Информация о действующей нормативно-правовой базеИнформация о действующей нормативно-правовой базе по вопросу формирования перечня рыбопромысловых участков, заключения договоров на пользование рыбопромысловыми участками, а также их использования |
Формирование перечня рыбопромысловых участков. Заключение договора пользования рыбопромысловым участком.
Вопросы распределения и использования рыбопромысловых участков в настоящее время регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве), Гражданским кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2005 г. N 317 «О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» и N 316 «Об организации промысла тихоокеанских лососей».
Формирование перечня рыбопромысловых участков
В соответствии со статьей 18 Закона о рыболовстве рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта или ее части и прибрежной полосы суши, использование рыбопромыслового участка осуществляется в соответствии с законодательством о водных биоресурсах, водным и земельным законодательством.
Водным кодексом Российской Федерации установлено следующее:
акватория – водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами;
водный объект – сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Статьей 34 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. Обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в частной собственности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Рыбопромысловый участок может быть использован для одной или нескольких целей:
промышленное рыболовство (в том числе прибрежное);
промышленное рыбоводство;
рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
организация любительского и спортивного рыболовства.
Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Минсельхозом России.
В целях организации в Минсельхозе России работы по согласованию перечней рыбопромысловых участков был издан приказ Минсельхоза России от 26 апреля 2006 г. N 126 «О согласовании перечней рыбопромысловых участков», в соответствии с которым установлены сроки и процедура согласования перечней в подразделениях Минсельхоза России. Указанным приказом обеспечена процедура оперативного взаимодействия всех заинтересованных подразделений Минсельхоза России.
Утверждение порядка формирования и утверждения перечня рыбопромысловых участков законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Необходимость утверждения данного акта в настоящее время отсутствует, поскольку Законом о рыболовстве, а также водным и земельным законодательством установлены соответствующие нормы.
Перечни рыбопромысловых участков должны формироваться без учета цели их использования (ст. 18 Закона о рыболовстве).
Справочно ч.4 ст. 18 Закона о рыболовстве
Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Ведение реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Договоры на пользование рыбопромысловыми участками, включаемыми в перечень, должны быть заключены в соответствии с Законом о рыболовстве, в том числе переоформлены в соответствии с требованиями части 3 ст. 39 Закона о рыболовстве (ст.ст. 18, 39 Закона о рыболовстве).
Справочно ч.4 ст. 18 Закона о рыболовстве
Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Ведение реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
ч. 3 ст. 39 Закона о рыболовстве
Договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежит переоформлению без проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
Бессрочные договоры, заключенные до вступления в силу Закона о рыболовстве подлежат переоформлению в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о рыболовстве на срок до 25 лет (ст. 39 Закона о рыболовстве, ст. 42 ВК РФ).
Справочно ч. 3 ст. 39 Закона о рыболовстве
Договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежит переоформлению без проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
ст. 42 ВК РФ
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.
Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования – от трех до двадцати пяти лет.
Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.
В рыбопромысловый участок должны включаться как акватория водного объекта или ее часть, так и прибрежная полоса суши. (ст. 18 Закона о рыболовстве).
Справочно ч.1 ст. 18 Закона о рыболовстве
1. Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта или ее части и прибрежной полосы суши.
Заключение договора пользования рыбопромысловым участком
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о рыболовстве по договору пользования рыбопромысловым участком Росрыболовство обязуется предоставить гражданину или юридическому лицу рыбопромысловый участок для следующих целей:
промышленное рыболовство (в том числе прибрежное);
промышленное рыбоводство;
рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
организация любительского и спортивного рыболовства.
Договор пользования рыбопромысловым участком заключается Росрыболовством по результатам конкурсов, которые организует и проводит Росрыболовство.
Справочно: ст. 41 Закона о рыболовстве
Конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Подпункт «н» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2005 г. N 317 «О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов»
Установить, что Федеральное агентство по рыболовству организует и проводит конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком;
При этом Законом о рыболовстве установлены случаи, при которых для заключения договора пользования рыбопромысловым участком не требуется проведения конкурсов на право заключения договоров пользования рыбопромысловыми участками:
- с лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, или их общинами (право коренных малочисленных народов и этнических общностей, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждан, принадлежащих к этим группам населения, и их объединений на приоритетное право пользования животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности предусмотрено ст. 69 Конституции Российской Федерации, ст. 49 Федерального закона «О животном мире», п. 6 ч. 1 ст. 2, ст. 39 Закона о рыболовстве, а также рядом международных договоров Российской Федерации);
- при переоформлении договора, по которому были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу Закона о рыболовстве (приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории предусмотрен ст. 36 Федерального закона «О животном мире», ч. 3 ст. 39 Закона о рыболовстве).
Справочно ч. 2, 3 ст. 39 Закона о рыболовстве:
Договоры пользования рыбопромысловыми участками заключаются с лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, или их общинами без проведения конкурсов на право заключения договоров пользования рыбопромысловыми участками.
Договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежит переоформлению без проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
В настоящее время законодательством Российской Федерации не определено место проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком. Одновременно с этим в соответствии со ст. 78 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации, в том числе посредством создания территориальных органов.
Справочно ч. 1, 4 ст. 78 Конституции:
1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
До настоящего времени решение о создании территориальных органов Федерального агентства по рыболовству не принято, одновременно с этим, на основании Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, помимо территориальных органов, полномочия федеральных органов исполнительной власти на отдельных территориях могут осуществляться его представителями, которые являются государственными служащими, занимающими должности в центральном аппарате этого органа.
Справочно п. 5.1 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005г. N 30:
5.1. Федеральные органы исполнительной власти в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонных, городских или районных органов.
Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти являются государственными органами, находящимися в его подчинении. Порядок организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти предусматривается в регламенте соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Полномочия федерального органа исполнительной власти на отдельных территориях могут осуществляться его представителями, которые являются государственными служащими, занимающими должности в центральном аппарате этого органа.
На основании изложенного, Федеральное агентство по рыболовству вправе принять решение о проведении конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком как в г. Москва, так и на территории иных субъектов Российской Федерации, исходя из целесообразности.
Порядок определения общих условий (требований) договора установлен положениями части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно статье 427 ГК РФ в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати. Примерные условия, в свою очередь, могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия. Однако законодательством Российской Федерации не установлено полномочие Минсельхоза России по утверждению указанного примерного (типового) договора пользования рыбопромысловым участком.
Одновременно с этим, в соответствии со статьей 40 Закона о рыболовстве в договоре пользования рыбопромысловым участком указываются:
1) наименование, площадь, границы рыбопромыслового участка;
2) сведения о пользователе рыбопромысловым участком;
3) разрешенные виды рыбохозяйственной деятельности;
4) срок пользования рыбопромысловым участком;
5) порядок пользования водными биоресурсами;
6) требования к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания;
7) порядок, условия и сроки внесения платы за пользование рыбопромысловым участком, за исключением рыболовства в целях, указанных в статье 25 настоящего Федерального закона;
8) иные предусмотренные гражданским законодательством или соглашением сторон условия.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о рыболовстве рыбопромысловый участок может быть использован для одной или нескольких целей:
промышленное рыболовство (в том числе прибрежное);
промышленное рыбоводство;
рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
организация любительского и спортивного рыболовства,
Таким образом, при заключении договора необходимо учитывать обязательное получение пользователем разрешения на вылов (добычу) водных биоресурсов либо иного документа, предусмотренного Законом о рыболовстве.
Порядок проведения конкурсов, а также заключения договоров по их результатам установлен Гражданским кодексом Российской Федерации.
Договор пользования рыбопромысловым участком по результатам конкурса заключается с лицом, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.
Справочно ст. 447 ГК РФ
Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
При этом в целях обеспечения равных и конкурентных условий конкурса, конкурс признается несостоявшимся в случае, если в нем участвовал только один участник.
Справочно ч. 5 ст. 447 ГК РФ
5. Аукцион или конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
Установлены следующие формы проведения конкурсов:
открытые и закрытые.
В открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
В закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Справочно ч. 1 ст. 448 ГК РФ
1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.
В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Не менее чем за 30 дней до проведения конкурсов организатором должно быть сделано извещение, в котором обязательно должны быть указаны:
сведения о времени;
сведения о месте и форме конкурса;
сведения о предмете конкурса;
порядок проведения конкурсов, в том числе порядок оформления участия в конкурсе, порядок определения лица, выигравшего конкурс;
сведения о начальной цене;
сроки и порядок внесения, а также размер задатка;
срок, предоставляемый для заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
Справочно ч. 2-4 ст. 448 ГК РФ
2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
3. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.
4. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
В день проведения конкурса Росрыболовство и лицо, выигравшее конкурс, подписывают протокол, который имеет силу договора. Договор пользования рыбопромысловым участком должен быть заключен Росрыболовством не более чем в 20-дневный срок после проведения конкурса.
Справочно ч. 5 ст. 448 ГК РФ
5. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Таким образом, порядок проведения конкурсов достаточно детально регламентирован Гражданским кодеком Российской Федерации и издание дополнительного акта не требуется.
Одновременно с этим, в связи со спецификой промысла тихоокеанских лососей, Правительство Российской Федерации в целях организации их промысла утвердило постановление «Об организации промысла тихоокеанских лососей».
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации Министерству сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой поручено утвердить:
а) порядок и условия проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком для добычи (вылова) тихоокеанских лососей при осуществлении прибрежного рыболовства;
б) типовое положение о комиссии по проведению конкурса, предусмотрев включение в ее состав представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти прибрежных субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены низовья рек, являющихся местами воспроизводства тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке Российской Федерации.
На основании изложенного, действующее в настоящее время федеральное законодательство в полной мере регулирует вопросы, связанные с формированием рыбопромысловых участков, проведением конкурсов на право пользования такими участками, а также вопросы их использования.
Минсельхоз России