Газета «Рыбак Приморья»
Екатерина Белая

Старые и новые проекты Екатерины Белой.

«Рыбные» конструкторские бюро переживают в Приморье не лучшие времена. А когда-то с их помощью отрасль развивалась, разрабатывались и устанавливались на предприятиях новые технологические линии по переработке морепродуктов. И конструкторы, которые проектировали новую технику, были в почете у рыбаков, ведь с их помощью развивалось производство. Например, конструктора Екатерину Белую, руководителя автономной некоммерческой организации опытно-конструкторского проектного центра «Судоберегпроект», знают в рыбной отрасли много лет, и в особых представлениях она, наверное, не нуждается. Однако многими ее заслуги уже позабыты, а жаль. Когда-то эту умнейшую женщину не выпускали из страны, боясь потерять «ценнейший конструкторский капитал». Сейчас - даже на проходившие в последние годы мероприятия вроде Рыбного форума и Международного съезда рыбаков, ее не приглашают.

Справка «РП»: Специалисты конструкторского предприятия АНО НИОКПЦ «Судоберегпроект» занимаются проектно-конструкторскими работами с 1978 года. Структура существовала сначала как отдел в ЦПКТБ «Дальрыбы», которое в дальнейшем было реорганизовано в Дальгипрорыбфлот и СП «Далмис», с 1993 года функционирует как самостоятельное предприятие ТОО «Судоберегпроект». Сейчас здесь, несмотря на все трудности, продолжают разрабатывать и внедрять новую технику для переработки рыбы, морепродуктов и марикультуры на судах и береговых предприятиях, осуществляют переоборудование судов.

Размышления вслух

«На чем конструкторы развиваются? – спрашивает меня Екатерина Федотовна, и сама же отвечает, – когда развивается производство, а значит, есть потребность в новых технологиях, в новом оборудовании, тогда и конструкторы востребованы: разрабатывают новую технику, переоборудуют суда. Раньше на Дальнем Востоке были мощные конструкторские организации, которые каждый год создавали новые виды техники для нужд рыбного производства. Екатерина Федотовна помнит, как начиналось развитие конструкторского дела во Владивостоке. Начинали с нуля, когда на наших судах еще и техники никакой не было для переработки морепродуктов. С тех пор много сделано. Приморскими конструкторами созданы крабовая, икорная линии, линия разделки минтая, сайры, горбуши.
В период 60-90-х годов на всех судах, где обрабатывался краб, были внедрены машины для срыва головогрудного панциря краба, крабоварки, машины для разделки ходильных ног, обработки клешни. Примерно в это же время была внедрена механизированная линия для обработки икры лосося, минтая, позволявшая выпускать, например, на РМБ «Е. Лебедев» свыше 10 тонн икры в сутки. Отдельными машинами Н3-ИПОИ были оснащены плавбазы, РМБ, В-69, В-670 и последние суда типа «Всеволод Сибирцев». Внедрено большое количество машин для резки морской капусты Н3-ИРМК. Две машины востребованы до сих пор, их изготавливают Хабаровский Продмаш, «Дальрыбтехцентр», завод «Ураган». Также плавзаводы и береговые предприятия оснащались линиями для разделки сайры. Но вершиной конструкторского мастерства была и остается так называемая крабовая линия.
«До сих пор помню, как проходила моя первая командировка. В 1963 году я на четыре месяца оставляла своего маленького ребенка на берегу с отцом, тогда ведь ни декретного отпуска, ничего не давали, и испытывала машину для срыва головогрудного панциря, внедряя эту новую технологию на старом краболове «Всеволод Сибирцев». Потом на судне «Коряк» провела три месяца». По мнению Екатерины Федотовны, «конструктор может считаться настоящим конструктором, когда помимо хороших мозгов, есть связь с производством». Трудно не согласиться с ее словами, ведь конструктор должен не только придумывать и рисовать новый механизм, а проводить испытания, отрабатывать технологическую линию в реальных условиях. В советское время молодые конструкторы от 2 до 4-х месяцев в году испытывали и внедряли новую технику, не считаясь ни со временем, ни с мизерной зарплатой, помогали поднимать и развивать рыбную промышленность. И их заслуга в этом – неоценима. В свое время руководители советского государства, поняв это, начали повсеместно создавать конструкторские организации. Но после перехода страны к рыночной экономике отечественные конструкторы оказались невостребованны – производство разваливалось, новое оборудование казалось не нужным. «В первую очередь, перестройка сказалась на науке и конструкторских бюро. И что имеем в итоге – ничего. До сих пор все производство держится на той технике, которую мы создали еще в советские годы, а где-то и ее растащили. Чтобы сохранить остатки конструкторского потенциала и выжить в новых условиях, мы приняли решение создать свое самостоятельное предприятие, и как видите, еще работаем», – говорит Екатерина Белая.

Рыба – людям…

После развала Советского Союза специалистами «Судоберегпроекта» были спроектированы: цеха по обработке ламинарии для производства альгиновых кислот (для Украины); механизированная линия по производству полуфабриката медицинского жира и еще многое другое. Конструкторы «Судоберегпроекта» разработали несколько технологических линий по заказу приморских предприятий отрасли. Но из-за нехватки финансовых и других возможностей многие из этих проектов так и остались на бумаге или были внедрены в «усеченном» варианте. Так получилось, например, с технологической линией по производству детского и диетического питания на рыбной основе, которое создавалось для «Владрыбкомбината».
- Владивосток – рыбный город, но почему-то нет детского питания на рыбной основе. А детям как никому нужна рыба. И вот нами совместно с ТИНРО-Центром были разработаны проекты по производству такого детского питания. Был сделан проект на два цеха – консервный и пресервный для производства питания, которое предназначалось, в первую очередь, для детей в школах и детских садах, а также для взрослых, нуждающихся в диетическом питании. Подобрали в цеха импортное оборудование, прошли все согласования, но проект так и не был внедрен.
К сожалению, это не единственный пример того, как работа конструкторов остается без реального воплощения. Сотрудники «Судоберегпроекта» под руководством Екатерины Федотовны разработали и проект опытно-экспериментального рыбоперерабатывающего комплекса в г. Совгавань с тремя цехами: консервным, разделочным и пресервным. Этот комплекс предназначался для переработки всевозможных видов сырья: горбуши, краба, сельди, морской капусты… Но из задуманного пока удалось внедрить только цех по разделке и заморозке крабов. Дальше – не хватило финансовых средств у заказчика.
Или другой пример – проект перерабатывающего комплекса в поселке Козьмино для компании «Интрарос» также внедрен в усеченном варианте. Из трех задуманных цехов запустили только один – разделочно-консервный с планируемым объемом производства в 40 тонн. А сейчас в связи с переносом конечной точки глобального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» существование этого комплекса в Козьмино под вопросом. И таких нереализованных, но созданных и принятых проектов в работе «Судоберегпроекта» достаточно. Вся эта «незавершенность» складывается в другую проблему: заказчики, ссылаясь на нестабильное финансовое состояние, не полностью оплачивают услуги конструкторов за уже разработанный проект.
- Да, мы разрабатываем эти проекты, заказчики их внедряют, закупают оборудование, собирают, и при этом не оплачивают наших услуг. Порой дело до суда доходит. На каждом проекте задолженность составляет по нескольку десятков тысяч рублей. А у наших конструкторов нищенская зарплата, при этом приходится платить огромную аренду за помещение. Понятно, что каждый заказчик хочет как можно дешевле проект сделать, но нам тоже надо и информацию по проекту заказать, и новые ГОСТы, и акты по охране труда, это тоже немалых денег стоит.

Перспективы отечественного конструктора

- Было время: не успеешь создать опытный образец, а он – раз, и в серию пошел. Но ведь техника требует постоянной доработки, ее надо год из года совершенствовать. Как это делают те же немцы, как японцы. Они же постоянно работают над этой машиной. А мы сдали опытный образец – и все. Двадцать четыре года тому назад нами были разработаны устройства по механизированной разделке кукумарии. Тогда отдельные устройства мы успели внедрить на Сахалине в г. Корсаков и еще в нескольких местах. Сейчас востребованность кукумарии – огромная, но это оборудование требует доработки: в процессе эксплуатации выявляются недостатки, которые можно устранить, да и дизайн доработать. Все иностранные производители подобной техники только дизайном и берут покупателей, редко когда что-то «внутри» техники меняют. Зато каждый раз на выставке новый дизайн представляют.
И уж совсем непонятно опытному конструктору – как можно, говоря о развитии рыбопереработки, забыть о тех людях, которые занимаются разработкой машин для этой самой переработки. «Если бы сейчас взять наше оборудование, модернизировать его и оснастить им наши предприятия, ведь получилось бы ничем не хуже зарубежного, – продолжает Екатерина Федотовна. – Но ничего не делается для этого. Нас нельзя «разваливать», осталось-то совсем немного специалистов-конструкторов. А из молодых в конструкторы никто не идет, смены – нет».
Последние работы «Судоберегпроекта»– это разработка проекта разделочно-консервного цеха в пос. Славянка; реконструкция посольного цеха под переработку рыбы – приготовление консервов и пресервов в г. Большой Камень. Совместно с ТИНРО-Центром здесь создали проект технологической линии по переработке креветки. Но заказов, по мнению Белой, все равно мало. Единственное, на что приходится надеяться, на поддержку со стороны государства. Сегодня много говорится о необходимости создания новой перерабатывающей техники, на которой можно было бы перерабатывать различные виды сырья прибрежного лова. Ведь известно, что в каждом улове обычно присутствует не менее четырех видов сырья. В конструкторское предприятие Екатерины Белой рыбопромышленники постоянно обращаются с просьбой помочь в приобретении хотя бы «б/у» оборудования для обработки разного вида сырья. Но такой машины нет ни у отечественных, ни у зарубежных производителей перерабатывающей техники для рыбной отрасли. Точнее, проект-то есть, и именно у конструкторов «Судоберегпоекта».
Как говорит Екатерина Белая, «мы еще не готовы предложить готовый товар – нам необходимо усовершенствовать ранее разработанную технику: провести доработку конструкций, дизайнерские работы. Эта техника позволит максимально увеличить выход разделанного сырья (разных видов) по сравнению с ручной обработкой. Но сейчас совокупная стоимость работ по доводке, оформлению патентов и изготовлению этой техники ориентировочно составляет около одного миллиона рублей. Не каждому конструкторскому предприятию такие расходы по силам. Хотя, все затраты заказчика по созданию новой машины могут окупиться в течение одной путины». Поэтому и не опускает руки конструктор Белая, надеясь на возрождение родной отрасли. Одно из последних предложений – создание на базе конструкторского предприятия «Судоберегпроект» с привлечением специалистов ТИНРО-Центра и заводов-производителей универсальных цехов по безотходной переработке рыбы и морепродуктов с использованием современных технологий. И здесь Екатерина Федотовна надеется только на заинтересованность государства в развитии рыбной отрасли и оснащении ее новейшим оборудованием отечественного производства.

Юлия Беломестнова