Журнал «Fishnews»

Возрождение отрасли в руках рыбаков!

Вице-президент ВАРПЭ Юрий МОСКАЛЬЦОВ о работе Совета Ассоциации и частно-государственном партнерстве.

28 марта 2007 года состоялось заседание Совета Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ). Совет рассмотрел основные вопросы, касающиеся реализации Плана-графика первоочередных мероприятий ВАРПЭ, принятого за основу развития «Основных направлений» работы Всероссийской Ассоциации на 2006-2009 годы. В него включены вопросы: об усилении взаимодействия ВАРПЭ с органами исполнительной и законодательной власти и о мерах по формированию консолидированной позиции членов Ассоциации по данной проблеме; об итогах заседания рабочей группы (бюро), созданной в рамках Совета ВАРПЭ для решения проблем финансирования деятельности Ассоциации и решения иных стратегических вопросов; о проведении второго этапа П Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства; о предложении Российского союза промышленников и предпринимателей по созданию Общероссийского отраслевого объединения работодателей агропромышленного комплекса.

Об итогах заседания в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал президент ОАО «Дальрыба», вице-президент ВАРПЭ Юрий МОСКАЛЬЦОВ.

- Юрий Иванович, наметилась ли положительная динамика в работе Всероссийской Ассоциации, расскажите о реализации Плана-графика первоочередных мероприятий?

- Позитивные сдвиги в работе ВАРПЭ есть. Это подтверждается результатами работы Ассоциации. В частности, завершено создание научно-экспертного совета (НЭС) при Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, потенциал Совета будет направлен на принятие рациональных правовых решений по вопросам функционирования рыбохозяйственного комплекса. Возобновлена работа НО «Фонд поддержки рыбного хозяйства», что позволило приступить к сбору и обработке инвестиционных проектов в отрасли с целью привлечения необходимых финансовых ресурсов. Заключено Соглашение между ФАР и ВАРПЭ о взаимодействии при подготовке проектов решений Росрыболовства по вопросам правоприменительной практики в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также порядок его реализации. Наряду с этим окончен подготовительный этап формирования отраслевого законопроекта «О специальном техническом регламенте «Рыба, нерыбные объекты промысла и продукция их переработки. Производство и обращение», его с нетерпением ждали все работники отрасли.
Одним из серьезнейших достижений в нашей работе следует считать проведение подготовительной работы по формированию новой редакции главы 25.1 Налогового кодекса РФ. Подчеркну, активная позиция ВАРПЭ способствует созданию правовых условий для решения одной из важнейших проблем в отрасли – новых ставок сбора за пользование ВБР и новый порядок их исчисления и внесения.

Помимо этого, завершается работа над документами для рассмотрения на заседании Госсовета с участием представителей ВАРПЭ и рыбохозяйственных регионов, что позволяет максимально оптимизировать варианты поручений, ожидаемых по итогам данного заседания.
Учитывая интересы отечественных промышленников и предпринимателей, специалисты ВАРПЭ в обзорном периоде провели экспертизу более 10 проектов нормативных правовых актов, имеющих особое значение для нормального развития хозяйственных процессов в отрасли. Также при содействии ВАРПЭ решены определенные кадровые вопросы в научно-исследовательских организациях отрасли.
Осуществление этих мероприятий способствовало усилению взаимодействия ВАРПЭ с органами исполнительной и законодательной власти и, соответственно, – расширению возможностей по реальной защите интересов ассоциантов на всех ее уровнях.

- Есть ли, на Ваш взгляд, вопросы, требующие особого внимания Ассоциации?

- Безусловно. В ходе проводимой работы члены Совета Ассоциации, ее руководство и исполнительный аппарат будут обращать пристальное внимание на решение таких проектных вопросов, как реализация законодательной инициативы по осуществленным теоретическим разработкам (гл. 25.1 Налогового кодекса РФ, Технический регламент) и поиск адекватных форм и методов осуществления работы по главе 26.1 Налогового кодекса РФ (о едином сельхозналоге). Наряду с этим мы собираемся сосредоточить усилия в Высшем Арбитражном суде (ВАС) по вопросу применения положений Главы 25.1 Налогового кодекса в части взыскания сбора за пользование объектами водных биоресурсов и, в случае необходимости, будем добиваться передачи рассмотрения данной проблемы в Президиум Высшего Арбитражного суда.
Также необходимо принять срочные меры на всех уровнях управления рыбной отраслью по возобновлению российскими рыбаками полномасштабного океанического рыболовства, которое всегда являлось основой развития рыбопромышленного комплекса страны, и по созданию в этих целях финансово-экономических условий для строительства соответствующих рыбопромысловых, транспортных и научно-исследовательских судов. В связи с этим в качестве первого шага необходимо добиться внесения данного вопроса в регламент деятельности рабочей группы Государственного Совета, сформированной под руководством губернатора Сахалинской области И. П. Малахова.

Кроме этого, мы считаем недопустимой позицию Россельхознадзора, вследствие которой незаконно устанавливается контроль за качеством продукции не являющейся экспортной, и в то же время не принимаются должные меры по оптимизации и сокращению сроков осуществления контрольных функций за действительно экспортной продукцией, последнее негативно сказывается на результатах внешнеэкономической деятельности. Учитывая серьезность данной ситуации, а также исключительную важность вырабатываемых органами государственной власти документов, регламентирующих порядок выдачи разрешительной документации на внешнеторговые операции с рыбной продукцией, мы собираемся делегировать специалистов ВАРПЭ для участия в публичных обсуждениях данных вопросов в заинтересованных органах государственной власти, в комиссиях и комитетах РСПП, ТПП РФ.
Не менее актуальный вопрос – возрождение в рамках рыбной отрасли промысловых разведок как независимых структур, деятельность которых крайне необходима для развития сырьевой базы, а также обеспечения полноценного и всеобъемлющего финансирования сырьевой науки из бюджетных источников с одновременной отменой научных квот.
На наш взгляд, именно эти перспективные направления требуют наиболее пристального внимания членов Ассоциации. В связи с этим на Совете было принято решение сформировать делегацию из членов Совета Ассоциации и обратиться к Министру сельского хозяйства РФ А. В. Гордееву с просьбой о проведении встречи для обсуждения положения дел в отрасли и рассмотрении накопившихся в ней проблем на Коллегии Министерства. А в целях повышения оперативности и эффективной работы Ассоциации по вопросам, связанным с ее деятельностью, создать Бюро Совета ВАРПЭ.
- Будут ли озвученные вопросы обсуждаться на II Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства? Как идет подготовка к этому мероприятию?
- Думаю, что такие рыбацкие проблемы, как разорительное налогообложение, рост цен на топливо, истощение сырьевой базы, старение материально-технической базы отрасли, ее кадрового состава, обязательно будут обсуждаться в ходе будущей встречи рыбаков. Тем более что повестка дня соответствующая: «О положении дел в рыбном хозяйстве страны и мерах по выводу отрасли из кризисного состояния». Сегодня члены Совета ВАРПЭ принимают активное участие в подготовительной работе, связанной с проведением этого важного отраслевого мероприятия, в частности, в подготовке доклада, проекта решения и других документов съезда.

- На заседании Совета ВАРПЭ было рассмотрено предложение Российского союза промышленников и предпринимателей по созданию Общероссийского отраслевого объединения работодателей агропромышленного комплекса. Какова судьба этого предложения?

- При рассмотрении данного предложения мы исходили из следующего: во-первых, в соответствии с Федеральным законом об объединениях работодателей № 156-ФЗ от 27 ноября 2002 года объединение работодателей является «формой некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц)».
Согласно другому положению данного Закона Общероссийское объединение работодателей создается «на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации».
С учетом этого, на встрече решили подтвердить заключение Совета ВАРПЭ от 10 ноября 2005 года, принятое после всесторонней юридической проработки «о нецелесообразности проведения каких-либо действий, связанных с изменением статуса и структуры ВАРПЭ и приданию ей функций работодателя».

Во-вторых, ни один из членов Ассоциации не делегировал ее руководству право на участие в Отраслевом тарифном соглашении (что обусловлено решением Общегодового собрания ВАРПЭ от 24 июня 2002 г.) только на том основании, что, по их мнению, ВАРПЭ не должна выполнять функции работодателя.
В связи с этим предложение Комиссии по АПК Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям о вхождении ВАРПЭ в состав учредителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей АПК мы решили отклонить.

- Юрий Иванович, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании положений статей 5, 6 и 16 Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. активизировало работу по широкому вовлечению союзов, ассоциаций, общественных организаций и иных объединений производителей в процесс регулирования хозяйственных отношений в подведомственных министерству отраслях экономики страны. Одним из направлений этой работы признано целесообразным, в рамках частно-государственного партнерства, осуществить передачу части ведомственных полномочий по регулированию и управлению хозяйственными процессами тем союзам и ассоциациям, которые отвечают нормам права, указанным в законе. Как работает ВАРПЭ в данном направлении? Разработаны ли какие-то предложения?

- Действительно, соответствующие предложения поступили от Минсельхоза России во Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров. В частности, ВАРПЭ было предложено в самые сжатые сроки согласовать перечень полномочий (функций), которые должны быть переданы органами государственного управления рыбохозяйственной деятельностью нашей Ассоциации. До 6 апреля все заинтересованные предприятия и организации рыбохозяйственного комплекса направили нам свои предложения по перечню полномочий, которые, по их мнению, следует запросить для передачи на исполнение в Ассоциацию.

Таким образом, в рамках частно-государственного партнерства в области выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере рыболовства в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» мы предлагаем передать для исполнения ВАРПЭ следующие функции: во-первых, ВАРПЭ должна производить экспертную оценку всех предложений в области государственной политики в сфере рыболовства. Во-вторых, ВАРПЭ от имени рыбохозяйственных компаний РФ должна согласовывать с федеральными органами Российской Федерации отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности в области рыболовства. В-третьих, ВАРПЭ должна участвовать в подготовке материалов к переговорам и переговорах по заключению межправительственных соглашений в области рыболовства. В-четвертых, необходимо привлечь специалистов ВАРПЭ к разработке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, способствующих повышению конкурентоспособности рыбохозяйственных компаний и организаций в их производственной и внешнеторговой деятельности. И, наконец, мы предлагаем передать Всероссийской Ассоциации полномочия по выработке рекомендаций для федерального Агентства по рыболовству РФ в области научных исследований в рыболовстве.
По нашему мнению, выполнение указанных функций должно финансироваться из государственного бюджета, отдельные функции по договору могут выполнять члены ВАРПЭ. Для сведения, в США государственное финансирование внеправительственных общественных организаций, занимающихся только внешнеполитической деятельностью, составляет 10 миллиардов долларов США.

Сегодня все должны понимать, что у рыбаков появился реальный шанс участвовать в возрождении отрасли. Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров – орган, который в перспективе будет влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства в области рыболовства. Членство в Ассоциации – это, прежде всего, выражение активной гражданской позиции, возможность преобразовать рыбную отрасль. Ведь преодолеть кризис можно только сообща. Рыбаки сильны своим единством. Только единый голос рыбаков по стратегическим вопросам воспринимается органами государственной власти. Совместное обсуждение актуальных вопросов, согласование позиций – важнейшее условие решения проблем рыбной отрасли. Именно поэтому консолидация рыбаков является основным направлением деятельности ВАРПЭ.