Газета «Рыбак Камчатки»

​Представитель CLS: «Нам не в чем себя упрекнуть»

ФАР дало понять, что 2016-й – последний год использования спутниковой системы «Аргос» на рыболовном флоте. Однако ее оператор – французская компания CLS – готова снова предложить свои услуги судовладельцам.

Как мы сообщали, в феврале этого года в Москве состоялись переговоры между ФАР и CLS. В итоге федеральное агентство объявило, что при выполнении французским оператором ряда условий маяки «Аргос» останутся в перечне оборудования, которое разрешено использовать как технические средства контроля.

Хотя сегодня многие рыбацкие фирмы уже считают «Аргос» потерянным для себя и переходят на другую систему, CLS не отказалась от попыток остаться на этом рынке услуг.

На наши вопросы отвечает представитель CLS в России Александр Сальман.

– CLS еще намерена выполнять условия ФАР, при которых, по мнению этого агентства, использование маяков «Аргос» на российских рыболовных судах станет законным?

– Росрыболовство полагает, что для законного использования радиомаяков системы «Аргос» на российских судах необходимо выполнить два условия. Во-первых, получить решение Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) о выделении полосы частот для мониторинга российского промыслового флота с помощью системы «Аргос». Во-вторых, обеспечить прием и обработку данных системы на территории России.

Еще в феврале 2016 года французская сторона взяла на себя обязательство обеспечить за свой счет получение и обработку информации «Аргоса» на российской территории. Мы проработали все технические вопросы и готовы оперативно решить эту задачу.

Что касается получения решения ГКРЧ, то эта задача должна быть решена силами ФГБУ «ЦСМС». На данный момент специалистам этой организации не удалось добиться никаких результатов в вопросе получения разрешения.

Так как ввод в эксплуатацию оборудования приема и обработки данных системы «Аргос» не может обеспечить законность использования системы без получения решения ГКРЧ, проводить технические мероприятия до того, как оно будет получено, просто не имеет смысла. В результате французская сторона вынуждена ждать того момента, когда ФГБУ «ЦСМС» сможет прояснить ситуацию с выделением полосы частот.

В случае получения специалистами ЦСМС положительного решения ГКРЧ французская сторона, конечно же, обеспечит прием и обработку данных на российской территории, выполняя таким образом свои технические обязательства перед Росрыболовством и моральные обязательства перед всеми российскими пользователями спутниковой системы «Аргос».

– Согласна ли CLS с тем, что эксплуатация маяков «Аргос» не соответствует законодательству России? Если да, то могла ли ваша компания устранить эти несоответствия раньше?

– Компания CLS полагает, что эксплуатация системы «Аргос» ведется в рамках российского законодательства. «Аргос» является спутниковой системой определения местоположения и сбора данных. Она функционирует на метеорологических частотах и относится к системам дистанционного зондирования Земли. Поэтому мы считаем неверным предъявление Росрыболовством к нашей системе требований российского законодательства, относящихся исключительно к системам спутниковой связи. Ни в одной стране мира «Аргос» не расценивается как система связи.

Тем не менее компания CLS пошла навстречу Росрыболовству и взяла на себя обязательство обеспечить за свой счет прием и обработку данных на российской территории, то есть реализовать мероприятия, обязательные для иностранных операторов спутниковой связи.

С нашей точки зрения единственным нарушением использования системы в России является отсутствие решения ГКРЧ о выделении полосы радиочастот для мониторинга российского промыслового флота с помощью системы «Аргос». Компания CLS не могла устранить это нарушение в прошедшие годы, так как запрос в ГКРЧ должен быть подан российским пользователем системы, то есть ФГБУ «ЦСМС». Только эта организация могла предпринять необходимые административные действия, чтобы устранить нарушение ранее.

– К чему, по вашему мнению, приведет исключение из системы мониторинга в России маяков «Аргос» и их замена на станции «Инмарсат» и «Гонец»?

– Спутниковая система «Аргос» обладает целым рядом очевидных технических преимуществ, благодаря которым она успешно используется для мониторинга рыбопромыслового флота на протяжении трех десятков лет.

Прежде всего следует отметить высокую надежность судовых радиомаяков, а также простоту их установки на борту судна и последующей эксплуатации. Компания CLS потратила около 20 лет на отработку судовых радиомаяков, и на сегодняшний день можно сказать, что наше оборудование очень достойно ведет себя при эксплуатации в сложных морских условиях. Это весьма важно для судовладельцев, которые заинтересованы в бесперебойной работе аппаратуры при ее минимальном обслуживании.

Что же касается контролирующих органов, то они должны быть заинтересованы в регулярном поступлении данных о местоположении каждого судна, в абсолютной достоверности этих данных, а также в возможности контроля судов в любой точке планеты. Система «Аргос» полностью удовлетворяет всем этим требованиям.

Наши радиомаяки обеспечивают дистанционное определение местоположения по крайней мере раз в час. В северных регионах от радиомаяков может поступать более сотни позиций в сутки. Это исключительно высокая интенсивность мониторинга, не позволяющая экипажам судов выполнять нелегальные промысловые операции.

На сегодняшний день «Аргос» является единственной в мире спутниковой системой, обеспечивающей высокоточное определение местоположения судов на базе эффекта Доплера. Координаты судов определяются на базе двух различных физических принципов: с помощью навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, а также на базе доплеровского сдвига частоты. Сравнение этих двух типов информации позволяет однозначно выявлять факты фальсификации данных и обеспечивает полную достоверность информации, поступающей в базу данных российской системы мониторинга промыслового флота.

Наконец, система «Аргос» имеет глобальное покрытие, радиомаяки успешно передают данные на спутники в любом регионе без какой-либо перерегистрации. Чем выше широта, на которой работает судно, тем интенсивнее ведется мониторинг, что имеет большое значение для такой северной страны, как Россия.

С моей точки зрения, замена радиомаяков «Аргос» на оборудование иных спутниковых систем неизбежно приведет к резкому снижению надежности, интенсивности и достоверности мониторинга судов российского рыбопромыслового флота.

– Но достоверность координат планируется обеспечить путем одновременного использования совокупности двух аппаратов – «Инмарсат» (либо «Гонец») и АИС.

– Мне не совсем понятно, каким образом комбинация данных, поступающих от вышеназванных систем, позволит обеспечить достоверность информации. Ведь все три типа оборудования определяют координаты судна на базе одного и того же физического принципа – с помощью навигационных приемников GPS/ГЛОНАСС. Координаты определяются на борту судна, оборудование при этом находится в распоряжении экипажа. Если члены экипажа найдут способ фальсификации навигационных данных, то скорректированы могут быть данные всех судовых аппаратов, оснащенных навигационными приемниками.

Система «Аргос» отличается тем, что координаты судна определяются на базе двух различных физических принципов. При этом доплеровские позиции определяются в центре обработки данных спутниковой системы, вне зоны влияния экипажа судна. Эти позиции не могут быть сфальсифицированы членами экипажа.

Таким образом, вместо одного радиомаяка системы «Аргос», обеспечивающего достоверность данных, планируется использовать комбинацию из двух устройств, которые не смогут обеспечить полную защиту от фальсификации данных.

Что же касается оборудования АИС, то мне не совсем понятна логика использования этой системы. Она не предназначена для мониторинга промыслового флота, так как данные на спутники АИС поступают нерегулярно, а интенсивность наблюдения за судами зависит от географической зоны, в которой находится судно. Данные передаются через иностранные космические аппараты, а затем свободно продаются на мировом рынке. То есть, после обязательного оснащения российских судов оборудованием АИС полная информация о перемещениях всего российского промыслового флота станет доступна любому человеку в мире.

Получается весьма странная ситуация: использование системы «Аргос» прекращается из-за того, что данные проходят через иностранного оператора (в течение 20 лет обеспечивавшего полную конфиденциальность этой информации), и в тот же момент абсолютно все данные о перемещениях российских судов раскрываются всему миру, позволяя иностранным организациям анализировать статистику российского рыболовства, изучать используемые российскими судами промысловые районы, косвенно оценивать объемы уловов. Кроме того, не совсем ясно, каким образом такая ситуация скажется на конкурентной борьбе между судовладельцами как на российском, так и на международном уровне. Ведь любой судовладелец сможет узнать, где, как и когда его российские конкуренты ведут промысел.

– Чувствуете ли вы ответственность перед российскими судовладельцами, которые в свое время выбрали «Аргос», а теперь вынуждены вкладывать средства в переоборудование флота?

– Мы сотрудничаем с российскими государственными органами и с российскими судовладельцами на протяжении 20 лет и в течение всего этого периода старались предоставлять максимально качественные услуги, крайне оперативно решая все проблемы и отвечая на все вопросы наших клиентов.

Российским судовладельцам предоставлялось простое в эксплуатации и весьма надежное оборудование, функционирующее в любой точке планеты. Государственные органы стабильно получали от нас данные о местоположении российских судов и все необходимые технические консультации. В начале 2016 года компания CLS предложила техническое решение возникших проблем и взяла на себя расходы по его реализации. Думаю, что нам не в чем себя упрекнуть.

– На ваш взгляд, почему возникла ситуация, при которой законность эксплуатации маяков «Аргос» была поставлена под вопрос? Возможно, эту ситуацию кто-то создал искусственно (например, ваши конкуренты)?

– Думаю, что этот вопрос следует задать тем представителям государственных органов, которые ставят под сомнение законность эксплуатации системы. Что касается конкуренции, то она, конечно же, присутствует. В конкурентной борьбе компания CLS всегда опирается не на политические или законодательные, а на сугубо технические аргументы. Мы полагаем, что судовые радиомаяки системы «Аргос» и возможности нашей спутниковой группировки идеально подходят для четкого и интенсивного контроля деятельности промыслового флота. Если государственные органы России будут заинтересованы в использовании этого технического потенциала и сочтут необходимым продолжить эксплуатацию оборудования нашей спутниковой системы, компания CLS продолжит оказывать высококачественные услуги в интересах российских пользователей.

Кирилл МАРЕНИН.