Журнал «Fishnews»

Гарант спокойствия

Высокий уровень рисков, которые связаны с осуществлением полноценной рыбохозяйственной деятельности, требует наличия на современном рынке развитых институтов страхования. Рыбаку сложно обойтись без страховщика, который бы своевременно возмещал убытки, связанные с поломкой или потерей судна, обеспечивал бы то огромное количество специфических рисков, связанных с жизнедеятельностью экипажа в море или работой флота, иначе говоря, гарантировал бы спокойствие судовладельца. О том, какие услуги предоставляют сегодня страховые компании рыбакам и как будет развиваться рынок страхования в перспективе, журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказала генеральный директор ООО СК «Дальакфес» Людмила БРЮХНО.

- Многолетний опыт на рынке морского страхования в России дает Вам возможность говорить о путях и тенденциях его развития. В каком направлении движется рынок, как складываются партнерские отношения, меняется ли взгляд судовладельцев и руководителей предприятий на страхование?

- Развитие рынка морского страхования тесно связано с развитием морской торговли, рыболовства. Те риски и опасности, которые неизбежны при ведении рыбохозяйственной деятельности, безусловно, должны быть обеспечены. Удовлетворить этот запрос призваны современные институты страхования.

Российский рыбопромысловый флот на сегодняшний день насчитывает более 3000 судов различного назначения: добывающие, обрабатывающие, транспортные, научно-исследовательские и другие. Однако большинство этих судов изношено и морально устарело. 68% – таков физический износ флота на данный момент. И эта отметка критическая. Ситуация усугубляется нерегулируемым, хаотичным пополнением флота в основном за счет приобретения и постановки на промысел бывших в употреблении судов.

Так, за период 2003-2007 годы на флот поступило всего 357 судов. В основном это иностранные суда, бывшие в эксплуатации. Срок службы половины из них превышает 15 и более лет. При этом списано 842 судна. Если в ближайшее время не начнется процесс масштабного обновления флота, то к 2015 году общий объем уловов сократится до 2,6 млн. тонн по сравнению с существующим уровнем 3,2-3,3 млн. тонн. Это же, в свою очередь, приведет к существенному сокращению производства рыбных продуктов в стране, и как следствие – засилью иностранной продукции. Таким образом, назрела объективная потребность в обновлении флота. Однако, как и в любом другом случае, компании, которая решится на столь серьезный шаг, должны быть предоставлены какие-то гарантии. Постройка судов может быть покрыта страхованием. Так, процесс от момента закладки киля до выхода готового изделия покрывается страховщиком. Это дало бы судостроительным предприятиям гарантированную возможность выполнения заказа, а возрождению флота – новый импульс.

С другой стороны, очень важно обеспечить безопасность мореплавания уже существующих плавсредств. «Дальакфес» возмещает убытки вследствие полной гибели судна или расходы по устранению повреждений его корпуса, механизмов, машин и оборудования, убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна, необходимые и целесообразно произведенные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, а также по спасению судна. Страховой тариф в зависимости от объема ответственности, типа и возраста судна, района плавания определяется в диапазоне от 0,4% до 3,5%.

На сегодняшний день страхование стало неотъемлемой частью рыбохозяйственной деятельности. Между страховыми компаниями и рыбаками складываются доверительные отношения. Ведь главный принцип в нашей работе – «услуга за деньги», а не «деньги за деньги», как это принято в большинстве компаний. В нашей компании стараются предупреждать возможные проблемы, связанные с устранением повреждений и неисправностей. Это позволяет клиентам компании чувствовать себя уверенно, комфортно. Ведь действенная, надежная и полноценная «защита от страха» стоит в глазах потребителя дороже, чем простая защита от материальных потерь.

- К каким пакетам услуг рыбаки проявляют наибольший интерес, можно ли сказать, что они стали более требовательны к разработке программ страхования?

- Одна из самых распространенных услуг на сегодняшний день – это предоставление страховых гарантий банку при получении кредита рыбохозяйственными предприятиями. Для того чтобы выйти на промысел, рыбаку необходимо подготовиться и вложить немалое количество средств в оснастку, бункеровку топливом, подготовку экипажа и судна в целом. Краткосрочные кредиты на покупку снабжения стали нормой. Страховые компании, в свою очередь, участвуют в залоговом страховании. Судно как имущество берется банком в залог, под него выдается кредит, а страховая компания выступает гарантом, что в случае гибели судна страховщик либо полностью выплатит банку сумму кредита, либо компенсирует оставшуюся часть.

Другой, не менее востребованный продукт – это страхование экипажа от несчастных случаев, гибели и т.д. К сожалению, тот институт врачевания, который раньше был развит в море, сегодня развален. Судовые медики уходят в прошлое. Сегодня они есть разве что на крупных плавбазах. Промысел же в море – это травматичное и опасное для жизни производство. Страховая компания возместит убытки, связанные с лечением, транспортировкой, репатриацией пострадавшего или тела и т.д.

Учитывая, что средства на страхование тратятся существенные, судовладелец должен быть уверен в том, что страховая компания выполнит свои обязательства в полном объеме. А потому к выбору страховой компании рыбаки подходят очень тщательно. Можно сказать, что они стали более избирательными как по отношению к компании, так и в выборе предлагаемых продуктов. В «Дальакфес» стараются соответствовать такому требованию клиентов. Разбор страховых случаев происходит оперативно и в максимально сжатые сроки. Мы стараемся руководствоваться минимумом документов, которые позволяют нам выплатить компании страховое возмещение. Ведь мы понимаем, что судно, стоящее на приколе и не ловящее рыбу, – это прямой убыток для судовладельца.

- Какое место в морском страховании занимают предприятия рыбохозяйственного комплекса, существуют ли проблемы в работе с этим видом страхователей, в чем они заключаются, существуют ли перспективы роста в этом направлении?

- К сожалению, количество рыбаков-страхователей уменьшается. Сокращается флот – уменьшается и портфель заказов. Новые суда не строятся. На данный момент в нашем портфеле рыболовецкий флот занимает всего лишь 30-35%, в том время как еще в 2005 году эта цифра была на порядок выше – 45-50%. Старение флота, невозможность поддерживать его в технически исправном состоянии, нерентабельность – все это приводит к тому, что доля рыбацкого флота в страховом портфеле уменьшается с каждым днем. Пожалуй, это основная проблема, которая омрачает наши взаимоотношения с рыбаками. Потому как в остальном – это порядочные и ответственные клиенты. Мнение о том, что рыбак в море – прямая опасность для страховщика, ошибочно. Практика показывает, что это не так. Если сопоставить количество происшествий на рыбацком и транспортном флоте, то становится очевидным, что у рыбаков аварий значительно меньше. Например, за прошлый год у нас по рыбацкому флоту было выплачено всего три претензии. Это были незначительные повреждения траловых лебедок, системы охлаждения груза.

Даже тот факт, что рыбаки сдают улов в море, которое никогда не бывает спокойным, и при этом практически никогда не повреждают корпус, говорит о многом. У нас подобных случаев было всего два.

Что же касается перспектив роста на рынке морского страхования, то они, безусловно, есть. И если говорить о предприятиях рыбохозяйственного комплекса, то неохваченными на данный момент страховщиками остаются предприятия, занимающиеся аквакультурой. Страховая компания вполне могла бы обеспечить риски этого сегмента предпринимателей, связанные с осуществлением их хозяйственной деятельности, такие, как гибель молоди или потеря урожая, и др. Отмечу, данный вид страхования очень распространен в западной части России и практикуется на прудовых и речных хозяйствах. Что же касается марихозяйств, то пока это направление не развито. Да и сами хозяйственники к нам по этому вопросу пока не обращались.

Зато поднимался другой вопрос – о возможном страховании недополученной выгоды. К этому рыбаков побуждает нестабильная ситуация на рынке и промысле. Рыбалка – это рискованный, сложно предсказуемый бизнес. Однако этот вид страхования очень дорогой и рассчитан только на форс-мажорные ситуации, поэтому рыбаки к нему, несмотря на объективную потребность, пока не обращаются.

Наша компания готова разработать для рыбодобывающих компаний удобную страховую программу, включающую, по желанию клиентов, не только страхование судов, но и страхование экипажей, берегового имущества, офисов, складских запасов и производственного оборудования. Страховые продукты «Дальакфес» гарантируют клиентам высочайший уровень надежности с перестрахованием в крупнейших российских и зарубежных перестраховочных компаниях.

«Дальакфес» индивидуально работает с запросами каждого клиента и будет рад сотрудничеству со всеми компаниями рыбохозяйственного комплекса.

ООО страховая компания «ДАЛЬАКФЕС»

г. Владивосток, ул. Верхне-Портовая 40 а,
тел (4232) 41-10-00; 41-10-10. факс: 41-09-90.
www.dalacfes.ru
e-mail: dalacfes@dalacfes.ru

г. Южно-Сахалинск, ул. Хабаровская 43, офис 318
тел/факс (4242) 74-17-91, 30-20-63.
e-mail: dalacfes@sakhalin.ru

Людмила ДЕМЕНТЬЕВА