И вот когда это детское счастье сбывается, и ты попадаешь на настоящий ходовой мостик – обязательно встречаешься один на один с телеграфом – устройством управления движением судна.
Здесь выясняется, что до команды «Полный вперед» существует длинный путь, имеется целый ряд предварительных команд, таких как:
- «Самый малый вперед!»;
- «Малый вперед!;
- «Средний вперед!»
И только тогда –
«Полный вперед!»
Если глубоко вникнуть, в суть, то это – этапы становления морского специалиста, целая дорога жизни, чтобы стать настоящим моряком.
«Самый малый вперед!» – это осмысливание и обдумывание решения связать свою судьбу с морем.
И хотя ты еще мал по возрасту, но в морских городах ты с молоком матери впитываешь запах моря, порта, атмосферу длительных рейсов, проводы и встречи моряков. Ты учишься принимать решения, быть вожаком среди сверстников.
А тем, кто вырос далеко от моря, им намного труднее. Необходимо все постепенно наживать, готовить себя к честной борьбе, конкуренции с городскими, «приморскими» на равных.
И вот решение быть морским специалистом тобой принято, делаешь все, чтобы мечта осуществилась. Впервые у тебя появляются тельняшка, якорь, морские пуговицы. Ты часами смотришь на глобус, карту, изучаешь континенты.
После этого, свою жизнь подключаешь на «Малый вперед!».
Ты отчетливо понимаешь, что морская профессия – это технический уклон образования, необходимость владения иностранным языком.
Понимая это, перестраиваешь свой режим жизни так, что предпочтение в учебе отдаешь математике, физике, географии, истории, с большим усердием укрепляешь свою физическую форму, учишь иностранный язык или даже языки. При этом читаешь, читаешь, даже глотаешь книжки, связанные с морем, с Магелланом, Куком, Берингом, Крузенштерном, Лисянским, Головниным, Кузнецовым, Шабалиным, Солянником, Щетининой и многими другими.
Создав первую необходимую жизненную базу, ты включаешь «Средний вперед!». Идешь в драку за место в средней или высшей мореходке. Наконец поступил. Ты курсант судоводительского отделения или факультета.
Теперь основательно осваиваешь морские науки, ибо понимаешь, что учишься в морском элитном учебном заведении, учишься тому, что нужно в жизни.
Во многих вопросах морской специалист, особенно судоводитель, должен быть на голову выше своих сверстников, обучающихся в других учебных заведениях. Ведь моряк не только классный специалист. От его знаний, умения зависит безопасность плавания судна, выполнения государственного задания, плана, жизнь твоя, твоих товарищей.
Моряк – это лицо нашего государства за рубежом, по ним, морякам, иностранцы судят, какие в России другие люди.
Морская практика в период учебы, в том числе на парусниках, делает не только лицо обветренным, но учит находчивости, сообразительности, организованности, беспрекословному подчинению командам командиров, учит впервые разговаривать с морем, учит скучать по берегу, но главное, что морская практика делает из юношей мужчин.
При этом в большинстве случаев – это такие мужчины, с которыми интересно общаться, на них можно положиться. Как правило, они впервые вызывают интерес у настоящих девушек.
И в результате огромного труда – все позади. Диплом о морском образовании в кармане и ты младший помощник капитана.
Остался еще шаг, но он последний и весьма, весьма трудный до того момента, когда сможешь сам отдать команду «Полный вперед!».
Быть помощником капитана – это ответственный участок жизни судоводителя на пути к званию капитана. Безусловно, кроме накопления практических навыков это настоящая учеба у жизни, у старших людей.
Только у моряков есть рабочие дипломы:
- штурман малого плавания;
- капитан малого плавания;
- штурман дальнего плавания – это документы, дающие право занимать должности помощника капитана.
И только через несколько лет огромного труда непосредственно в море, на горизонте, при многих ответственных дополнительных условиях и аттестациях, засияет золотыми лучами, твоя юношеская мечта – диплом капитана дальнего плавания.
Правда, сегодня международная конвенция это звание поменяла, но принцип остался прежним: «Дорога на капитанский Мостик через труд, труд и еще раз труд!».
Как правило, за время, пока ты помощник капитана, работаешь под руководством нескольких лиц носящих это высокое звание. Все они разные, но их объединяет одно – знание дела, решительность, умение быстро принимать единственно правильное решение, государственная ответственность за порученное дело, умение работать с людьми, быть требовательным и в тоже время заботливым, уважать членов экипажа, их достоинство. В рейсе, а у рыбаков это долгие месяцы, – держать дисциплину, порядок и доброжелательную атмосферу на судне. Надо помнить, что капитаны имеют то золотое зерно, за что их в свое время удостоили этого высокого звания и доверия.
Задача помощника взять от них самое лучшее, сформировать свой облик, свое лицо и характер.
А наградой за это будет то, когда капитан пригласит Вас в каюту, посадит и скажет устно или покажет подготовленный рапорт начальнику флота о том, что он ходатайствует и рекомендует Вас для работы – Капитаном.
Это великая, ваша выдающаяся, настоящая победа в жизни и первая награда.
И вот пройдены все обязательные процедуры, одет новый мундир, и вы капитан судна, руководитель экипажа.
Ваша мечта сбылась, капитанские галуны, белая фуражка, твердая морская походка приводит Вас к решительной команде «Полный вперед!»
Первый этап жизни пройден. Но кроме назначения нужно еще стать капитаном, нужно чтобы в тебя поверили, признали. Счастлив тот, кто через определенное время услышат в свой адрес – «Вон, наш кеп идет», или «Наш Петр Иванович выход найдет», или «Наш капитан задание всегда выполнит», с «Нашим капитаном мы в рейс пойдем».
Я глубоко уважаю труд всех моряков, всех специалистов, с особым трепетом отношусь к матросам и боцманам – они работают на палубе.
Важная и нужная работа моряков-транспортников, моряков пассажирских лайнеров, ледоколов, научных судов.
Но особое место и положение занимает капитан-рыбак, капитан промыслового судна.
Длительные рейсы, безаварийное судовождение – это норма.
Главнейшая задача – это обеспечение выполнения рейсового задания, добыча рыбы, ее переработка, выпуск рыботоваров, и все это необходимо делать качественно, экономически эффективно.
От стиля работы капитана зависит не только благоприятная атмосфера в экипаже, но и ежедневное настроение моряков, их будущее, материальное состояние, а значит, и благополучие семей.
В море член экипажа идет (при всем уважении к романтике) и за заработком. А заработок напрямую зависит от умения капитана, его опыта, отношения к делу, понимания жизненных проблем каждого члена экипажа.
За рейс, капитан только отдельные дни может отдохнуть в постели, как говорят, по-человечески. А большую часть времени его место в кресле, на диване, постоянные недосыпы или сон урывками.
Режим у капитана в большинстве складывается так: нет нужных промысловых косяков – капитан сутками на мостике, занимается их поиском. Нашел рыбу – снова сутками на мостике, чтобы наиболее эффективно обловить косяки. И вот все есть – тогда капитан сутками на фабриках, делая наиболее экономически выгодной переработку рыбы, выпуск продукции, то есть, выполняя план, максимально обеспечивая зарплату экипажа.
Конечно, у него есть помощники, работают все, но это делается под его, капитанским оком, руководством, направлением, анализом результатов.
У хорошего капитана много положительных черт, особенно в характере.
И вот когда проходишь рейс, а то и несколько их, тогда многие черты характера, поведения капитана передаются членам экипажа, а они уносят их на берег, даже домой в семьи.
Капитан – это личность. В загранплавании он представляет наше государство. Все моряки – это представители нашего народа за рубежом, по их менталитету судят обо всех нас.
В абсолютном большинстве капитан – это порядочный человек.
При работе в новых экономических условиях мы – свидетели того, как большие люди занимаются казнокрадством, присваивают чужие миллиарды рублей, пускаются потом в бега, дожидаюсь там депортации в Россию на скамью подсудимых.
Хочу подчеркнуть, что, находясь в импорту, раньше и теперь капитан имеет право через агента получить крупную сумму денег для экипажа.
Капитан может распорядиться грузом, то есть имеет возможность злоупотребления, осуществить действие в корыстных целях.
Однако ответственно свидетельствую, что за много десятков лет работы с флотом и капитанами ни один из капитанов рыбопромыслового флота не запачкал свою совесть в загранрейсе, оставили чистыми руки – сохранили высокую порядочность.
Много было разговоров, что часть капитанов живут на «ты» со спиртным, ведут себя нескромно.
Например, после рейса на одном такси едет домой капитан, а на другом такси везут его капитанскую фуражку. Это байки. За последние 60 лет работы не помню таких фактов. Знаю одно, что те, кто был близок или дружил с вышеизложенным, теперь их на флоте нет. Жизненная пена снесла их, развеялась эта шелуха. Осталось золотое зерно по имени Капитан.
В абсолютном большинстве это высокообразованные с незаурядными способностями люди, требовательные к себе и подчиненным, организованные в жизни и работе, это ответственные, преданные делу руководители.
За свое время они научились разговаривать на «ты» с морем, а в каждом моряке видят своего равного брата.
Но главное – это постоянное трудолюбие. Капитан рыбопромыслового судна – это труженик.
Это капитаны вместе со своими членами экипажа заслужили своим неимоверным трудом глубокое уважение в народе, когда говорят: «Рыбак – дважды моряк!»
Это наивысшая оценка тем, кто сегодня в море, кто в порту после рейса, и тем морским волкам, кто отдыхает на пенсии.