О некоторых итогах работы рыбопромышленного комплекса Cахалинской области за 2006 год |
По состоянию на 01.01.2007 года общий вылов водных биологических ресурсов по всем видам квот составил 460,1 тысяч т или 97,6% к уровню 2005 года. Промышленная квота в исключительной экономической зоне Российской Федерации (включая квоты прибрежного рыболовства) освоена на 58,3% (в 2005 г. – 60,3%).
Для рыбодобывающих предприятий Сахалинской области основными объектами промысла являются: тихоокеанский лосось, минтай, навага, треска, сельдь, камбала, терпуг, сайра, кальмар.
Удельный вес минтая в общем вылове в 2006 году составил 42%. В связи с удовлетворительной промысловой обстановкой в Беринговом море флотом освоены квоты на вылов минтая на уровне предыдущего года – 95%. Практически на уровне прошлого года освоены квоты трески 63% (92% к 2005 году), сельди 85% (104% к 2005 году).
В 2006 году при квоте 12838,4 т камбалы освоено 7446,7 т, или 58%, в 2005 году ее освоение составило 76%. Снижение добычи камбалы связано с тем, что в Беринговом море освоение составило лишь 50%. Кроме того, снижены прибрежные квоты камбалы на 1,6 тыс. т в традиционных районах промысла на Восточном и Западном Сахалине, а также в Камчатско-Курильской подзоне.
Вылов сайры в 2006 году составил 21491 т, освоение составило 39%. По сравнению с прошлым годом вылов снизился на 13255 т и составил 62% к уровню 2005 года, снижение связано с поздним выходом флота на промысел по объективным причинам.
Процент освоения терпуга составил 89%, по отношению к прошлому году – 110%. Увеличение добычи терпуга в 2006 году связано с тем, что в Северо-Курильской зоне сохранялась стабильно хорошая промысловая обстановка.
Квоты на вылов наваги освоены на 54%, выловлено 6245 т, на 319 т меньше, чем на отчетную дату 2005 года. Неполное освоение квот наваги произошло по причине плохой ледовой обстановки, а также из-за позднего выхода приказа Минсельхоза РФ по увеличению ОДУ. Приказ Федерального агентства по рыболовству был подписан только 21 марта 2006 года, когда активный промысел был уже закончен.
Незначительно увеличено по сравнению с аналогичным периодом прошлого года освоение мойвы, макруруса, лемонемы, корюшки, кукумарии, морского серого ежа, бурых водорослей, анфельции. Впервые выделены промышленные квоты тихоокеанских лососей в Северокурильской зоне для рыбодобывающих предприятий Сахалина. По сравнению с 2005 годом снизился вылов анчоуса на 415 т, морского окуня на 271 т, морского бычка на 994 т. В связи с поздним подписанием ОДУ на краба стригуна-ангулятуса Восточносахалинской подзоны, освоение этого валютоемкого объекта промысла составило всего 7%. Из-за позднего выхода приказа Минсельхоза РФ вылов уменьшен по сравнению с 2005 годом на 1430 т. Произошло снижение объемов квот по традиционным промышленным объектам лова прибрежной зоны: это минтай, треска, сельдь, трубач, осьминог, камбала и т.д. По сравнению с 2005 годом уменьшен вылов минтая на 1000 то, морского гребешка – 1000 т, камбалы – 2000 т, трески – 500 т, сельди – 500 т, сайры – 11800 т.
Основной общей причиной недоосвоения квот по всем видам объектов является их дробление между большим количеством предприятий, занимающихся добычей ресурсов. Вследствие этого многие предприятия, получившие незначительные объемы ресурсов, даже не приступили к их добыче, считая ее экономически нерентабельной.
Прогнозировалось, что 2006 год не будет лососевым, однако расчеты науки не оправдались: предприятиями области добыто горбуши – 129,6 тыс. т, кеты – 12,7 тыс. т. В сравнении с базовым 2004 годом превышение вылова составляет 84352 тонны. Вылов тихоокеанских лососей в 2006 году в объеме 142,3 тыс. тонн является историческим максимумом для Сахалинской области.
Из выловленного объема для обработки на береговые предприятия было направлено 119834 т, или 85,5%, на обрабатывающий флот Сахалинской приписки 7223 т, или 5,1%, на перерабатывающий флот других регионов 13080 т, или 9,3%. В целом Сахалинский регион переработал 127058 т лососей, или 90,7%.
В экономике области, если год лососевый, это составляет более 70 копеек на один рубль, перечисленный в бюджет области рыбаками, ведущими промысел в прибрежье. В социальном плане это означает занятость всего населения. Поэтому, если пришла рыба – и много, то оживают все отрасли экономики, предприятия торговли, транспорта, обработки, наконец, культура и надзорно-контрольные органы государственной власти.
К сожалению, в эту путину, как и в предыдущие годы, рыбаки и администрация области вынуждены были бороться с комплексом неразрешенных до сих пор проблем. Они как будто оказались виноваты в том, что лососи подошли к берегам не в прогнозируемых объемах, а в многократно их превышающих. Следствием этого явились действия по корректировке ОДУ, по урегулированию взаимоотношений с контролирующими и надзорными органами. Рыбаки вынуждены были выплачивать дополнительные ставки налогообложения в виде пеней за дополнительно выловленный объем лососей, нести ответственность за то, что приказы по утверждению квот вылова лососей пользователям области подошли позднее сроков, установленных управлением «Россельхознадзор» в разрешениях на право промысла.
Объективная оценка промысла тихоокеанских лососей в Сахалинской области наглядно показывает неповоротливость всей системы государственного управления этим видом промысла, элементарное непонимание сути прогнозирования численности лососей, которое принципиально отличается от прогноза численности большинства других видов рыб и заключается в том, что лососи моноцикличны, то есть они естественным путем умирают после нереста. А это означает, что рациональное и биологически оправданное использование запаса лососей предполагает полное промысловое изъятие ресурса этой популяции. Следует также отметить, что, пока решались вопросы увеличения ОДУ на лосось на федеральном уровне, многие рыбохозяйственные предприятия были лишены возможности реализовывать добытую рыбу и понесли финансовые потери, которые сказались на финансово-экономических показателях.
Начиная с 2003 года корректировка ОДУ на вылов тихоокеанских лососей в промысловых районах Сахалинской области приняла хронический, системный характер и развивается в прогрессии по количеству корректировок и объемов вылова. Так, в 2005 году три раза была осуществлена корректировка ОДУ на вылов горбуши в общем объеме на 54500 т; в 2006 году, по последней экспертизе, увеличение ОДУ составило 98376 т. Не «до» 98367 тонн, а «на» 98367 тонн. Для сравнения: в 2006 году рыбакам Сахалинской области для прибрежного рыболовства было определено 265689 т всех видов ВБР, в том числе чуть более половины, 135216 т бурых водорослей, которые не востребованы рыбаками, т.к. не имеют рынка сбыта.
Запасы популяции кеты в Сахалинской области сформированы за счет действующих рыбоводных заводов различных форм собственности. Результаты работы, с учетом хоминга кеты, отражаются на возврате и подходах кеты в базовые нерестовые реки. За счет действий рыбоводных заводов «Калининский», «Сокольниковский», «Ясноморский» возврат кеты в базовые реки юго-западного промыслового района был превышен, по сравнению прогнозируемыми объемами на 1154 т. Также был превышен возврат кеты и в район рыбоводного завода «Охотский»: по оперативным данным, он оказался больше на 1500 тонн.
Следует отметить отличия между проведением путины 2005 года и путины 2006 года:
Впервые в 2006 году (ранее промысел тихоокеанских лососей осуществлял ФГУ «ВНИРО в режиме НИР) был организован промышленный лов тихоокеанских лососей в Северокурильской подзоне. Из установленных квот в объеме 2372 т фактический вылов составил 363,34 т, или 15,3%. Основными причинами неосвоения установленных квот в этой подзоне являются: несовершенство правил рыболовства и бюрократические запреты промысла, включая наличие морских охранных зон, запрет на использование плавных малых сетей и т.д. (В общем, наука передала рыбакам только квоты, оставив без внимания технологию промысла, методику, которой она пользовалась при проведении научных исследований в этом районе).
В 2006 году не были подтверждены полномочия Сахалинского штаба по оперативному регулированию промысла тихоокеанских лососей. В этой связи все решения штаба по своей сути являлись нелегитимными, хотя в состав штаба входили представители регионального рыбохозяйственного института и представители всех контролирующих и надзорных органов Сахалинской области. Кому, как не им, принимать на местах необходимые оперативные решения с целью оптимального заполнения основных нерестовых и базовых рек производителями лососей, решения по недопущению заморных явлений в нерестовых реках, проводить охранные мероприятия на нерестовых реках, осуществлять контроль за рациональным изъятием промыслового ресурса тихоокеанских лососей, подошедших к берегам.
Дальнейшие действия в данном направлении четко определены в инициативах губернатора Сахалинской области. Необходимо:
- во-первых, вывести тихоокеанский лосось из нормативно-правовых актов как видовой состав, промысел которого регулируется ОДУ, и осуществлять его вылов на основании научных обоснований вариантного прогнозного объема вылова тихоокеанских лососей по районам промысла (минимальный, оптимальный и максимальный);
- во-вторых, передать оперативное управление промыслом в приморские субъекты Российской Федерации, последнее касается не только лососей;
- в-третьих, территориальному институту проводить прогнозирование подходов лососей с учетом мнения рыбацких сообществ и перед отправкой материала на экспертизу в Москву защищать его перед рыбаками.
Доля рыбохозяйственного комплекса в общем объеме промышленного производства области понизилась с 23,7% в 2005 году до 13,8% в 2006году, или на 10%.
Рыбохозяйственным комплексом области за 2006 год выпущено 470,96 тысяч тонн товарно-пищевой продукции (включая рыбные консервы), что составило 93,7% к уровню 2005 года (502,5 тыс. тонн).
В 2006 году выпущено 51309 туб консервов из рыбы и морепродуктов, что составляет 65,4% к уровню 2005 года.
Несмотря на удачное проведение лососевой путины 2006 года, на территории области снизился объем выпуска консервов. В первую очередь такая ситуация сложилась в связи с тем, что их выпуск стал экономически невыгодным для предприятий, зарегистрированных на территории области. Реальная стоимость единицы консервной продукции за последние годы определилась на фоне постоянного повышения цен на сырец, консервную банку, топливо, повышения тарифов на электроэнергию, упаковочную тару, а также увеличения затрат на круглогодичное содержание специалистов консервного производства в условиях сезонности работы предприятий. Рыбохозяйственные предприятия области в период проведения путины вели в основном добычу рыбы-сырца. В связи с этим предприятия не занимались самостоятельно реализацией ни рыбы-сырца, ни произведенной продукции, а пользовались услугами оптовых покупателей, специализирующихся на торговле рыбой и морепродуктами. При этом закупочные цены, которые заявляют оптовики, существенно отличаются от себестоимости продукции, причем не в пользу предприятия-добытчика или предприятия-производителя. Путь от предприятия-добытчика-производителя до потребителя рыба-сырец проходит с огромными накрутками.
Проблема с рынком реализации рыбных консервов является общей для всех предприятий, имеющих консервное производство, поэтому многими руководителями предприятий принято решение (в ущерб консервному производству) заниматься производством мороженого сырца. Для этих целей предприятиями приобретается скороморозильное оборудование. Так, по причине экономической выгоды, производство мороженой продукции становится для предприятий приоритетным.
Также можно сказать о том, что снижение выпуска консервов связано и с тем, что многие рыбоперерабатывающие предприятия, осуществляющие глубокую переработку сырца, не имеют рыбопромысловых участков, квот на добычу водных биоресурсов для обеспечения производства сырьем, льгот по оплате электроэнергии, да и вообще какой бы то ни было финансовой поддержки. Для того чтобы предприятия могли работать и дальше, многие из них вынуждены брать в кредит денежные средства под еще не добытую рыбу, а поймав рыбу, морозят ее и отдают за взятые кредиты.
Объем производства товарно-пищевой продукции в стоимостном выражении составил 11865,5 млн. рублей, что в сравнении с прошлым годом составляет 89,5% (13256.2 млн. рублей).
Экспорт рыбы, морепродуктов и продукции из них – одна из стабильных экспортных статей области, удельный вес ее в общем объеме экспорта в 2006 году составил 17,4% (в 2005 году – 16,7%). В натуральном выражении экспорт продукции составил 187,99 тыс. т, что в сравнении с 2005 годом составил 99,9% (188,2 тыс. т). В стоимостном выражении экспорт продукции составил 224,4 млн. долларов США, что составило 100,2% (223,9 млн. долларов США) к уровню прошлого года. Физический объем экспортных поставок снизился на 0,1%, стоимостный – возрос на 0,2%. Средняя стоимость 1 т продукции, отгруженной на экспорт, осталась на уровне прошлого года и составила 1190,0 долларов США.
Основная доля рыбы и морепродуктов экспортирована в республику Корея – 27,5% стоимостного выражения (в 2005 году в Японию-34,7%).
Экспорт рыбы и морепродуктов за пределами таможенной границы России составил 162,7 млн. долларов США (72,2% от общего объема экспорта рыбы и морепродуктов) и снизился по сравнению с 2005 годом на 3%.
Согласно статистическим данным по разделам «рыболовство» и «рыбоводство» за декабрь 2006 года предприятия рыбной отрасли имеют сальдированный финансовый результат 630,4 млн. рублей, тогда как в 2005 году сальдированный финансовый результат составлял -152,2 млн. руб.
Согласно данным органов статистики, касающимся крупных и средних предприятий, на 1 января 2007 года из 50 предприятий 20 имеют убытки.
На финансово-экономическое состояние предприятий влияют многие нерешенные проблемы. К ним относятся: недоосвоение выделенных водных биологических ресурсов, проблемы регулирования промысла тихоокеанских лососей, проблемы охраны водных биоресурсов и контроля на промысле, проблемы рыбохозяйственной науки, развития аквакультуры и рыбопромыслового флота. Их решение возможно при условиях: совершенствования нормативной правовой базы в области государственного управления водными биоресурсами и дальнейшее развитие прибрежного рыболовства; определения общих допустимых уловов только на отдельные виды водных биологических ресурсов; повышения уровня освоения запасов водных биоресурсов; приведения ставок сбора за пользование водными биоресурсами в соответствие с экономической рентабельностью промысла водных биоресурсов; государственного регулирования промысла тихоокеанских лососей; совершенствования государственного управления в области охраны водных биоресурсов; государственного управления в области развития аквакультуры (принятие федерального закона «Об аквакультуре»); стимулирования строительства новых судов на российских верфях с целью обновления флота (привлечение внебюджетных инвестиций для обновления флота).
Все вышеуказанные проблемы и пути их решения находятся вне компетенции администрации области.
Однако департаментом по рыболовству Сахалинской области в 2006 году был принят План мероприятий по снижению убыточности предприятий на период до 2009 года. В результате соответствующих мероприятий по состоянию на 1 января 2007 года, по данным статистики, у предприятий отрасли отсутствует просроченная задолженность по заработной плате, тогда как за аналогичный период прошлого года она составляла 12979 тыс. рублей, а задолженность в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды снизилась и составила 84,1 млн. рублей, что составляет 40,2%.
Администрацией Сахалинской области оказывается также финансовая помощь предприятиям отрасли: так, в 2006 году 6 рыбохозяйственных предприятий стали победителями конкурса по возмещению процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках на сумму 12055,0 млн. рублей. В основном кредиты рыбопромышленными предприятиями привлекались для ведения текущей хозяйственной деятельности: для пополнения оборотных средств, ремонта производственных помещений, строительства рыборазводных заводов, подготовки к проведению сезонных работ (путины), лизинга судов, приобретения холодильного оборудования и т.д.
По статистическим данным за 2006 год (включая малые предприятия), увеличилась среднемесячная заработная плата на 2523,4 руб. и составила 13758,8 рублей или 122,4%. В 2006 году нет просроченной задолженности по выплате заработной платы, тогда как в 2005 году она составляла 12979 тыс. рублей.
В соответствии с утвержденной Концепцией развития воспроизводства и товарного выращивания водных биологических ресурсов в Сахалинской области до 2010 года, администрацией области в 2006 году проводилась целенаправленная работа по расширению масштабов искусственного воспроизводства лососевых видов рыб и культивирования других видов водных биоресурсов. Результатами работы можно считать:
- выполнение совместно с ФГУП «СахНИРО» научно-исследовательской работы: «Рекогносцировочное обследование рек Сахалинской области с целью разработки региональной схемы-размещения рыбоводных заводов»;
- подготовлены такие нормативные документы, как: № 216-па от 06.10.2006 г. «Об утверждении типового перечня и схемы размещения рыбоводных сооружений для искусственного разведения лососевых видов рыб на территории Сахалинской области» и 233-па от 24.10.2006 г. «О порядке получения согласования на организацию хозяйств по искусственному разведению водных биологических ресурсов»;
- продолжена работа по выбору и закреплению участков водных объектов за хозяйствующими субъектами для целей воспроизводства и товарного выращивания водных биоресурсов, а также подготовлен проект постановления администрации Сахалинской области «О перечне рыбопромысловых участков в Сахалинской области», который направлен на согласование в Министерство сельского хозяйства РФ.
- совместно с ассоциациями рыбопромышленников департамент принял участие в разработке районных программ изыскания резервов для увеличения численности лососевых видов рыб как за счет проведения мероприятий по использованию возможностей аквакультуры, так и за счет сохранения и рационального использования естественных нерестилищ (охрана, мелиорация, расширение площадей), где это целесообразно;
- прорабатывается возможность проведения Конгресса «Аквакультура – технологии будущего» с целью расширения сотрудничества с регионами России и иностранными компаниями в сфере технологий воспроизводства и товарного выращивания водных биоресурсов.
В 2006 году рыбопромышленными предприятиями Сахалинской области осуществлено строительство двух лососевых рыбоводных заводов на реке Фирсовка Долинского района и реке Ольховатка Анивского района. Проектирование и строительство рыбоводных сооружений осуществлялось за счет собственных средств предприятий. Стоимость проектов, в том числе строительно-монтажные работы, составила более 150 млн. рублей.
Данные рыбоводные заводы позволят увеличить выпуск молоди тихоокеанских лососей на 40 млн. шт., а промысловый возврат от этой рыбы ориентировочно даст 2-2,5 тыс. т дополнительного улова.