На Камчатке придумали новый способ борьбы с детским браконьерствомНовый предмет вводится в школах Камчатской области в этом учебном году. Старшеклассники пока только двух десятков учебных заведений полуострова помимо привычных наук будут изучать еще и ихтиологию. |
Причем, как стало известно Fishnews.ru, преподаватели, подготовленные по специальной программе, учителя местных школ будут преподавать своим ученикам достаточно узкий раздел ихтиологии, посвященный лишь тем породам лосевых рыб, которые встречаются в камчатских реках.
По словам куратора проекта Маргариты Кулаковой, внедрением нового школьного курса на полуострове занимается областной институт повышения квалификации педагогических кадров, а все финансирование эксперимента проходит в рамках международной программы по сохранению биоразнообразия Организации Объединенных Наций.
Главный упор разработчики школьного курса «Камчатский лосось» сделан на продвижение этого предмета не в городские, а в первую очередь в сельские школы, сообщает издание «Время Новостей». Жители десятков рыбацких поселков, разбросанных по побережью Охотского и Берингова морей, годами сидят без работы, а поэтому браконьерство, по сути, является для них единственным источником заработка.
После того как наказания за незаконный промысел рыбы и икры стали жестче, а правоохранительные органы зачастили в некогда безлюдные и труднодоступные районы Камчатки, рыбакам-нелегалам пришлось изыскивать новые способы ухода от ответственности. Как сообщила Маргарита Кулакова, инспекторы рыбоохраны в последнее время все чаще сталкиваются с таким новым явлением, как детское браконьерство. До 14 лет подростки, пойманные на нерестовой речке с сетями и ловушками, не несут перед законом никакой ответственности, в этом случае законом не предусмотрен даже штраф.
Как новый предмет повлияет на решение проблемы детского браконьерства, вызванной тяжелой социальной ситуацией в регионе, никто прогнозировать не берется. Тем не менее, по мнению Антонины Пахомовой, учителя средней школы из небольшого городка Вилючинска, «уже хорошо то, что дети на Камчатке строение рыб на уроках зоологии будут изучать не на примере окуня со среднерусской равнины, а на примере нерки или знаменитой камчатской чавычи».
Лососевый курс вводится в местных школах пока только в порядке эксперимента: на занятия отводится 1 академический час в неделю, плюс к этому предусмотрены экскурсии на рыбоводные заводы и нерестовые реки. А пока специалисты государственного учреждения «Севвострыбвод», которое осуществляет контроль за поголовьем лососевых на Камчатке, в Корякии и на Чукотке, приступили к подготовке самих педагогов, которые смогут преподавать ооновский курс детям полуострова.
Такое внимание мирового сообщества к рыбной фауне отдаленного российского региона продиктовано тем, что Камчатка остается единственной территорией, где до сих пор обитает стадо дикого тихоокеанского лосося. Как отметил ведущий научный сотрудник Камчатского НИИ рыбной отрасли Сергей Синяков, генотип кеты, нерки, кижуча и других видов рыб здесь в отличие от Америки, Японии, Китая и других районов Тихого океана сохранился в первозданном виде. Большая часть мирового поголовья лососевых произведена искусственно на рыбоводных предприятиях. Только вдоль тихоокеанского побережья США насчитывается около 900 подобных центров, занимающихся разведением горбуши, форели и рыбы других ценных пород. Однако из-за практически неконтролируемого браконьерского промысла популяция камчатского лосося стремительно сокращается.