Теперь мы знаем, сколько их там!Ученый совет ТИНРО-Центра рассмотрел рейсовый отчет экспедиции, которая обследовала донные биоресурсы Приморья, Хабаровского края и Западного Сахалина. Биомасса минтая в заливе Петра Великого оценена в 59,1 тыс. тонн, а численность – в 2765,5 млн. особей. |
С апреля по июль НИС «Бухоро» выполнило комплексную траловую съемку шельфа по всему северу Японского моря. Исследования проводились в южной и северной частях подзоны Приморье и в Западно-Сахалинской подзоне. Работы охватили акваторию от устья реки Туманной на материке до мыса Крильон на западном побережье Сахалина. Как сообщили Fishnews в пресс-службе ТИНРО-Центра, экспедиция условно разделилась на два этапа: рыб и промысловых беспозвоночных сначала исследовали в приматериковых районах до мыса Золотой, а потом – у обоих побережий Татарского пролива.
Начальник первого этапа рейса Павел Калчугин рассказал, что в подзоне Приморье южнее мыса Золотой (Приморский край) биомасса рыб оценена в 254,4 тыс. тонн, севернее мыса Золотой (Хабаровский край) – в 111,3 тыс. тонн, в Западно-Сахалинской подзоне – в 218,7 тыс. тонн. Основу уловов везде составляли представители семейств камбаловых, тресковых, рогатковых, сельдевых и терпуговых.
Минтай в заливе Петра Великого образовывал наиболее крупные скопления на свале глубин. Его биомассу оценили в 59,1 тыс. тонн, а численность – в 2765,5 млн. экземпляров. Проведение съемки в ранние сроки позволило собрать данные о некоторых популяционных характеристиках минтая.
Уровень биомассы трески в этом районе возрос по сравнению с предыдущими годами и достиг 6,4 тыс. тонн благодаря поколениям 2010-2011 гг., но все равно находится на низком уровне. Максимальные оценки трески получены в Западно-Сахалинской подзоне – 26 тыс. тонн.
Установлено, что самым многочисленным представителем глубоководных камбал является колючая. Ее биомасса составила 30,2 тыс. тонн, основные концентрации этого вида встречались на глубинах 400-500 м. Максимальное количество камбал было зафиксировано в Западно-Сахалинской подзоне (61,2 тыс. тонн), минимальное – в северной части подзоны Приморье.
Многоиглый керчак – самый массовый объект среди рогатковых – встречался на всей обследуемой акватории. Его биомасса оценена в 28,6 тыс. тонн.
Также в ходе экспедиции изучили запасы сельди. В заливе Петра Великого оценки получились гораздо меньше, чем в прошлом году, однако в ТИНРО-Центре отметили, что этот вид обитает в пелагиали, поэтому его нельзя учитывать донным тралом.
Южный одноперый терпуг был наиболее распространен в подзоне Приморье (15,9 тыс. тонн). В водах Хабаровского края и Западно-Сахалинской подзоне его биомасса составила чуть более 1 тыс. тонн. По-видимому, эти районы являются северной границей распространения приморской и хоккайдской популяций, считают специалисты.
По словам начальника второго этапа рейса Ильи Корнейчука, общий учтенный промысловый запас крабов в трех обследованных районах – 96,4 тыс. тонн. У самого многочисленного объекта – краба-стригуна опилио - биомасса промысловых особей составила порядка 73,6 тыс. тонн. В заливе Петра Великого популяция этого краба продолжает демонстрировать уверенный рост вопреки ожидаемой стабилизации запасов. Биомасса промысловых самцов там оценена примерно в 23,6 тыс. тонн, севернее мыса Золотой – в 44 тыс. тонн.
Состояние запасов камчатского краба в южной части подзоны Приморье стабилизировалось. Биомасса взрослых самцов в заливе Петра Великого составила 4,6 тыс. тонн, в Северном Приморье и Западно-Сахалинской подзоне – 2,04 и 2,03 тыс. тонн соответственно.
Наиболее плотные концентрации синего краба по-прежнему наблюдаются в Южном Приморье, его промысловая биомасса там достигает примерно 5,4 тыс. тонн.
Волосатый четырехугольный краб встречался повсеместно в прибрежных водах Приморского края, биомассу промысловых самцов оценили примерно в 4,7 тыс. тонн. В Западно-Сахалинской подзоне этот краб был сосредоточен в южной части (2,6 тыс. тонн промысловой биомассы). Общая учтенная биомасса волосатого четырехугольного краба составила 7,7 тыс. тонн.
Общая промысловая биомасса креветок оценена в 207 тыс. тонн, наибольшие запасы (90%) отмечены у северной и углохвостой креветок. Северная креветка заметно увеличила свою численность, более половины ее запасов приходятся на Южное Приморье. В этом районе промысловая биомасса северной креветки составила 45,4 тыс. тонн, в Северном Приморье – примерно 25,4 тыс. тонн, в Западно-Сахалинской подзоне – 18,3 тыс. тонн.
Большая часть учтенных запасов гребенчатой креветки также находится в подзоне Приморье южнее мыса Золотой, оставшаяся часть примерно одинаково распределена в пределах Хабаровского края и Западно-Сахалинской подзоны. Всего промысловый ресурс этого объекта оценен в 15,9 тыс. тонн.
Специалисты обратили внимание, что в последние годы в Татарском проливе наблюдается всплеск численности углохвостой креветки. Ее промысловую биомассу оценили в 97,9 тыс. тонн, запас распределился с незначительным перевесом в пользу Западно-Сахалинской подзоны. Достаточно редкой находкой для ученых оказались экземпляры углохвостой креветки в заливе Петра Великого.
Шримс-медвежонок основные скопления формировал в заливе Петра Великого и на севере Татарского пролива, его промысловая биомасса составила 3,5 тыс. тонн.
Биомасса других промысловых беспозвоночных была оценена в 44,6 тыс. тонн, значительная часть этого объема пришлась на японскую кукумарию. Из непромысловых видов в ТИНРО-Центре отметили значительный рост численности палевого морского ежа, биомасса которого достигла 40 тыс. тонн.