Современная промышленная политика в рыбной отраслиИнтегрированный комплекс "добыча - рыбопереработка - реализация" плюс поддержка флота - наиболее перспективный вектор развития. |
Рыбная отрасль имела и имеет стратегическое значение для российской экономики, так как участвует в решении одной из важнейших задач – продовольственной. Питание граждан государства является одним из важнейших показателей уровня жизни населения, который должен контролироваться государством.
Государство, признающее необходимость организации полноценного питания населения и роль продуктов моря для достижения этой цели, вынуждено нести определенные затраты, учитывая невозможность полного распространения на эту отрасль всего комплекса принципов рыночной экономики.
Вместе с тем, осуществляя затраты на изучение, охрану и воспроизводство природных ресурсов, государство обязано взимать платежи, обеспечивающие изъятие у природопользователей дополнительного дохода, обусловленного отличием использования природных ресурсов от других видов экономической деятельности.
Особенностью налогообложения рыбодобычи является концентрация налоговых льгот в операциях экспорта. В связи с этим размер налогового бремени прямо зависит от доли экспорта. С точки зрения налогообложения, экспорт находится в привилегированном положении. В результате большая часть чистой продукции в российском рыболовстве присваивается владельцами капитала. Таким образом, для изъятия рентных доходов в российском рыболовстве на данном этапе имеются достаточные основания.
В то время как доля заработной платы в цене продукции на российских предприятиях не составляет и 15%, на предприятиях, имеющих наибольший доступ к природным ресурсам, она достигает 30%. Такого разрыва в оплате труда в разных отраслях промышленности, как в России, нет нигде в мире. В США, например, совокупные выплаты на одного занятого в добывающей отрасли превышают соответствующие выплаты работникам обрабатывающей отрасли всего в 1,3 раза, но не в 6 и более раз. Основная причина существующего положения заключается в том, что рента за пользование природными ресурсами, которая является государственной собственностью, находится пока в руках владельцев рыбодобывающих флотов. В этой связи важной задачей государства является наложение запрета на распоряжение государственной рентой в частных интересах.
С 1992 года наметилась тенденция передислокации отечественного промысла в ближайшие от портов базирования районы (и в первую очередь в экономическую зону России), обусловленная резким ухудшением экономического состояния рыбной отрасли и России в целом. Условия вынужденного отказа от лова рыбы в отдаленных районах Мирового океана вынудили судовладельцев поставить на отстой или начать списывать досрочно крупнотоннажный флот.
Флот за истекший период исчерпал запас прочности, а объемы ресурсов, которые способны привлечь судовладельцы для строительства новых судов, явно не соответствуют масштабу задачи – серьезному обновлению производственной базы. Кроме того, даже тот флот, который имеется в наличии у рыбодобывающих предприятий бассейна, имеет структурный перекос: при избытке судов для лова дорогостоящих, идущих на экспорт донных видов рыб (трески, пикши), наблюдается явный дефицит судов для лова малорентабельной пелагии (сельди, мойвы, путассу).
Рисунок 1 – Процентное соотношение судов Мурманского рыбопромышленного комплекса по типам на 2005 год
При этом техническое обслуживание подавляющего большинства единиц рыбопромыслового флота (докование, ремонты различного рода) осуществляется за пределами Российской Федерации, что приводит к простаиванию отечественных судоремонтных предприятий и, как следствие, существенному снижению налоговых перечислений в бюджет области. Средний возраст значительной части судов, эксплуатируемых мурманскими рыбопромышленниками, превышает верхний порог физического и морального износа для добывающего судна.
Рисунок 2 – Возрастной состав судов рыбопромыслового флота Мурманского рыбопромышленного комплекса на 2005 год
Основные проблемы приобретения новых судов российскими предприятиями заключаются в невозможности получения внутренних кредитов в полном объеме, а также в отсутствии отечественных проектов судостроения, соответствующих мировому уровню. С 1996 года, в условиях утраты контроля и разрушения системы управления на федеральном уровне и отсутствия необходимых и достаточно властных полномочий в Северном регионе, получила развитие система приобретения судов по «бербоут-чартеру».
В общем виде по «бербоут-чартерной» форме объектом лизинговой сделки являются суда, которые строятся на зарубежных верфях на основе долгосрочных кредитов иностранных банков. Срок зарубежного кредита может достигать 10 лет. Он, как правило, оговаривается обязательным предоставлением квот ценных видов рыб и регистрацией судна в оффшорной зоне на все время выплаты кредита и процентов. Фактически это является обеспечением гарантированного доступа к ценным рыбным ресурсам, а также гарантией уменьшения налогового бремени в несколько раз. Налоговая нагрузка у фирм, эксплуатирующих суда на условиях «бербоут-чартера», в несколько раз ниже, чем у предприятий, имеющих суда в собственности. Кроме того, в российском рыбопромышленном комплексе на условиях «бербоут-чартера» используются траулеры, бывшие в эксплуатации, с возрастом, как правило, в 20-30 лет.
После перехода «бербоут-чартерного» судна к российскому покупателю возникает принципиальная проблема, в связи с которой судовладелец не стремится вводить судно в российские порты, а именно – существующее таможенное законодательство России. В соответствии с таможенным законодательством судовладелец обязан уплатить государству при таможенном оформлении судна четверть (НДС плюс пошлина) его стоимости. А так как стоимость судна оценивается по ценам мирового рынка и достигает более 10 млн. долларов, то сумма, подлежащая уплате, с учетом курса Центробанка РФ, получается астрономическая, и отвлекать такие денежные средства из оборота считается нецелесообразным, а более выгодно эксплуатировать судно, не заводя его в российские порты. Следствием этого является отвлечение валютных средств из оборота Российской Федерации на эксплуатационные нужды, а рост цен на топливо (удельный вес в затратах до 40%) приводит к тому, что у предприятий практически не остается валютных средств для перечисления в уполномоченные банки России.
Известно, что аренда иностранных рыболовных судов на условиях «бербоут-чартера» привела к тому, что свыше 20% российских ресурсов работают на зарубежную экономику. Негативные последствия использования таких судов очевидны, несмотря на то что они помогают хотя бы частично решить проблему обновления промыслового флота.
Проблемы обновления и модернизации судов остро стоят перед российскими рыбопромышленниками не только по причине их физического старения, но также в силу того, что некоторые западные страны запрещают вход в свои порты судам старше 15 лет. Стремление России к интеграции в мировое рыболовство обусловливает необходимость переоборудования рыбофабрик в соответствии со стандартами ЕС. Отказ от поставленных условий может обернуться запретом выхода российской продукции на зарубежный рынок.
В современных условиях подавляющее большинство добывающих предприятий Мурманского рыбопромышленного комплекса производит техническое обслуживание и ремонт своих промысловых единиц за границей. Это приводит к значительному оттоку средств из финансового оборота РФ, который, по оценкам специалистов, достигает десятков млн. долл. в год.
Сокращение рынка судоремонта Северного бассейна связано прежде всего с нарушением хозяйственных связей и кооперации в рыбной отрасли России. В недалеком прошлом рыбодобыча, рыбообработка и судоремонт составляли по сути единый производственный комплекс, принадлежавший государству и решавший единую задачу обеспечения населения рыбной продукцией и в целом задачи социально-экономического развития региона и страны. С переходом предприятий в частные руки, их деконцентрацией и дроблением на отдельно существующие предприятия главной задачей для руководителей таких предприятий стало получение прибыли.
В силу ряда вполне определенных причин (качество ремонта, скорость выполнения заказа, материальная заинтересованность судового экипажа, простота согласования сопроводительных документов и других факторов) значительные объемы ремонта выполняют для российских судовладельцев зарубежные фирмы Норвегии, Польши, Германии, Финляндии и других стран.
Принятая модель функционирования рыбохозяйственного комплекса, основанная на либерализации экономических отношений и свободной купле-продаже, а также на системе ценообразования, исключающей их государственное регулирование, привела к нарушению межотраслевых связей, спаду производства на большинстве рыбохозяйственных предприятий, резкому снижению объемов инвестиций в обновление флота и технологического оборудования.
Из мировой практики известно, что основные доходы от рыбохозяйственной деятельности образуются в сфере рыбообработки, торговли и системах общественного питания. Примечательно, что на работающих береговых предприятиях рыбопромышленного комплекса отношение суммы налоговых начислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды к стоимости продукции составляет 30-33%, у добывающих предприятий – 15-25%.
Положение усугубляется еще и тем, что государство, устранившись от управления производством, не создало никаких эффективных механизмов для поддержания, развития производства и компенсации утерянной протекционистской политики, настежь открыв границы для импорта.
Дробление крупнейшего в бассейне рыбоперерабатывающего комплекса (Мурманский рыбообрабатывающий комбинат) сопровождалось возникновением большого количества новых предприятий, снижением общих объемов производства, качественными изменениями в ассортименте выпускаемой продукции. Однако вместо свободного рынка береговые рыбообрабатывающие предприятия попали в двойную олигополистическую зависимость: с одной стороны, от судовладельцев, не нуждающихся во внутреннем рынке рыбопродукции, с другой – от множества торговых посредников, взвинчивающих розничные цены по сравнению с оптовыми в два и более раза. Итоговым результатом всех преобразований можно назвать снижение уровня берегового производства пищевой продукции:
Рисунок 3 – Динамика выпуска рыбопродукции береговыми предприятиями Мурманского рыбохозяйственного комплекса, тыс. тонн
Значительная часть рыбной продукции из районов вывозится за рубеж (по треске и пикше – до 90%, по другим донным рыбам – до 40-60%, и по пелагическим – до 10%). Четкого юридического определения этого явления до сего времени нет. Судовладельцы, а иногда и статистика, называют его экспортом, в то время как органы государственной власти и управления придерживаются противоположного мнения, так как продукция вывозится не с таможенной территории России.
В настоящее время НДС в рыболовстве платят только организации, работающие на внутренний рынок. В случае поставок морских биоресурсов за рубеж из районов промысла НДС или равен нулю (при отсутствии заходов в российские порты), или также подлежит возмещению, которое не осуществляется в силу того, что данные операции производятся за пределами таможенной территории России и экспортом, согласно существующему законодательству, не считаются. Фактически, такие операции являются скрытой субсидией экспорта.
Примечательно, что все эти процессы протекают на фоне острой потребности России в повороте потока рыбы и морепродукции на внутренний рынок.
Сегодня во внешней торговле России принимают участие несколько тысяч экспортеров рыбных товаров. Несогласованность действий предприятий-экспортеров, отдельных предпринимателей-импортеров рыбных товаров приводит к тому, что одноименные виды рыбных товаров ввозятся и вывозятся одновременно, создавая неоправданные колебания предложения и спроса на внутреннем рынке страны.
Исторический опыт большинства зарубежных стран показал, что сегодня самой приемлемой и рациональной системой распределения скоропортящихся товаров является та, в которой ключевым звеном выступает оптовый продовольственный рынок. Создание одновременно общей для нескольких предприятий сбытовой организации стало бы своевременной мерой, обеспечивающей рост эффективности рыбопромышленного комплекса. Противостоять диктату посредников по продаже рыбной продукции мелкие рыбообрабатывающие предприятия могут только путем синдицирования своей сбытовой деятельности, которое заключается в создании общего для них органа сбыта. Такой шаг мог бы также помочь рыбообработчикам противостоять олигополистической власти владельцев добывающих судов.
В настоящее время объединение мелких предприятий является затруднительным во многом из-за нежелания их владельцев и первых руководителей идти на этот шаг. Это связано с тем, что в современных условиях такие предприятия все-таки могут существовать, несмотря на низкую эффективность и убыточные результаты. Такая ситуация оказывается возможной благодаря поддержке государственных органов, предоставлению им льгот и отсрочек по долгам. Несмотря на то что такое положение вещей оказывается невыгодным обществу, коллективам предприятий, оно выгодно самим владельцам и первым руководителям предприятий. В этой связи, с общественной точки зрения, более правильной государственной политикой было бы принудительное картелирование и синдицирование неэффективных рыбообрабатывающих предприятий при использовании имеющихся в распоряжении государства экономических рычагов.
Практика развитых стран показывает, что столь капиталоемкую сферу, какой является рыболовство, без активной поддержки государства возродить невозможно. Российское рыболовство вряд ли сможет встать на путь экономической стабилизации и повысить свою конкурентоспособность на мировых рыбных рынках без придания должного внимания рыбной промышленности со стороны государства.
Опыт зарубежных стран показывает, что строительство судов ведется с использованием банковских кредитов с последующей их выплатой за счет дохода, получаемого от эксплуатации. Такой подход позволяет привлечь инвестиции, несмотря на большую величину капитальных вложений. Во всех развитых странах правительства оказывают финансовую поддержку строительству: в виде прямого субсидирования, а также путем предоставления облегченных условий кредитования и налоговых льгот, а также предоставления финансовой помощи. Одновременно следует констатировать наличие в России значительного налогового пресса. Становится понятным, почему российские судовладельцы, даже при наличии средств, не идут на отечественные верфи.
Для создания благоприятных условий возрождения отечественного промыслового судостроения необходимо принятие ряда мероприятий общегосударственного значения. Первым шагом на этом пути должно стать создание действенной системы кредитования отечественного промыслового судостроения с активной реализацией принятого в России закона о лизинге. Кроме того, необходимо освобождение от таможенных пошлин, тарифов и НДС импортируемого судового комплектующего оборудования, комплектующих изделий, необходимых для изготовления отечественного судового оборудования, а также отсутствующих в отечественном производстве материалов.
Следующим этапом должно стать освобождение от налогов на прибыль доходов судовладельцев в процессе эксплуатации судов, построенных под российскую регистрацию на российских верфях и укомплектованных не менее чем на 50% отечественным оборудованием, от всех видов налогов на период возврата кредитов.
Для существенного повышения эффективности работы рыбохозяйственного комплекса видится очевидным создание экономического объединения предприятий рыбопромышленного комплекса, посредством формирования вертикально интегрированной структуры для осуществления совместной хозяйственной деятельности и консолидации экономических интересов. В современных условиях важнейшей особенностью экономического объединения предприятий рыбной отрасли должно стать создание замкнутого цикла работы предприятий по принципу «добыча–переработка–реализация готовой продукции» с одновременно качественной и своевременной поддержкой технического состояния судов.
Очевидно, что в современных условиях наиболее рациональным является создание экономического объединения предприятий на базе уже существующих основных фондов предприятий в виде ОАО со следующим предполагаемым составом учредителей:
Таблица 1
Предполагаемый состав учредителей экономического объединения предприятий рыбопромышленного комплекса
Объединение предприятий по такому принципу позволит совместить многолетний опыт работы руководителей добывающих организаций и имеющийся потенциал береговых предприятий РХК при минимальных затратах, поскольку специфика деятельности экономического объединения не требует дополнительного развития береговой базы и сопутствующей инфраструктуры.
Для обеспечения бесперебойной работы экономического объединения добывающих и обрабатывающих предприятий необходимо осуществить бесперебойные поставки сырья обрабатывающим предприятиям, входящим в интегрированное объединение. В такой ситуации на первый план выходит проблема возвращения заходов промысловых судов в РФ с последующей выгрузкой.
Известно, что судовладельцы испытывают значительные трудности при заходе судов в российские порты. Поэтому первым, наиболее значимым, шагом в этом направлении явилось бы упрощение таможенных процедур захода промысловых судов в родной порт, сокращение до минимального уровня контролирующих организаций и бюрократических процедур, а также упрощение порядка многоразового пересечения государственной границы при осуществлении прибрежного рыболовства. Кроме того, необходимо резко снизить размер платежей, уплачиваемых судовладельцем при таможенном оформлении судна, приобретенного за границей, поскольку это позволяет хотя бы частично решать проблему обновления флота в современных условиях. Следующим шагом должно стать существенное снижение налоговых платежей для судов, которые полностью выгружают улов на российский берег, и, с другой стороны, значительное увеличение налоговой нагрузки для промысловых компаний, ведущих хозяйственную деятельность преимущественно экспортной направленности. Именно такие налоговые условия должны стать определяющими в проведении импортно-экспортной политики в рыбной промышленности.
Эффективность работы экономического объединения, в котором составляющим звеном является наличие добывающего предприятия, во многом определяется техническим состоянием промыслового флота и его оборудования. Являясь частью интегрированного рыбопромышленного объединения, судоремонтные предприятия получат возможность загрузки простаивающих мощностей, увеличивая тем самым объем перечисляемых платежей в бюджет области.
На начальном этапе распределение промысловых квот должно происходить между рыбообрабатывающими предприятиями. Получив квоту, береговое рыбообрабатывающее предприятие на тендерной основе проводит конкурс на поставку заявленного объема биоресурсов между добывающими предприятиями. При рассмотрении кандидатов на ведение промысла должна быть учтена промысловая мощность флота добывающей организации, его рентабельность, возрастной состав и т.д. Такая мера позволит создать естественную конкуренцию между промысловыми организациями, часть из которых будет вынуждена объединиться для возможности соответствия новым требованиям, другая часть, обладающая старым, нерентабельным флотом, перестанет существовать вообще. Важно заметить, что подобные «правила игры» являются нормой для многих стран с развитой экономикой, претендующих на роль ведущих демократических держав. Однако самым главным при заключении контракта между рыбообрабатывающими и добывающими предприятиями должно стать условие поставки добытого улова на рыбообрабатывающее предприятие для дальнейшего выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.
Для того чтобы максимально задействовать промысловый флот в процессе добычи биоресурсов, необходимо, как указывалось выше, обеспечить качественный и своевременный судоремонт на территории России. Финансовые затраты на эти цели служат основой для развития обслуживающих рыбную отрасль производств, в частности судоремонта.
Россия имеет уникальные основные фонды судоремонтных предприятий, оставшиеся с советских времен. Несмотря на децентрализацию и распыленность услуг судоремонта по многочисленным мелким предприятиям, услуги которых не всегда соответствуют элементарным требованиям безопасности мореплавания, у государства есть все возможности поворота ситуации в нужное русло. Так, например, к многочисленным судоремонтным предприятиям могут быть предъявлены условия тендера, победитель которого будет иметь значительные налоговые льготы по сравнению со своими «коллегами», а также исключительное право ремонта промыслового флота добывающей организации, входящей составляющим звеном в экономическое объединение предприятий рыбохозяйственного комплекса. Таким образом, в результате такого «естественного отбора» останутся либо крупные судоремонтные предприятия, либо союзы объединившихся мелких предприятий, ведущих законопослушную хозяйственную деятельность, в полном объеме платящих налоги, услуги которых соответствуют мировым стандартам безопасности мореплавания.
В современных условиях политический курс Российской Федерации направлен, в первую очередь, на укрепление демократических институтов, важнейшими из которых являются независимость, экономическая свобода, свобода в выборе и принятии решений. В этой связи чрезвычайно необходимо создание в первую очередь экономических стимулов, побуждающих предприятия к самостоятельному объединению. При этом становится понятна исключительная роль государства при осуществлении такого проекта.
В случае реализации данного проекта появится возможность создания новых рабочих мест как на рыбообрабатывающих предприятиях, так и в сфере судоремонта. Это обеспечит трудоустройство молодых специалистов, закончивших учебные заведения области, а осуществление трудоустройства на конкурсной основе позволит отобрать лучших, укрепить престиж работы в рыбной промышленности, а главное – повысить качество выпускаемой продукции до требований мировых стандартов при оптимальных ценах на готовую продукцию. Проект в полной мере соответствует целям данных программ, а именно развитию рыбохозяйственного комплекса, созданию новых рабочих мест, а также последующему обновлению флота за счет средств, получаемых в результате эффективной работы экономического объединения предприятий рыбной промышленности.
По данной схеме в Эстонии вполне успешно функционировал рыбокомбинат «Масеко», имевший в собственности несколько рыбодобывающих судов. В Мурманске много полезной информации мог бы дать эксперимент по освобождению «бербоут-чартерного» судна «Мурман-2», принадлежащего ЗАО «Мурман СиФуд», от уплаты таможенных платежей с целью доставки продукции акционерному обществу «Мурманский рыбокомбинат». К сожалению, в силу ряда причин, эксперимент не получил дальнейшего развития. Вместе с тем неудачная его организация не отрицает его положительной перспективной сущности, то есть организации интегрированного комплекса в виде «добыча-рыбообработка-реализация» с качественной поддержкой технического состояния судов. Что касается самого эксперимента, то он является наиболее перспективным в плане эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса в современных экономических условиях.
Создание интегрированных структур в рыбохозяйственном комплексе в значительной мере способствует проявлению мультипликативного и социального эффекта, т.к. подобные действия способствуют образованию длинной цепи занятости – от обработки сырья на заводе до потребителя. При этом объемы налоговых поступлений и добавленной стоимости, а также занятость населения достигают значительных размеров.
Эффект от интеграции предприятий рыбной отрасли будет выражаться и в увеличении налоговых поступлений, поскольку налоговая нагрузка (включая ЕСН) по береговым производствам в 2-2,5 раза выше, чем на судах, а также в значительном росте численности занятого населения.
Необходимо понимать, что данная задача не может быть решена усилиями отдельных предприятий, поставленных в условия современных отношений, так как является общеотраслевой. Экономическая политика государственных органов регионального и федерального управления должна быть направлена на защиту рыбообрабатывающих предприятий от олигополистической политики флотов. При этом государство в первую очередь должно учитывать, что отраслевая производительность определяется производительностью наиболее слабого звена, каким в настоящее время и является береговая обработка рыбы. При этом, как отмечалось, управляющие воздействия государственных органов должны осуществляться различными, преимущественно экономическими, методами.
Схема интеграции предприятий рыбопромышленного комплекса представлена на рисунке 4.
Несмотря на существование нерешенных проблем, вызванных как факторами экономического и правового толка, так и ошибками в управлении отраслью, российский рыбопромышленный комплекс имеет значительный потенциал не только для развития, но и для устойчивого функционирования в дальнейшем. Можно определенно констатировать, что основные направления проведения экономически эффективной промышленной политики в рыбной отрасли вполне определены и могут быть с успехом реализованы на практике при условии активного участия государства в экономике рыбной отрасли.