отгрузки со склада. В этом году специалисты предприятия были в Японии, изучали опыт зарубежных коллег. «Будем внедрять и отрабатывать японскую технологию. Конечно, как эффективно она себя проявит, пока сложно сказать. Ведь у нас есть свои особенности, – заметил гендиректор. – Но мы пробуем, ищем. Результат будет виден уже через 2-3 года».
Флот приобретался вместе с компанией, однако в 2012 г., после двух недель как предприятие перешло к новым собственникам, случился мощный шторм, в котором уцелело всего одно судно. Убыток составил более 12 млн. рублей. «Стихия сразу окунула нас в реальность. Сегодня приходится закупать новый флот», - констатировал Александр Лимза.
В 2012 г. «Нереида» начала строить цех по выращиванию и переработке трепанга, одновременно с этим работал цех по выращиванию трепанговой молоди. «За два года мы вырастили и высадили на акваторию порядка 6,5 млн. особей гидробионта, – отметил собеседник «Fishnews – Новости рыболовства». – В сентябре-октябре этого года планируем завершить строительство нового цеха. Сейчас идет монтаж технологического оборудования, а дальше – ввод в эксплуатацию и запуск производства».
Цех строится по технологии, приобретенной в КНР. Китайские специалисты ее внедряют и адаптируют на территории Приморья. Уникальность этой технологии в том, что вода, которую ежедневно необходимо менять в бассейнах (порядка 300 кубометров), будет фильтроваться и вновь возвращаться в резервуары. Ожидается, что новые методы производства окупятся в течение 3 лет.
«На новом заводе по современной технологии к 2015 году мы намерены культивировать около 7 млн. штук жизнестойкой молоди трепанга ежегодно, – поделился планами руководитель предприятия. – По оценкам, около 80% такой молоди выживает. В этом направлении марикультуры мы сделали серьезные капитальные вложения и рассчитываем на хороший результат. Инвестиции в основной капитал в 2013 году составили более 39 млн. рублей. Планируемые инвестиции в основной капитал на 2014 год – 40 млн. рублей. Основной объем капитальных вложений придется на третий квартал 2014 года. В общем на это направление мы намерены потратить порядка 100 млн. рублей».
Основной рынок сбыта продукции «Нереиды» – внешний. «Действительно, наш внутренний пока не готов употребить ни гребешок, ни тем более трепанг в таких объемах. Хотя нам бы очень хотелось привить населению культуру употребления гребешка. И мы работаем над этим – проводим маркетинговые исследования, анализируем рынок, планируем запустить масштабную рекламно-просветительскую кампанию», - сообщил Александр Лимза.
Компания уже организовала в Зарубино торговлю живым гребешком в розницу, работает с рядом компаний во Владивостоке и Уссурийске, которые готовы ставить аквариумы с живым гребешком в магазинах. Со следующего года «Нереида» планирует планируем плотно заняться развитием переработки.
Внедрить в рацион населения трепанг будет сложнее, добавил глава предприятия. «В общем объеме мирового выращивания трепанга доля Канады составляет 18%, АТР за исключением Китая – 10-12%, Европа – около 3-5%, Россия – 0%, остальное (и потребление, и производство) – это Китай. Российский рынок для трепанга пока закрытая, «темная» территория. Поэтому здесь, конечно, мы вынуждены ориентироваться на рынок Китая. Но в будущем будем развивать и внутренний», – подчеркнул генеральный директор «Нереиды».