Вместе с тем, выход на новые рубежи означает для российских производителей, прежде всего, начало нового этапа постоянной напряженной конкурентной борьбы не только на внешнем, но и на внутреннем рынке страны, на который в перспективе получат доступ крупнейшие торговые сети Европы, Америки и Азии. Все это уже сейчас требует от отечественного товаропроизводителя принятия срочных подготовительных мер, направленных, в первую очередь, на приведение методов и средств обеспечения безопасности выпускаемой на их предприятиях продукции в соответствии с мировым стандартам. Таковы правила новой игры – исключений не будет.
В ходе административной реформы, проведенной в нашей стране в последние годы, была организована система контроля и надзора за безопасностью всех пищевых продуктов – Федеральное государственное учреждение «Национальный центр качества и безопасности рыбной продукции» (ФГУ «Нацрыбкачество»). Новый орган, находясь в ведении Россельхознадзора, отвечает за обеспечение безопасности рыбной продукции. Помимо этого, в функции ФГУ входит также: 1) оказание услуг предприятиям-экспортерам рыбной продукции в части обязательного подтверждения их соответствия требованиям Евросоюза; 2) оказание помощи предприятиям рыбохозяйственного комплекса РФ в разработке интегрированных Систем собственного контроля на основе принципов ХАССП, GMP и требований международных стандартов ИСО 9000 и ИСО 22000; 3) оказание помощи предприятиям-импортерам рыбной продукции в поставках на внутренний рынок России рыбной продукции в соответствии с требованиями законодательства и процедурой обязательного подтверждения ее безопасности.
Это лишь часть той деятельности, которую «Нацрыбкачество» осуществляет на сегодняшний день. С увеличением количества требований, предъявляемых к российскому производителю, ФГУ также расширит свои полномочия и будет ставить перед собой новые задачи. Каковы на сегодня приоритеты учреждения и насколько актуальной является его работа – об этом мы попросили рассказать директора ФГУ «Нацрыбкачество» Алексея ЭМЕКСИЗОВА.
На слово не верим…
- ФГУ «Нацрыбкачество» осуществляет свою деятельность на основании плана перспективного развития на 2006-2007 годы. В него вошел ряд направлений, на которые уже сейчас ориентирована работа учреждения, однако хотелось бы выделить приоритетные вопросы, решение которых для специалистов ФГУ является сейчас первоочередным.
Один из них – создание референс-лаборатории и обеспечение безопасности продукции, поставляемой в Европейский Союз (ЕС) и другие страны.
Среди важнейших направлений в деятельности Нацрыбкачества значится работа с ЕС. Для того чтобы взаимодействие это осуществлялось более качественно, чтобы мы имели возможность проводить испытания поставляемой на европейские рынки рыбной продукции на основе современных аналитических методов исследования, было принято решение открыть референс-лабораторию по мониторингу рисков при экспорте и импорте рыбной продукции. Она будет координировать испытания экспортно-импортной продукции по унифицированным методам в соответствии с международными требованиями. Сейчас мы завершаем все работы по возведению самого здания лаборатории, которое будет располагаться в Москве.
- А чем именно будет отличаться создаваемое учреждение от уже функционирующих сегодня межрегиональных ветеринарных лабораторий, также относящихся к Россельхознадзору?
- В отличие от существующих сегодня подобных исследовательских организаций, деятельность нашей лаборатории будет включать в себя более широкий спектр услуг. В частности, мы планируем проводить арбитражные исследования продукции. Иными словами, если при испытании продукции в любой другой лаборатории были обнаружены какие-то несоответствия требованиям качества, российским или зарубежным стандартам и т.д., в референс-лаборатории наши специалисты смогут провести собственные испытания.
Параллельно с этим мы занимаемся разработкой определенных методик, которые помогут в дальнейшем гармонизировать российское законодательство с законодательством европейским. Дело в следующем: в мае 2006 года комиссией Главного управления по здравоохранению и защите прав потребителя ЕС (FVO) была проведена проверка деятельности компетентного органа РФ с целью оценки системы контроля за условиями производства рыбопродуктов. Проверка шести лабораторий с целью оценки возможности использования полученных данных для мониторинга рисков в соответствии с Директивами ЕС показала, что используемые методики определения безопасности рыбной продукции, утвержденные в Российской Федерации, не всегда соответствуют требованиям Регламентов ЕС. К сожалению, не все лаборатории сегодня осуществляют те испытания, которые предусмотрены европейскими требованиями. А поэтому все оборудование, которое закупается для будущей лаборатории, и методики, которые мы разрабатываем, будут соответствовать требованиям евростандартов. В референс-лаборатории планируется проведение обучения персонала региональных лабораторий согласно разработанным, унифицированным с требованиями ЕС методикам, а также аудит лабораторной практики с помощью сличительных исследований в соответствии с международными требованиями.
Все под контролем
Создание информационного узла Россельхознадзора с целью обеспечения безопасности поставок рыбной продукции как в страны ЕС, так и в целом на экспорт является еще одним приоритетным направлением.
- Как известно, – продолжает Алексей Саввович, – ФГУ «Нацрыбкачество» находится в ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Минсельхоза РФ, и создание информационного узла на базе нашего учреждения связано с полномочиями и функциями самого Россельхознадзора. На сегодняшний день в техническом плане такой центр уже сформирован, идет подготовка документов по информационному обеспечению деятельности Россельхознадзора.
Важно, что созданный информационный узел, в первую очередь, будет призван обеспечивать функции Нацрыбкачества как ФГУ в плане безопасности рыбной продукции. Он позволит нам отслеживать все районы промысла, в том числе и запрещенные, на основании чего мы сможем делать выводы: правильно ли себя ведут наши рыбацкие компании, там ли они ловят рыбу, где им положено. В результате это позволит намного эффективнее устанавливать безопасность выпускаемой российскими предприятиями продукции. С введением в полном объеме в эксплуатацию информационного центра мы хотели бы данный опыт работы распространить на экспорт не только в ЕС, но и в страны АТР: Китай, Японию, Корею, Вьетнам.
Кроме того, с началом работы информационного центра у нас появилась возможность отслеживать и выполнение объемов добычи водных биологических ресурсов. То есть, наблюдая за процессом промысла, в том числе и по количеству уже добытых морепродуктов, мы можем отследить момент, когда в соответствии с выделенными квотами лимит на том или ином судне будет уже исчерпан. Вся информация будет доводиться до Россельхознадзора для принятия им решений. Но это при условии, что у нас будут четко взаимодействовать все компоненты системы, формированием которой мы сейчас и занимаемся.
О том, как именно функционирует новый информационный узел, рассказывает начальник отдела по работе с импортируемой рыбной продукцией Владимир АНТИПИН.
- Информационный узел Россельхознадзора в соответствии с поставленными перед ним задачами осуществляет:
• обеспечение территориальных управлений Россельхознадзора информацией по вопросам осуществления контроля за соблюдением требований, касающихся разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов; предоставление по запросам ТУ информации о позициях и промысловой деятельности рыбопромысловых судов;
• сбор, обобщение данных, формирование и ведение базы данных об объемах квот на добычу (вылов) водных биоресурсов, определенных пользователям для осуществления рыболовства во внутренних водоемах, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в открытом море, в конвенционных районах и прибрежных зонах иностранных государств;
• формирование в системе Россельхознадзора единой базы данных по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, обороту рыбной продукции, включая осуществленный экспорт и импорт;
• сбор, анализ и обобщение данных о количестве разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемых территориальными управлениями Россельхознадзора, формирование и ведение базы данных выданных разрешений;
• мониторинг промысловой деятельности рыбодобывающих и транспортных судов, имеющих регистрационный номер КЕС, сбор, анализ и обобщение данных о промысловой деятельности таких судов по судовым суточным донесениям капитанов (ССД);
• мониторинг законодательных актов ЕС по вопросам безопасности и качества рыбной продукции, их анализ, формирование и ведение базы данных;
• мониторинг, сбор информации по системе быстрого оповещения ЕС (RASFF), относящейся к поставкам рыбной продукции из РФ, ее анализ, формирование и ведение базы данных;
• сбор, обобщение данных и анализ фактов по нарушениям требований Регламентов ЕС к качеству и безопасности рыбной продукции, формирование и ведение базы данных о количестве и характере нарушений;
• сбор, обобщение данных, формирование и ведение базы данных о рыбопромысловых судах, имеющих регистрационный номер КЕС, анализ и оценка их деятельности;
• проведение анализа соответствия объемов выпускаемой рыбопродукции, направляемой на экспорт в страны ЕС, выделенным объемам квот на добычу (вылов) ВБР;
• сбор, анализ и обобщение результатов лабораторных исследований рыбной продукции для определения благополучных и неблагополучных районов и участков добычи рыбных объектов в отношении безопасности водных биоресурсов; формирование базы данных и составление карты таких районов;
• подготовку аналитических материалов и предложений по вопросам использования, обеспечения сохранения водных биологических ресурсов, качества и безопасности рыбной продукции, экспортируемой в страны ЕС.
- Но возникает вполне логичный вопрос: а как можно отследить все эти процессы у нас, в РФ, учитывая масштабы страны?
- Вот именно для того, чтобы специалист филиала ФГУ «Нацрыбкачество», допустим, во Владивостоке смог поставить свою печать на «сертификате здоровья», гарантирующем, что продукция, произведенная в Охотском море конкретно взятым судном, безопасна, существует целая система контроля за этим процессом.
Допустим, к нам поступает запрос, в котором уведомляется о том, что во владивостокский филиал ФГУ «Нацрыбкачество» обратилась компания, которая имеет еврономер и желает экспортировать свою продукцию в Европу. При этом компания утверждает, что промысел производился в Охотском море в определенных координатах, в конкретный отрезок времени. Но для того, чтобы подтвердить безопасность продукции в ЕС, нам необходимо знать всю цепочку производства. Для этого в центральном офисе ФГУ «Нацрыбкачество» и используются возможности информационного узла отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов.
Стоит отметить, что это важнейший, но не единственный источник информации о промысловой деятельности судов. В ходе подтверждения безопасности своей продукции, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, каждое промысловое судно обязано сдать свою продукцию в ветеринарную лабораторию, данные исследований также поступают в наш информационный узел. В результате мы можем подтвердить, что в течение определенного промежутка времени в данном районе промысла не было обнаружено никаких вредных веществ. Район промысла является благополучным.
Вернемся к нашему примеру. Используя возможности созданной системы, определяем точные координаты судна именно в тот момент, когда, по заявлению фирмы-поставщика, был произведен промысел. Выясняем также видовой состав и объем улова для того, чтобы подтвердить возможность поставки заявленного вида морепродукции именно в том количестве, которое указал поставщик.
Таким образом, мы можем подтвердить всю цепочку, начиная с момента начала промысловой операции и заканчивая поставкой готовой продукции на рынок. И мы будем уверены в безопасности этого товара, поскольку данное судно прошло обязательный контроль, освидетельствовано, и ему присвоен номер, подтвержденный в Европе. При этом мы точно знаем, когда оно в последний раз проверялось, поскольку сами осуществляем этот контроль. Также мы проводим мониторинг безопасности района по данным, предоставляемым научно-исследовательскими организациями: ТИНРО, ПИНРО и т.д.
- Понятно, что в работе такой системы задействованы не одна структура и не один десяток специалистов. За счет чего удается осуществлять эту деятельность?
- Разумеется, весь этот процесс требует определенных затрат. Как уже говорилось, доступ к системе предоставляется нам на основе договора. Так что для поддержания потока информации со спутникового мониторинга для базы данных необходимы определенные вложения. Да и в целом системный подход, для которого нужна оценка качества процесса на каждом этапе, требует организационных и финансовых затрат. Все это включено в стоимость наших услуг, итогом которых является выдача Заключения, в котором указывается соответствие/несоответствие экспортируемой продукции требованиям официальных документов ЕС по обеспечению выпуска безопасной рыбной продукции. Данное Заключение является основанием для выдачи (или отказа в выдаче) «СЕРТИФИКАТА ЗДОРОВЬЯ».
А если учесть, что огромный поток продукции с Дальнего Востока переправляется сначала, например, в порты Южной Кореи, специалисты ФГУ «Нацрыбкачество» должны собственнолично проконтролировать и этот этап. В итоге, за выдачей Заключения и выпиской Сертификата стоит огромная работа: мониторинг безопасности районов промысла, освидетельствование судов, контроль за безопасностью продукции и т.д.
- А как еще могут использоваться данные, полученные с помощью вашего информационного узла?
- Как уже говорилось, информационный центр создавался в интересах Россельхознадзора в целом, а в обязанности последнего входит и такая серьезная функция, как подтверждение законности промысла. Иными словами, существует тезис, который звучит так: рыбная продукция, законность происхождения которой не установлена, не должна рассматриваться на предмет определения ее безопасности. У нас имеется информация о выданных квотах, разрешениях, мы имеем возможность отслеживать весь процесс выбора квот каждым промысловым судном. По запросу Россельхознадзора ФГУ выполняет и такую работу.
15 ноября 2006 года Комиссия по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике (Комиссия НЕАФК) на своей ежегодной сессии приняла Рекомендации по Схеме контроля и принуждения по отношению к рыболовным судам, ведущим промысел в конвенционном районе НЕАФК.
Указанные Рекомендации вступают в силу с 1 мая 2007 года. Главой V Рекомендаций устанавливается портовый контроль иностранных рыболовных судов государством порта, в котором планируются выгрузки или перегрузки рыбных ресурсов. В соответствии со статьей 23 Рекомендаций, выгрузка или перегрузка рыбных ресурсов в портах Договаривающихся Сторон с 1 мая 2007 года будет осуществляться на основании разрешения, выданного компетентным органом Государства порта. Такое разрешение будет выдаваться только после получения официального подтверждения законности добычи рыбных ресурсов от компетентных органов Государства, чьи суда намереваются провести операции по выгрузке или перегрузке рыбопродукции.
Подтверждение законности добычи рыбных ресурсов включает в себя, в том числе, и подтверждение нахождения судна в заявленном районе промысла по данным спутникового слежения отраслевой системы мониторинга, а также наличия у судна достаточных квот и разрешения на добычу ВБР.
Указанные подтверждения в системе Россельхознадзора могут быть технически подготовлены специалистами ФГУ «Нацрыбкачество».
- Мы также надеемся, что своей деятельностью сможем помочь в анализе экспортно-импортного потока у нас в стране, – отмечает Владимир Антипин. – Сегодня этим занимаются ветеринарные службы, но разрозненно – каждый в своем регионе. А поскольку подобная информация также поступает к нам в информационный узел, возможно, это поможет разобраться, откуда и как в Россию поступает рыбопродукция.
Российский рынок тоже достоин качества
Наконец, третьим приоритетным направлением, над которым в настоящее время, накануне вступления России в ВТО, трудятся специалисты «Нацрыбкачества», является обеспечение выпуска безопасной рыбной продукции предприятиями рыбохозяйственного комплекса страны на внутренний рынок и развитие рыбоводства и аквакультуры.
«К сожалению, на сегодняшний день практически не охваченными в плане надзора за выпуском безопасной рыбной продукции остаются предприятия, работающие на внутреннем рынке страны, – сетует Алексей Эмексизов. – Пока получается так, что мы уделяем больше внимания здоровью граждан иностранных государств, чем своим. Можно сказать, что заботимся больше о своем «лице», чем об общем состоянии «организма». А поэтому обеспечение выпуска безопасной рыбной продукции на внутренний рынок и развитие аквакультуры для нас является приоритетным направлением.
- А если российская компания, работающая в сфере аквакультуры, захочет поставлять свою продукцию на зарубежный рынок, сможет ли Нацрыбкачество оказать ей поддержку в этом вопросе?
- К сожалению, пока России запрещено поставлять в страны Европы какую-либо продукцию аква- и марикультуры за исключением филе гребешка и краба. Однако в дальнейшем, с развитием этого производства, мы готовы заниматься сертификацией и в данном направлении. Причем в этом вопросе «Нацрыбкачество» выступает инициативно, мы осознаем перспективность данной отрасли и понимаем проблемы, с которыми уже в недалеком будущем могут столкнуться аквафермеры.
Отметим, что ФГУ «Нацрыбкачество» имеет право оценивать соответствие систем качества артелей и рыбозаводов, которые занимаются производством продукции аквакультуры. Однако экспортировать продукцию на европейские рынки российские производители не могут, поскольку в свое время наша страна не представила определенные данные для ветеринарной службы Европы. Разрешение может быть выдано только в том случае, если Россией будет представлен план мониторинга остаточных веществ и данные за последние несколько лет. Этим в настоящее время и заняты специалисты «Нацрыбкачества». Тормозит процесс тот факт, что в настоящее время еще не все российские лаборатории могут производить необходимые для этого анализы. И в этом должна помочь создаваемая референс-лаборатория.
Справка:
В настоящее время основной моделью управления качеством и безопасностью пищевой, в том числе рыбной, продукции является система, основанная на принципах ХАССП – анализ рисков и критические контрольные точки. Внедрение в той или иной форме этой системы является обязательным в государствах-членах Европейского Союза, США, Канаде, Японии, Австралии. Многие компании-экспортеры и крупные торговые компании внутреннего отечественного рынка уже предъявляют своим поставщикам обязательное требование по использованию системы ХАССП.
У нас в стране эта система не является обязательным условием функционирования предприятия. Однако если производитель желает поставлять свою продукцию на рынки Европы и Америки, принципы ХАССП он соблюдать обязан.
Вместе с тем, во всем мире уже наблюдается устойчивая тенденция отвечать, в первую очередь, за безопасность произведенной продукции, так как качество – это уже приоритет бизнеса. И наличие на предприятии системы ХАССП и тем более закрепление ее внедрения в качестве обязательного требования на уровне законодательства страны говорит о развитости и высокой культуре потребительского рынка.
По словам Алексея Саввовича, в течение последних полутора лет «Нацрыбкачество» уже выходило с предложением о создании такой системы безопасности продукции в Россельхознадзоре и Минсельхозе. Но пока проблема заключается в нехватке нормативной законодательной базы для того, чтобы директивным решением обязать все российские рыбацкие предприятия внедрять такие системы качества в обязательном порядке.
Как убежден Алексей Саввович, работа «Нацрыбкачества» по указанным выше приоритетным направлениям в нынешнем году будет завершена. «Во всяком случае, мы приложим все усилия для этого и подготовим наших рыбопромышленников к работе в новых условиях. Важно, чтобы они поняли: готовиться к встрече с иностранным рынком необходимо заранее. Им нужно защищать свои интересы и ясно представлять свои перспективы. Наши рыбопромышленники, возможно, чувствуют себя весьма комфортно в тех условиях, которые существуют на данный момент. И правила игры, которые для них создает государство, сейчас им особенно-то и не интересны. Но очень скоро все изменится. Западный бизнес ринется на рынки России, где будут созданы, по сути, равные условия конкуренции для всех. А на западе, как мы знаем, достаточно крупных рыбацких компаний, которые половину наших рыбаков просто разорят».
Именно поэтому «Нацрыбкачество» старается донести до российских производителей рыбной продукции мысль, насколько актуальной является работа ФГУ по внедрению систем собственного контроля, основанных на принципах ХАССП. Уже сегодня ряд крупнейших гипермаркетов, действующих на территории России, принимая на реализацию продукцию, интересуются наличием на предприятиях-производителях системы собственного контроля. И хотя сегодня этот момент носит пока рекомендательный характер, тем не менее прецедент уже создан. То есть завтра-послезавтра требования начнут ужесточаться. «А поэтому, – говорит Алексей Эмексизов, – мы хотим, чтобы к тому времени, когда иностранные компании получат свободный доступ на российский рынок, подавляющее большинство наших компаний уже имело эту систему контроля и могло успешно конкурировать в новых условиях».
Научим, объясним, проверим…
Помимо регистрации и оценки соответствия требованиям ЕС российских береговых рыбоперерабатывающих предприятий и судов, заявивших себя на право экспорта определенных видов продукции в Европу, а также внесения их в Реестр экспортеров специалисты «Нацрыбкачества» проводят периодические проверки этих объектов.
- Это обязательная процедура необходима для того, чтобы подтвердить раз в два года их соответствие официальным требованиям европейского законодательства. При этом мы проверяем состояние и условия производства, а также выполнение процедур, основанных на принципах ХАССП и элементах систем GMP и GHP, гарантирующих безопасность выпускаемой продукции, – рассказывает начальник отдела по работе с предприятиями-экспортерами рыбной продукции ФГУ «Нацрыбкачество» Ольга ДЕНИСЮК. – Иными словами, проводится постоянный контроль экспортеров рыбной продукции. В случае если предприятие или судно не соответствует международным требованиям по выпуску безопасной продукции, «Нацрыбкачество» предоставляет им время для устранения замечаний с обязательной проверкой их выполнения. Но, к сожалению, не все руководители должным образом относятся к нашим замечаниям, вследствие этого некоторые предприятия и суда приходится исключать из числа экспортеров рыбной продукции в Европу.
По результатам последних проверок судов Дальневосточного бассейна, экспортирующих продукцию в государства-члены Евросоюза, основными замечаниями к ним являются: несоответствие гигиенического состояния санитарно-бытовых и производственных помещений, отсутствие автоматической регистрации температуры хранения в трюмах, регистрации параметров технологического процесса, что приводит к невыполнению требований европейских Регламентов, в том числе и процедур, основанных на принципах ХАССП, GMP и GHP.
- А оказывает ли ваше учреждение какую-либо методическую помощь производителям в вопросе внедрения систем ХАССП, GMP и GHP на предприятиях или судах?
- Мы проводим необходимые консультации и оказываем методическую помощь при подготовке предприятий и судов к выпуску продукции, соответствующей необходимым международным требованиям безопасности. Наши специалисты, в том числе, помогают производителям разрабатывать, внедрять и оценивать эффективность функционирования системы собственного контроля, основанной на принципах ХАССП, с учетом элементов систем GMP и GHP.
Также мы оказываем услуги по формированию и актуализации фонда официальных документов ЕС, в том числе регламентов, директив, касающихся выпуска безопасной продукции, с комментариями к ним. Предприятиям российского рыбохозяйственного комплекса можем оказать помощь при разработке стандартов организаций на выпускаемую ими продукцию и другой технической документации, в том числе подготовке полного пакета документов для постановки на производство новых видов продукции. Учитывая то, что в нашем учреждении трудятся высококвалифицированные специалисты, «Нацрыбкачество» консультирует и оказывает методическую помощь по вопросам технологии, микробиологии, ветеринарии, стандартизации, сертификации систем качества ХАССП, сертификации процессов производства продукции из гидробионтов с учетом элементов систем GMP и GHP, поскольку внедрение этих систем является обязательным условием для осуществления торговли со странами ЕС.
Следует сказать, что ФГУ «Нацрыбкачество» уполномочено Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в качестве Органа по сертификации систем ХАССП в области производства, транспортирования, хранения и реализации продукции из рыбы и нерыбных объектов промысла, а также в качестве Органа по сертификации процессов производства продукции из гидробионтов. Получение данных сертификатов существенно повышает статус предприятия или судна и способствует продвижению продукции как на внутренний, так и на мировой рынок.
«В любом случае, важно, чтобы производитель имел желание повысить конкурентоспособность своей продукции. И в этом ему обязательно помогут в региональных филиалах «Нацрыбкачества» или в центральной службе, которая находится в Москве», – отмечает Ольга Константиновна.
В своем последнем выступлении на переговорах по присоединению России к ВТО министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф заявил, что Россия рассчитывает вступить во Всемирную торговую организацию до конца 2007 года. «Российский рынок открыт для поставок из стран ЕС», – отметил он.
В связи с этим в заключение, еще раз возвращаясь к основной проблеме, стоящей сегодня перед российскими поставщиками рыбопродукции, отметим, что именно сейчас наступил тот момент, когда очень важно не упустить время и приложить все усилия для подготовки к новым условиям конкуренции: отечественные производители реально рискуют потерять рынки сбыта без использования системы ХАССП. Время пока еще есть. Но нужно помнить, что Россия на «пороге» ВТО долго не задержится.