Газета «Рыбак Приморья»
Заместитель проректора по учебной и научной работе ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз», к.т.н. профессор Игорь КИМ

Модернизация высшего образования – шаг назад или путь в современность?

Лучшего периода для развития и совершенствования образовательной деятельности в российских рыбохозяйственных вузах еще не было, считает заместитель проректора по учебной и научной работе Дальрыбвтуза Игорь Ким.

Уровень образованности населения – объективный маркер развития государства, но именно в плане подготовки современных кадров в нашей стране, к сожалению, наметилось значительное отставание. Наиболее отчетливо оно проявилось на рубеже веков. Поэтому уже почти два десятилетия в России идет процесс модернизации высшего образования в формате Болонского процесса: переход от подготовки специалистов к подготовке широко образованных бакалавров и профильных магистров в рамках компетентностного подхода.

До сих пор в профессорско-преподавательской среде (ППС) вузов еще бытует мнение, что происходящие изменения негативно влияют на высшую школу. Однако с нашей точки зрения, лучшего периода для развития и совершенствования образовательной деятельности еще не было. В первую очередь это огромный шанс для региональных вузов заявить о себе на федеральном уровне. Это утверждение справедливо и для высших учебных заведений, подведомственных Росрыболовству – Астраханского, Калининградского, Мурманского, Камчатского государственных технических университетов и Дальрыбвтуза.

В стороне от реальности

Реализация перехода на новую систему образования в российских вузах затруднена, прежде всего, из-за дефицита самих преподавателей, компетентных в разработке и реализации исследовательских, инновационно-технологических, предпринимательских, социальных и иных проектов. ППС в вузах сегодня можно разделить на две категории: инструктор, который работает с потоком студентов, и академик, творящий с немногочисленными магистрантами и аспирантами, «посвященными» в проблемную научную область. В этих условиях не происходит системного воспроизводства преподавательского сообщества, поскольку деятельность инструктора не привлекательна для талантливых выпускников вуза в творческом и тем более финансовом аспекте.

Нынешний период реформы российского образования характеризуется еще одной особенностью – катастрофическим перепроизводством выпускников вузов. Это привело к резкому падению уровня и престижа высшего образования и отсутствию логической взаимосвязи между получаемой профессией и фактическим трудоустройством. Многие вузы превратились в «фабрики» по выдаче дипломов: у них отсутствует связь с предприятиями и бизнес-структурами, и образовательная деятельность происходит в отрыве от потребностей современной экономики.

Массой недостатков обладает сегодня и система университетского менеджмента: малая гибкость, доминирование оперативных проблем над стратегическими, сильная зависимость результатов работы университета от квалификации, личных и деловых качеств проректоров и деканов и т.д.

Образование по требованию времени

Массовое производство индустриальной эпохи требовало квалифицированных людей, способных применять технику и соответствующие знания в производстве. Это создавало большое число стандартных должностей, т.е. специалистов, владеющих пакетом определенных квалификаций. Как результат – сформировалось четкое отраслевое профессиональное образование, жестко связанное с формальным подтверждением квалификации.

В постиндустриальном обществе единицей производства стала компания, которая владеет технологией и организует производство, однако его технологические стадии распределяются уже между разными фабриками и заводами. Поэтому современным компаниям необходим совершенно иной тип образованных людей. Прежде всего, это работники, способные ставить задачи и решать их при проектировании, реализации производства или его сворачивании. Каждый сотрудник выполняет весьма частные функции (технолога, маркетолога или менеджера качества), которые отчасти базируются на усвоенной стандартной специальности, но главным образом – на аккумулированном опыте. Это позволяет правильно анализировать осуществляемую деятельность и продуцировать уникальные ноу-хау.

Поэтому сегодня работодателя интересует профессионально-образовательный уровень работника: какой вуз он окончил, в каких проектах принимал участие и какие функции при этом выполнял. На смену освоению специальности пришло междисциплинарное образование. Оно формирует способность не только применять полученные знания, но и создавать новые за счет мышления и коммуникации и действовать в соответствии с ними. Это требование 21 века.

Для удовлетворения таких потребностей общества в ведущих зарубежных странах основными критериями современного высшего образования стали опора на талант (поиск и селекция талантливых людей); постоянное изменение технологий за короткие промежутки времени (подразумевает обучение в течение всей профессиональной жизни); изменение основ социального позиционирования людей.

И, безусловно, современный вуз придерживается максимальной гибкости и нелинейности организационных форм. Это означает, что фактически невозможно готовить специалистов на перспективу под определенную отрасль, поскольку нам неизвестно, какими будут отрасли через 15-20 лет. В условиях ускоряющейся «инфляции квалификаций» образование становится неэффективным полем для долгосрочных инвестиций, поэтому упор делается на более фундаментальное образование или «открытые компетенции».

К сожалению, в России в подавляющем большинстве вузов студенты обучаются на технике и технологиях, не соответствующих запросам современной экономики, поскольку здесь реализуются стандартные программы обучения «конвейерного» типа. До сих пор наша система образования не способна отказаться от лекционно-семинарской системы и перейти к интерактивным методам обучения; эффективно распознать стили обучения, чтобы обратиться непосредственно к каждому студенту.

Парадокс в том, что впервые за всю историю человечества студенты знают о новейших компьютерных технологиях больше, чем основная масса профессорско-преподавательского состава вузов, и умеют лучше применять эти знания в учебных целях. Поэтому сегодня требуется обеспечить такую систему образования, в которой каждый желающий сможет стать самостоятельным менеджером своего будущего.

Грамотные лидеры, исследователи и исполнители

В ближайшей перспективе развитие образования в региональных, в том числе и рыбохозяйственных вузах, должно идти в следующих направлениях:

- Подготовка региональных и общероссийских лидеров. Согласно прогнозам американских ученых, в ближайшем будущем в компаниях на постоянной основе в течение полного рабочего дня будет задействовано меньшинство работоспособного населения. Как правило, это будут высококвалифицированные специалисты, которые способны выполнять управленческую работу, требующую специальных знаний и подготовки. Развитие данного направления в образовании подразумевает наличие в вузе фундаментальных образовательных технологий и проведение научно-инновационных исследований.

- Подготовка специалистов для работы в основных системах жизнеобеспечения региона. Здесь будет работать основная часть трудоспособного населения, поэтому важно, чтобы среди выпускников были исследователи-аналитики, а не только хорошие исполнители. Данная категория будет включать в себя проектные группы, т.е. людей, объединенных для работы над отдельными проектами, часто на непродолжительное время. Процесс обучения будет неизбежно приближаться к реальным профессиональным задачам, в его основе окажутся практические проблемы или реальные задания, которые должны быть выполнены. Все это будет осуществляться группами, состоящими из людей разного возраста и различных способностей.

- Всеобщее образование граждан (в том числе неработающего населения). Здесь должны быть учтены различные возрастные, социальные и национальные группы населения. Основную часть этого контингента следует научить рационально потреблять имеющиеся ресурсы и уметь пользоваться современными технологиями.

В этих условиях базовой задачей любого вуза является победить в конкуренции за внимание студента и сделать образование не формальным. Занятия должны привлекать чем-то таким, чего нет в Интернете, а процесс обучения должен строиться на основе постоянных экспериментов. Вузы обязаны сделать массовыми исследовательскую и проектную компетенции людей в разных сферах деятельности. Выпускник должен уметь решать задачи, не освоенные в вузе. Для этого важно видеть не просто направление развития образования, но и векторы развития общества и образа мышления человека.

Важно также отметить, что одной из базовых составляющих успешного функционирования любого вуза является концентрация талантливых студентов и преподавателей. К сожалению, сегодня главной фигурой вуза является троечник, а иногда и двоечник. Необходимо кардинально поменять ситуацию: ориентиром должен стать отличник, под которого будет отобран самый сильный преподаватель, т.е. должна заработать схема «сильный студент – высокопрофессиональный преподаватель». Под талантливого студента должны быть настроены учебные курсы, организация практик, трудоустройство и отслеживание карьерного роста выпускника.

Не меньшее значение в связи с этим приобретает смена поколений в профессорско-преподавательском составе. Основные усилия следует прилагать к поиску талантливых преподавателей. Новая педагогическая деятельность будет заключаться в обучении не знаниям, а мышлению и способам деятельности, а также в умении влиять на природу человека – управлять его сознанием и эмоциями, уметь концентрировать его внимание.

В связке с наукой и инновациями

Для кардинального изменения сложившейся ситуации в высшем образовании необходима также настоящая интеграция научной и образовательной деятельности.

Проблема в том, что современные информационные среды предоставляют быстрый, легкий доступ к знаниям, которые воспринимаются массовым потребителем как нечто простое, дешевое и доступное. Образование перестало выполнять функцию социального лифта, и в условиях массового высшего образования наличие диплома уже не гарантирует человеку продвижения по социальной лестнице.

Развитие высшего образования будет зависеть от того, как вузы ответят на современные вызовы. В развитых странах университеты уже активно апробируют различные структурные преобразования. Например, классические университеты трансформировались в исследовательские или предпринимательские, сформировав вокруг себя «пояса» инновационных предприятий, интегрированных с высокотехнологическим бизнесом. Университеты переформатируются в общественно-культурные центры, рассчитанные не только на студентов, но и все сообщество региона.

Рыбохозяйственным вузам для успешного развития в рыночных условиях необходимо на своей базе сформировать университетские комплексы (УК). Современные УК представляют собой крупные научно-образовательные и производственные конгломераты, в состав которых входят учебные и научно-исследовательские институты, отраслевые центры, проблемные лаборатории, конструкторские и технические бюро и другие структурные подразделения.

Повторю, что проводимая в стране модернизация высшего образования дает региональному вузу практически неограниченные возможности для развития и совершенствования своей образовательной деятельности. И это непосредственно относится ко всем рыбохозяйственным вузам России, которые сегодня уже являются центрами науки, образования и культуры в своих регионах. Кроме того, учебные заведения Росрыболовства решают одну из важнейших задач в современном обществе – способствуют торможению миграции и оттока трудоспособного и квалифицированного населения. Это очень актуальная проблема, особенно для Дальнего Востока и Крайнего Севера России.

Кроме того, для формирования и эффективного функционирования рыбохозяйственным вузам необходимо иметь свою изюминку, которая являлась бы его брендом и выделяла среди других вузов.

В комплексе все эти условия способны обеспечить высокий научно-образовательный уровень, комплексную подготовку кадров к инновационной деятельности и активное участие университета в социально-экономическом развитии региона.

Заместитель проректора по учебной и научной работе ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз», профессор, к.т.н. Игорь Ким

газета «Рыбак Приморья»