Любовь наша.Мудрецы утверждают, что настоящая любовь в этой жизни может быть только одна. У Любови Цвиркун любовью всей жизни стала работа. Эта хрупкая женщина с огоньком в глазах сегодня управляет коллективом в 150 человек. Каждый из них на своем месте выполняет свою работу. Качественно. С полной отдачей. Любовь Михайловна требует от работников перерабатывающего завода грамотного и четкого исполнения своих обязанностей. За конечный результат отвечает именно она – заведующая производством ООО «Морепродукт Ко., Лтд.» Любовь Цвиркун. |
С любовью по жизни
Родилась Любовь Цвиркун в Челябинской области. Почти сразу после рождения дочери родители решили переехать из шахтерского города в Сибирь. Новым местом жительства они выбрали Тобольск. Там Люба провела все свое детство, юность. «В детстве я мечтала стать воспитателем или учителем младших классов, – вспоминает Любовь Михайловна. – Однако, окончив школу, я решила поступить в Тобольский рыбный техникум на технолога. Мне хотелось посмотреть страну. В то же время я до сих пор не могу объяснить, почему выбрала именно рыбный техникум. Сначала я хотела стать ихтиологом. Но меня отговорила старшая сестра. Она сказала, что это мужская профессия и посоветовала мне поступать на технолога. Диплом по своей специальности защитила в 1978 году и по распределению хотела попасть на север. Я училась хорошо, и выбор у меня был. Однако, съездив в ноябре по распределению на преддипломную практику, я поняла, что меня там не ждут. На заводе в Березино технологи не требовались. Нужны были мастера-приемщики. В то же время островной комбинат запросил 10 специалистов технологов. Так я попала на Шикотан. Родители к моему выбору отнеслись с пониманием. Никто не возражал. Меня с детства научили, что ответственность за принятые решения я должна нести сама».
На Шикотане Любови Михайловне очень понравилось. Ее восхищало все: природа, люди. Да и на заводе хорошо встретили. Она до сих пор благодарна своим «шикотанским» наставникам. «Настоящие учителя-производственники объяснили мне, что заводская работа значительно отличается от того, чему меня учили. Пришлось осваивать все вновь. Меня закрепили за мастером по закатке. Он мне не только показал производство, но и научил правильно относиться к своей работе. Помню, когда пришла первый раз, он мне сказал: «Никогда не поленись прийти на работу на 15 минут пораньше смены и уйти на 15 минут попозже. Это труда не составит. Однако ты будешь знать, что твоя смена трудится в достойных условиях, а уходить всегда будешь с чистой совестью». Так я и начала работать. Он мне показал цеха, объяснил, как общаться с людьми».
Смена на закатке – одном из завершающих процессов – начиналась с 11 утра. Работали по 12 часов. «Работы было много, ведь тогда каждый из нас старался перевыполнить план, отличиться. И вот мы стояли у станков по 12 часов в день, а то и больше. Однако я никогда не жаловалась, мне моя работа сразу понравилась», – рассказывает Любовь Цвиркун.
Отработав в 1978 году путину мастером на закатке, молодую добросовестную работницу перевели в мастера по закладке. Бригады тогда работали на сайре и на сельди-иваси.
А в 1979 году Любовь Михайловна родила сына. Однако, пробыв в декретном отпуске пару месяцев, не выдержала и вновь вышла на работу. «Коллектив у нас была дружный, и все друг другу помогали. Ребенок был не в тягость», – говорит Цвиркун. Она начала работать по вечерам в отделе – оформлять сводки по всем трем заводам Крабозаводска: вылов сырца, количество переработанной и выпущенной продукции, ассортиментный ряд, реализация, подсчитывала расходные и вспомогательные материалы, делала сводные таблицы. Когда ребенку исполнилось 10 месяцев, Любовь Михайловна вышла работать в смену мастером на укладку. Работали с 9 утра и до 9 вечера. Иногда оставались и на ночь. Ребенку взяла няньку, работать приходилось все больше.
До 1982 года Любовь Цвиркун трудилась мастером на закатке. А потом ее перевели начальником смены. «Тогда под моим руководством в общей сложности работало 1200 человек. Однако ответственность меня не страшила. Я по-прежнему приходила на 15 минут раньше своих работников и уходила только после того, как последний сдаст мне свое рабочее место, – говорит Цвиркун. – На нашем заводе всегда было очень много студентов. Ведь работа на путине и по сей день остается едва ли не единственной возможностью хорошего заработка. В то время у нас трудилось несколько сотен студентов из Читы. Все они приезжали на лето и, выработав положенный срок, уезжали обратно. Редко кто из них оставался. Однако были и те, кто встретил на Шикотане свою судьбу, были и те, кто просто полюбил эту удивительную природу. Трудились у нас и сезонные рабочие: из Чувашии, Кабардино-Балкарии, со всего Советского Союза. Контингент разнообразный. Но я научилась находить общий язык со всеми, научилась улаживать конфликты.
Тогда была очень сильная система. Если человек не выходил на работу без уважительной причины, его в 24 часа выселяли с острова. Бывало, что целая смена не выходила на работу, особенно когда объявляли штормовую, и все суда скапливались в порт-ковше. «Однако я никогда не была сторонницей того, чтобы выгонять человека за первую провинность. Бегала по кораблям, собирала свои бригады. Я вообще склонна прощать. Я понимала, как никто другой, что жить и работать в таких условиях тяжело. Но я научились преодолевать трудности и радоваться жизни. И хотела научить этому других».
В 1983 году в СССР начали внедрять сертифицирование продукции, и Любови Цвиркун предложили работать инспектором в Дальрыбинспекции. Она согласилась. «Мы проверяли все: от сырца до готовой продукции. Для этого мы ездили по производствам, бывали в цехах, также имели свои лаборатории, где проверяли конечный результат. Мы вели очень жесткий контроль».
В 1983 году Любовь Михайловна познакомилась со своим мужем. Он работал рыбаком: их судно зашло на Шикотан, чтобы сдать улов.
«Мы решили пожениться. Однако для этого мне пришлось бросить свою работу в Крабозаводске и переехать жить в Северо-Курильск, к мужу. В Севкуре меня приняли на Базу сейнерного флота по рекомендациям.
Северо-Курильск – небольшой рыбацкий городок. И, когда я приехала, многие просто приходили, чтобы посмотреть на меня. Я работала в рыбцеху. Сначала технологом, потом перевелась мастером в консервный цех. В 1986 году их консервного цеха перешла на участок обработки. Через три года мне предложили работать в лаборатории». Однако в середине 90-х наступило время перелома, и «лабораторная» работа стала просто никому ненужной. Условия день ото дня ставились все хуже, в Северо-Курильск перестали поставлять реактивы, химикаты, материалы и прочее. Конечно, все понимали, что лаборатория жизненно необходима для рыбацкого города. Однако недостаток финансирования, постоянная невыплата заработной платы привели к тому, что специалисты разошлись. Постепенно лаборатория развалилась.
Новая жизнь по старым правилам
Любовь Михайловне предложили работу на предприятии «Морепродукт». «Я пришла сюда заведующей по производству и по сей день тружусь в этой должности, несмотря на то, что мое начальство не раз пыталось повысить меня. Я каждый раз отказываюсь. Не потому, что не амбициозна, а потому, что люблю именно такую работу. На производстве. В цеху. Рядом с мастерами, обработчиками. Я только тогда спокойна, когда вижу, как люди работают, когда знаю, что все в порядке с линиями. Я благодарю свое руководство за доверие. Но моя работа – это моя жизнь. Я не смогу сидеть в офисе. Мне нравится, когда все крутится, вертится, когда линия бесперебойно работает. Здесь я вижу реальный результат своего труда и от этого счастлива». Рядом с Любовью Цвиркун трудится и ее сын.
Любовь Михайловна утверждает, что ее работа нравилась ей всегда. Даже работая инспектором, она всегда трудилась бок о бок с обработчиками, всегда через ее руки проходила рыба. Каждый этап ее жизни был интересен по-своему. «Я никогда не боялась трудностей, тем более в работе. Работа с бумажками – это приложение к работе. Меня тянет в цех. Самое интересное, что мне нравится именно островная работа. Я пробовала себя на материке. Однако, попав в молодости на Курильские острова, я полюбила их всей душой»!
За это время, говорит Любовь Михайловна, она ни разу не хотела все бросить и уехать. «Мне иногда кажется, что я исполнила свою детскую мечту – стала воспитателем. Ведь взрослые люди, порой, что малые дети. Поэтому я стараюсь всегда найти компромисс с каждым из них, к каждому найти подход. Моя работа заключается не только в том, чтобы перерабатывающая линия бесперебойно работала и выдавала качественную продукцию. Моя основная задача – научить этому людей и создать им благоприятный психологический климат. Я всегда сама назначаю бригадира и стараюсь найти человека не просто знающего свое дело, но и с определенными организаторскими способностями. Сама стараюсь подобрать людей в бригаду». К старому правилу, которому в молодости научил ее «шикотанский»наставник, прибавилось еще одно: для того, чтобы требовать с кого-то хорошую работу, надо уметь грамотно делать ее самому, и уметь показать, как это нужно делать.
Ей важно видеть весь процесс: «от и до». Только тогда Любовь спокойна. «Я могу отдыхать, когда знаю: цех не работает, рыбы нет. В этом случае я иду на море, к океану, гуляю по сопкам. У меня в жизни не было утра, чтобы я встала и не хотела идти на завод. Каждый день здесь я узнаю что-то новое, решаю разные жизненные задачки. Я даже на «больничный» не хожу. Заболею только тогда, когда с производством что-нибудь случиться, – и тут же Любовь Михайловна трижды стучит по столу, – не дай Бог!
На мой взгляд, самое главное, это – любить свою работу, любить результат своего труда. Моя мечта – все, что задумало наше руководство (поставить новые перерабатывающие линии) осуществилось. Я хочу облегчить труд нашим обработчикам. Ведь это очень тяжелый, порой, изнуряющий труд.
Я живу работой и по-другому не хочу. Если бы мне дали еще один шанс, еще одну жизнь, я прожила бы ее точно так же, ничего не меняя. Меня всегда окружали очень хорошие люди, и любые трудности я преодолевала легко во многом благодаря им. У меня есть два правила, которым я следую. Для меня важно, чтобы человек, который встанет на мое место, не отходил от них. Потому что это – залог не только его личного успеха, но успеха нашего предприятия».